Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:26, контрольная работа
Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.
Введение
1. Теоретические аспекты нравственных основ социального управления
1.1 Ценностно-нравственная сторона социального управления
1.2 Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте
2. Анализ социально-нравственных отношений в ЗАО ТРК «МКС»
2.1 Краткая характеристика ЗАО ТРК «МКС»
2.2 Характеристика социальной ситуации в организации
3. Совершенствование нравственных аспектов в социальном управлении
Заключение
Список литературы
Этика - совокупность универсальных
и специфических нравственных требований
и правил поведения индивида, реализуемых
в общественной жизни. Традиционная
трактовка этики носит
В глоссарии Европейского фонда управления качеством (EFQM) этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации . Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Мораль и этика составляют основу деловой культуры организации (называемой также организационной или корпоративной культурой), под которой понимаются принятые руководством организации и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, фактически она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их восприятии себя, организации в целом и окружающей среды. Центральное место в организационной культуре занимают базисные ценности, т. е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.
Совершенно очевидно, что
базисные ценности - это, прежде всего,
ценности этического характера. Их следует
отличать от ценностей конкретной личности
(например, религиозные убеждения, политические
взгляды) или общечеловеческих ценностей
(например, свобода, терпимость). В организациях
формирование базисных ценностей проходит
долгий путь трансформации, в результате
чего они, как правило, становятся их
потребностями или
Принятие многих управленческих
решений связано с морально-
- выбор между краткосрочной
выгодой и долгосрочным
- соотношение целей и средств их достижения;
- соотношение материальных и духовных ценностей;
- соотношение личных и общественных интересов .
Коммуникация, т.е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:
- вертикальные (межуровневые) - обмен информацией сверху вниз и снизу вверх;
- горизонтальные - обмен
информацией между
- межличностные - устные сообщения работников (независимо от вида коммуникации).
В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).
Этический уровень организации
характеризуется степенью соблюдения
ее руководителями и сотрудниками нравственных
норм делового сотрудничества. Для
поддержания надлежащего
Типичное содержание этического кодекса может ниже:
- этические принципы;
- политика в отношении конфликтов интересов;
- конфиденциальная информация;
- изобретения и
- поведение на рабочем месте;
- политика в отношении
безопасности труда, охраны
- отношения с партнерами и государственными служащими;
- политика «открытых дверей»;
- взыскания .
Принципы и правила, провозглашенные
в этических кодексах, могут активно
использоваться в рекламных целях
организации. Следует, однако, предостеречь
от включения в кодексы слишком
пафосных и расплывчатых формулировок,
за которыми трудно разглядеть истинные
этические ценности, исповедуемые организацией.
Кроме того, важно, чтобы в этических
кодексах закреплялась не только ответственность
сотрудников перед
Для поддержания высокого этического уровня в мировой практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:
- организация постоянно
действующего комитета по
- учреждение должности
уполномоченного (омбудсмена 1) по
этике, в функции которого
- создание «горячей линии» для замечаний и жалоб;
- проведение аудитов этики поведения;
- выражение благодарности
за образцовое этическое
Социально-этические проблемы
организации целесообразно
Существенную помощь в
решении социально-этических
Социально-этические проблемы любой бизнес-организации сегодня имеют не только локальный, но и более общий контекст, поскольку организация связана со многими внешними заинтересованными сторонами, а в более широком плане - с глобальной технологической, коммерческой и финансовой сетью. Кроме того, каждая бизнес-организация является частью системы общественного согласия, основу которой, по мнению Р. Салмона, одного из авторитетных специалистов по европейскому бизнесу, составляют утилитарный прагматизм, духовное начало социальных отношений и примат научного знания по отношению к технической рациональности .
Фундаментальными принципами бизнеса являются ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.
К числу главных принципов бизнеса относятся:
- ответственность бизнеса: от блага акционеров - к благу его ключевых партнеров;
- экономическое и социальное
влияние бизнеса: стремление к
прогрессу, справедливости и
- этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
- уважение правовых норм;
- поддержка многосторонних торговых отношений;
- забота об окружающей среде.
Представляется, что главные
принципы особенно значимы для современной
России, экономика которой находится
в переходном периоде, когда происходит
серьезная трансформация
Ключевые принципы бизнеса определяют характер взаимоотношений организации с потребителями, акционерами (инвесторами), поставщиками и конкурентами. Отметим ключевые принципы, касающиеся взаимоотношений организации с потребителями:
- обеспечение потребителей
товарами и услугами в
- обеспечение высокого
уровня обслуживания
- гарантирование того, что
предложенные товары и услуги
будут безопасны для
- гарантирование уважения
потребителей (не допускается ущемление
их человеческого достоинства
в предлагаемых товарах и
Международные этические
принципы бизнеса стали «идеологической
базой» для формулирования такого понятия,
как «социальная
В отличие от юридической
ответственности организаций, регулируемой
конкретными государственными законами
и нормами (вспомним, например, закон
РФ «О защите прав потребителей», Гражданский
и Трудовой кодексы РФ) и определяющей,
что может, а чего не должна делать
организация, ее социальная ответственность
подразумевает определенный уровень
добровольного отклика на социальные
проблемы общества. Сегодня принято
считать, что каждая бизнес-организация,
добиваясь высоких
На разных этапах развития бизнес-организации ее социальная ответственность выражается по-разному. На этапе начального становления, когда организация вынуждена решать такие задачи, как выживание и адаптация к изменяющимся внешним условиям, ее социальная ответственность сводится, прежде всего, к сохранению рабочих мест. С наступлением более благоприятного с позиций экономики периода развития у организации появляется возможность повысить свою социальную ответственность путем вложения части средств в социальные программы, учитывающие потребности и ожидания различных общественных групп как внутри организации, так и за ее пределами.
И, несмотря на то, что социальная
ответственность связана с
Повышение социальной ответственности организации, равно как и соблюдение других этических принципов бизнеса, неизбежно ставит вопрос о соотношении личных (индивидуальных) и общественных интересов. И хотя любая деятельность бизнес-организации фактически реализуется отдельными личностями, интересы (ценности, цели, мотивы) этих личностей не всегда совпадают с общественными. Баланс личных и общественных интересов может быть представлен в виде модели (рисунок), которую можно условно назвать моделью этического равновесия. Обеспечение этического равновесия, не допускающего конфликтов интересов, является заботой менеджеров организации и, прежде всего, ее высшего руководства, ответственного за формирование социальной этики организации.
Информация о работе Нравственные аспекты социального управления: пути их развития и укрепления