Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – показать область применения нетрадиционных методов преподавания на уроке «Правоведение». Объектом моей работы являются нетрадиционные методы преподавания на уроке «Правоведение».
Предметом – степень применимости нетрадиционных методов в практике общественных наук.
Задачи данной работы:
Так как право относится к категории общественных наук, могут ли нетрадиционные методы преподавания социологии быть эффективны в преподавании права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
1.Методы, приёмы и средства обучения праву………………………………4
2.Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных методов преподавания права……………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………….…23
Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Metodika_prepodavania_sotsiologii.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.Н.КАРАЗИНА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Методика преподавания социологии и социальной работы» на тему: «Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение» в 9-11 классах ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила студентка V курса  заочного отделения

группы СЦЗ-51 Шуть А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков

2012

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...…3

1.Методы, приёмы и средства обучения праву………………………………4

2.Сравнительный анализ традиционных  и нетрадиционных методов преподавания  права……………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………….…23

Список литературы……………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общеизвестно, что система  наук может быть условно разделена  на естественные, общественные и технические  науки. Поскольку юриспруденция  относится именно к категории  общественных наук, то и знания о  том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений с целью достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Данная тема вызвала  мою заинтересованность тем, что у меня появилась возможность сравнить методику преподавания  предмета «Правоведения» сейчас и 15 лет назад. Эта тема нуждается в рассмотрении, так как в ней присутствует, что-то привнесённое в процесс обучения, как и накопленный за века учительской деятельности опыт.

Цель моей курсовой работы – показать область применения нетрадиционных методов преподавания на уроке  «Правоведение». Объектом моей работы являются нетрадиционные методы преподавания на уроке  «Правоведение».

Предметом – степень  применимости нетрадиционных методов  в практике общественных наук.

Задачи данной работы:

  1. Так как  право относится к категории общественных наук, могут ли нетрадиционные методы преподавания социологии быть эффективны в преподавании права.

 

 

 

  1. Можно ли исключить традиционные методы преподавания и оставить в арсенале преподавания лишь нетрадиционные методы.

Раздел 1. Методы и приёмы обучению праву.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует  прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни.

На протяжении многих лет специалисты в области  методики пытаются разобраться в  том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем  большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов обучения праву.

Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч. «methodos» — путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». Известный мыслитель эпохи нового времени Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте. Действительно, выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата.

В области правового  обучения выработалась своя система  методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. Специалисты доказывали, что ученик должен сам вырабатывать свою позицию по различным вопросам, касающимся прав человека. По мнению специалистов, в конце XX столетия выявилось немало проблем правового школьного образования. К ним относят: явное преобладание эмпирического подхода к гражданско-правовому образованию в сравнении с научно-теоретическим знанием (это проявилось прежде всего в том, что стали создаваться многочисленные курсы, учебники, которые вводились в школы без надлежащей экспериментальной проверки и научного обоснования); отсутствие стабильных учебных курсов по правовому образованию, альтернативные курсы затрудняли подготовку педагогов; несоответствие ряда учебных курсов возрастным особенностям учащихся в связи с отсутствием единых требований в правовом образовании; нестыковка между собой идеи создания правового и гражданского образования. В массовой школьной практике утвердились локальные правовые курсы по праву, ориентированные, как правило, лишь на один год обучения. Отсутствовали единые сквозные проблемы, ведущие правовые идеи, которые могли бы объединить курсы с младших классов до старшей ступени. Не разработаны были внутридисциплинарные преемственные связи в правовых знаниях.

Однако в начале XXI столетия правовые курсы становятся более полными, выстраивается определенная вертикаль правовой подготовки школьников с первых классов до выпускных. Профилизация старшей ступени обучения в системе общего образования позволила более основательно изучать правовые вопросы (особое внимание обращалось на роль права в условиях рыночной экономики, интеграцию экономико-правовых знаний).[1]

В настоящее время  в учебных учреждениях системы  общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в  системе модульного варианта (отдельных курсов). В первом случае обучаемые, переходя с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа) и заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования.

 

2.Сравнительный  анализ традиционных и нетрадиционных  методов преподавания права.

Традиционными технологиями правового обучения называют совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет. Они являются устоявшимися и общепринятыми.

Современная система  педагогических технологий правового  образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Таким образом, ведущая цель диверсификации правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

К настоящему времени  доказано, что усвоение внешней информации обучаемым осуществляется многоканально  при существенном доминировании  одного из каналов, что предопределено генетическими факторами и несовершенством школьного обучения. У кого-то развит звуковой канал восприятия юридической информации (для аудиалов желательны беседы, аудиозаписи, подача материала в монологичной форме преподавателем и проч.), у других же большую роль играет зрительное восприятие (следовательно, в процессе организации учебных занятий желательно использовать наглядные средства обучения, в том числе рисунки, графики, схемы, таблицы, опорные сигналы, содержательные модели определенной темы курса). Кинестетики нуждаются в пространственно-двигательных формах работы, а потому участие в минигруппах, в ролевых, сюжетных, деловых играх на занятиях становится весьма результативным. Задача преподавателя заключается в том, чтобы выбрать полимодальные методы воздействия на процесс усвоения юридических конструкций школьниками. Однако сделать это без предварительной подготовки сложно. В профильных образовательных учреждениях, а также там, где преподавание права осуществляется с первого класса, должна быть создана грамотная система правового обучения на базе индивидуального подхода учителя к каждому ученику (школьные учителя должны быть знакомы с особенностями психолого-физиологического развития каждого ребенка, используя это в своей работе).[2]

В системе традиционного обучения праву выделяют также вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции и семинары и проч.).

 В системе инновационных  подходов доминируют активные  и интерактивные формы уроков. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.

Контент-анализ - прежде всего метод качественного содержательного анализа источников. Как один из примеров применения этого метода можно привести контент-анализ сказки. Она представляет для учеников особый интерес потому, что каждый сталкивается со сказками в раннем детстве. Педагогическая практика показывает, что привлечение материала сказки в качестве иллюстративного является очень благоприятным для обучения работе с текстами и вызывает большой интерес аудиторию. На примере сказки явно видно, где нарушаются нормы права и нормы морали.

 «Мозговой штурм» Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика «мозгового штурма», используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Вот некоторые правила проведения «мозгового штурма»:

— необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения, например, «Как снизить уровень преступности?»;

— подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений  по решению проблемы;

— необходимо выбрать ведущего для проведения «мозгового штурма»;

— каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются  по очереди, кратко и четко;

— все предложения записываются на бумаге;

— «мозговой штурм» нельзя проводить более 10—15 мин.

На втором этапе мозгового  штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.

Организуя работу обучаемых  в малых группах, можно предложить некую памятку всему классу. В  ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при использовании на уроке такого метода:

«Каждый участник имеет  право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают  ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, когда у них  другая точка зрения на рассматриваемые  вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все обучаемые делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к учителю или дополнительной информации. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное».[3]

«Круглый стол». Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны с инновациями в области правового обучения. Степень эффективности новых методик обучения проверяется практикой, экспериментальной деятельностью школ.

Информация о работе Нетрадиционные методы преподавания как практическая составляющая часть современного урока «Правоведение»