Нравственные аспекты социального управления: пути их развития и укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты нравственных основ социального управления
1.1 Ценностно-нравственная сторона социального управления
1.2 Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте
2. Анализ социально-нравственных отношений в ЗАО ТРК «МКС»
2.1 Краткая характеристика ЗАО ТРК «МКС»
2.2 Характеристика социальной ситуации в организации
3. Совершенствование нравственных аспектов в социальном управлении
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

- пересмотреть коллективный  договор, ввести новые социальные  льготы, утвердить размеры социальных  выплат, предоставляемых организацией.

 

 

3. Совершенствование нравственных  аспектов в социальном управлении

 

Для ЗАО ТРК «МКС» можно  выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:

- разработка этических  нормативов - положений, описывающих  систему общих ценностей и  правил этики организации. Например, часто не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т.п. Как правило, этические нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образе жизни компании» и т.п.;

- создание комитетов по  этике. В подобные комитеты как правило входят представители высшего руководства компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они выполняют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам;

- проведение социальных  ревизий. Подготовка отчетов перед  широкой общественностью о ходе  программ социальной ответственности,  а также о этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями - влиятельными журналами, телеканалами, ассоциациями и т.п.;

- обучение сотрудников  этичному поведению. Сегодня курсы  этики включают во многие программы  повышения квалификации и профессиональной  переподготовки. Цель таких курсов - повысить общую культуру профессионального  поведения и этичность поступков,  а также подвести людей к  мысли о моральной ответственности  и нравственных последствиях  совершаемых ими действий;

- личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является  моральным лидером компании, задавая  общий климат и определяя степень  этичности поступков. Личный пример  высоко нравственного поведения руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать новым этическим нормам.

Действительно, индивидуальные морально-этические качества руководителя, бизнесмена имеют огромное значение для сотрудников.

На руководителя должны быть возложены следующие моральные  обязательства:

- анализ ценностных аспектов  любой проблемы, встающей перед  организацией;

- контроль аффектов и  эмоций - как своих собственных,  так и окружающих людей;

- анализ предпочтений  в организации в категориях  «осознание», «вовлеченность», «приверженность», являющихся неопределенными понятиями;

- реализация этического  выбора – «делать не то, что  хочется, а то, что следует»;

- овладение «философией  благородного труда»;

- овладение искусством  безразличия к собственной выгоде;

Считается, что стать моральным  лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов  эффективно выполнять функции морального авторитета. Различают семь таких  функций:

- профетическая - обращение к моральному авторитету, чтобы найти выход из кризисной ситуации («путь к спасению»).

- верификационная - определение оправданности (правильности) принятого решения.

- легитимационная - создание рецепта морально оправданных в кризисной ситуации действий.

- институциональная - формирование «культа героев» - образца правильного одобряемого поведения.

- прогностическая - переоценка  моральным авторитетом кризисной  ситуации: она рассматривается как  прецедент в ряду возможных  аналогичных событий. 

- нарративная - создание моральным лидером канонической версии инцидента.

- табу - установление моральным  авторитетом новых норм поведения  и возможных моральных санкций  за нарушение запретов.

Можно сформулировать несколько  постулатов о личности и поведении  человека бизнеса, отвечающих социальным ожиданиям - своеобразный «этический кодекс предпринимателя». Итак, этичный менеджер:

- убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

- исходит из того, что  все люди вокруг него хотят  и умеют работать, стремятся реализовать  себя вместе с ними;

- верит в бизнес, расценивает  его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к  искусству; 

- признает необходимость  конкуренции, но понимает и  необходимость сотрудничества;

- уважает себя как личность, а любую личность - как себя;

- уважает любую собственность,  государственную власть, общественные  движения, социальный порядок, законы;

- доверяет себе, но и  другим, уважает профессионализм  и компетентность;

- ценит образование, науку  и технику, уважает культуру  и экологию;

- стремится к нововведениям; 

является гуманистом.

Особое место среди  вопросов деловой этики занимает отношение человека (прежде всего, бизнесмена и менеджера) к деньгам. Традиционное экономическое определение «деньги  есть универсальные товарный эквивалент»  не способно отразить проблему восприятия денег и отношения к ним. В  современном обществе деньги нередко  воспринимаются как мерило успеха их обладателя. Стремление к богатству  на самом деле нередко основано на желании самоутвердиться, достичь  общественного признания, экономической  независимости и свободы. Как  отмечает Евгений Емельянов, «деньги  вообще - проблема для бедного, а  не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию  других, которые традиционно принято  ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает  себя достаточно богатым и равняется  на других, на тех, у кого денег, вещей  или славы, как ему кажется, больше чем у него самого. И он не может  мириться с этим фактом».

Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий способен в  одиночку самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться  на что-то, спросить совета.

Ниже следует ряд рекомендаций людям бизнеса, которые хотят  быть преуспевающими и этичными:

1) Помните, что предприниматель  высокого класса способен превращать  вредное (мешающее делу явление)  в полезное (помогающее достижению  цели).

2) Выработайте привычку: все, с чем Вы сталкиваетесь,  рассматривать с точки зрения  пользы для Вашего дела.

3) Выполняйте обещания  в срок. Если не смогли выполнить  - не оправдывайтесь, а определите  новый срок и сдержите слово,  пусть с опозданием.

4) Будьте внимательны  и объективны к "бесполезным"  предложениям.

5) Отклоняйте ненужные  предложения, но тактично и  вежливо. 

6) Будучи уверенным в  себе, избегайте быть самоуверенными, самоуверенность - предпосылка использования  не лучших приемов и методов  в работе.

7) Не перекладывайте ответственности  за принятие нужного решения  на подчиненных, если это не  входит в их компетенцию или  они не получи ли от Вас  соответствующего задания или  рекомендации.

8) Помните, что ничто  так не компрометирует предпринимателя,  как его растерянность. 

9) Чтобы эффективно подчинять,  умейте подчиняться, хотя бы  обстоятельствам. 

10) Воспитывайте подчиненных  ненавязчиво, но верно, поощряйте  их плодотворный труд и инициативу.

11) Никогда не забывайте,  что Ваше мнение или позиция  вовсе не всегда хороши, есть  и другие мнения и позиции,  отнюдь не худшие.

12) Не оставляйте без  тщательного анализа ни один  случай неудачи, сбоя, промаха. 

13) Не забывайте, что  знание личных побудительных  мотивов людей - одна из важнейших  основ эффективного взаимодействия  с подчиненными.

14) Согласовывать цели  предприятия с личными целями  сотрудников не менее важно,  чем согласовывать личные цели  сотрудников с целями предприятия. 

15) В общении с людьми  научитесь понимать то, что не  высказано. 

16) Руководствуйтесь в  работе тремя "не": не раздражайтесь,  не теряйтесь, не распыляйтесь.

17) Высшая форма неуважения  к партнерам и подчиненным  - задержать начало работы из-за  своего опоздания или неподготовленности  мероприятия. 

18) Будьте терпимы к  недостаткам людей, если эти  недостатки не мешают Вашему  бизнесу. 

19) Помните, что человека  можно оскорбить не только  словом; поза, жесты, мимика часто  не менее выразительны.

20) Занимайтесь только  теми вопросами, в решении которых  Ваше участие обязательно. 

21) Будьте справедливы  к деловым качествам человека, особенно если Ваши отношения  с ним оставляют желать лучшего.  Вполне возможно, что не лучшее  отношение к Вам - следствие  Ваших несовершенств. 

22) Не страшитесь талантливых  подчиненных. 

23) Предоставляйте сотрудникам  максимум свободы для достижения  целей предприятия. 

24) Хвалите на людях,  порицайте с глазу на глаз.

25) Помните, что нет  ничего острее и болезненнее  для человека, чем унижение. Последнее  никогда не забывается и не  прощается. Бойтесь совершить  несправедливость - она сильно задевает  людей. 

26) Сочувствие часто ценнее  денег. 

27) Умейте слушать, имейте  бесконечное терпение.

Особым разделом этики  бизнеса является деловой этикет. Этикет представляет собой порядок  поведения в определенной социальной сфере - систему детально разработанных  правил учтивости, включающих формы  знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи, умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Правила делового этикета являются общепринятыми  в международном деловом общении, хотя и имеют некоторые национальные и корпоративные особенности. В  организации этикет во многом определяется культурой взаимоотношений, традициями и стилем руководства.

В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня является обязательным для менеджера любого уровня и  в особенности - для предпринимателя. Управление будучи весьма специфической деятельностью обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.

 

 

Заключение

 

В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

Процесс общения не может  быть воспринят однозначно. В контексте  нашей работы мы понимали под общением в большей степени индивидуальное коммуникативное поведение, имеющее  внутреннюю (лингвопсихологическую) и внешнюю (поведенческую) стороны.  Под вербальными средствами общения понимаются слова, содержание звучащей речи. К невербальным средствам общения относятся жесты, мимика, положение тела в пространстве (поза и дистанция). В совокупности со словами помогают понять смысл звучащей речи, выступают в качестве индикаторов истинности или ложности слов собеседника, его личностного отношения к вам.

Этика в качестве прикладной науки играет важную роль в построении деловых отношений. Этика занимается конкретизацией общечеловеческих моральных  норм и принципов применительно  к данным ситуациям, для отдельных  групп людей с учетом специфики  их жизнедеятельности. Этика аккумулирует в себе взаимодействие этической  теории, моральной жизни и нравственного  воспитания личности.

Можно рекомендовать следующие  принципы деловой этики для руководителя ЗАО ТРК «Мир».

- Разрабатывать и утверждать  этические правила в компании.

- Учитывать в ходе деятельности  советов директоров интересы  всех заинтересованных лиц компании.

- Осуществлять эффективный  контроль за деятельностью менеджеров с целью недопущения злоупотреблений и иных этических нарушений с их стороны.

- Осуществлять контроль за внедрением менеджерами этических правил в деятельность компании.

- Осуществлять мониторинг  прозрачности компании, соблюдения  требований законодательства, учредительных  и внутренних документов общества  со стороны акционеров, менеджеров  и работников общества.

- Разрабатывать и представлять  акционерам рекомендации по справедливой  и разумной дивидендной политике.

- Разрабатывать эффективную  систему мотивации деятельности  менеджеров.

- Отчитываться перед акционерами  и предоставлять им полную  и достоверную информацию о  положении дел в компании.

 

 

Список литературы

 

1. Андреева И.В. Этика  деловых отношений: Учебное пособие. - СПб: Вектор, 2005.

2. Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать?: Пер. с англ. - М.: Альпи-на Паблишер, 2003.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

4. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой  коммуникации. — М., 1998.

5. Корпоративная социальная  ответственность // ИСО 9000 + ИСО  14000 +. - 2004. -№ 1. - С. 13-17.

6. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. – М.: Институт практической психологии, 2008.

7. Менеджмент социальной  работы: Учебное пособие / Под ред.Е.И. Комарова, А.И. Бойтенко. — М.: ВЛАДОС, 2007.

8. Менеджмент. Учебник для вызов по экон. спец. Под ред. М.М. Максимцова, А.В.Игнатьевой – М.: ЮНИТИ, 2005.

9. Менеджмент: Учебник для  вузов / Под ред. Л.С.Лебедева. — М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Миникес Л. Hесколько советов не только деловым людям//Hаука и жизнь. - 2002. - №8.

11. Модель делового совершенства: глоссарий и методы // Методы менеджмента  качества. - 2004. - № 9. - С. 45-49.

12. Основы современного  социального управления: теория  и методология: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. — М.: Экономика, 2008.

13. Прокушев Е.В. Менеджмент первичного уровня. – М., 1999.

14. Репутация: как это  делается в России // Эксперт. - 2003. - № 38. - С. 82-100.

15. Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. - СПб: Питер, 2004.

16. Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. - С. 74-79.

17. Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. - 2005. - № 1. - С. 54-57.

Информация о работе Нравственные аспекты социального управления: пути их развития и укрепления