Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:52, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление основных тенденций влияния глобализации на образовательный процесс
- рассмотрение сосуществования глобализации и образования как противоречивого социального процесса
- рассмотрение основных направлений деятельности международных организаций в сфере образования
- рассмотрение возможных сценариев развития высшего образования в условиях глобализации
- рассмотрение перспектив внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий
- рассмотрение необходимости глобальной стандартизации образования
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Влияние глобализации на высшее образование……………………...7
1.1.Основные тенденции влияния глобализации на высшее образование…………………………………………………………………7
1.2.Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс………………………………………………………11
1.3.Основные направления деятельности международных организаций в сфере образования……………………………………………………....14
Глава II. Перспективы сосуществования глобализации и образования……...18
2.1.Возможные сценарии развития высшего образования в условиях глобализации………………………………………………………………18
2.2.Необходимость глобальной стандартизации высшего образования..................................................................................................21
Глава III. Проблемы интеграции России в общеевропейскую систему образования………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Влияние глобализации на высшее образование……………………...7
1.1.Основные
тенденции влияния
1.2.Глобализация
высшего образования как
1.3.Основные
направления деятельности
Глава II. Перспективы сосуществования глобализации и образования……...18
2.1.Возможные
сценарии развития высшего образования
в условиях глобализации………………………………………………
2.2.Необходимость
глобальной стандартизации
Глава
III. Проблемы интеграции России в общеевропейскую
систему образования…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы…………………………...33
Введение
Глобализация
представляет собой процесс интеграции
человечества в единое целое, характеризует
новую эпоху развития человечества –
эпоху глобального мира. В понятии «глобализация»
отражается реальная взаимозависимость
мира, стран и народов друг от друга. Глобальный
характер природной зависимости не вызывает
особых сомнений, поскольку он очевиден
и существовал всегда. «Социальная же
зависимость была не столь очевидна и
не столь всеобъемлюща. Возрастает она
по мере развития человечества и вовлечения
в общие процессы удаленных в пространственном
отношении народов»1. Большинство
исследователей относят начало процесса
глобализации к XVI - XVII векам, когда устойчивый
экономический рост в Европе сочетался
с успехами в мореплавании и географическими
открытиями. Одним из последствий приобретения
европейскими державами новых колоний
стала необходимость развивать торговлю,
что повлекло за собой потребности в новых
средствах транспорта и коммуникаций,
а также повсеместное распространение
западноевропейских языков и культуры.
В XVII веке Голландская Ост-Индская компания,
торговавшая со многими азиатскими странами,
стала первой подлинной межнациональной
компанией. В XIX веке быстрая индустриализация
привела к росту торговли и инвестиций
между европейскими державами, их колониями
и США. Впервые революционно
быстрыми темпами процесс глобализации
стал происходить на рубеже девятнадцатого
и двадцатого веков. В этот период мир
вступил в фазу активного взаимосближения
на основе распространения торговли и
инвестиций в глобальном масштабе. Это
стало возможным благодаря пароходу, телефону,
конвейеру, телеграфу и железным дорогам. В
1914 году первая мировая война остановила
процесс экономически-информационно-
На сегодняшний день влияние глобализации ощущается во всех сферах общественной жизни, она поразила и морально-правовые, и социокультурные стороны общественной жизни. Проявление влияния глобализации в политике заключается в основном в ослабевании национальных государств. Это проявляется в усилении роли на международной арене нетрадиционных акторов международных отношений, таких, как Лига Наций, Совет Европы, Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ Мировой Банк и др. Современные государства делегируют всё больше полномочий этим организациям. Такая тенденция может в будущем привести к созданию единого всемирного государства. Основой экономической глобализации является интернационализация производства, реализующаяся благодаря транснациональным (ТНК) и многонациональным корпорациям (МНК), стремительно развивающимся в последние десятилетия. Невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества, снижение налогов на ввоз товаров и прибыль предприятий повлекло за собой развитие свободной торговли, которая, в свою очередь, вызвала быстрое свободное движение капитала по всему миру. Огромные концентрации капитала ежедневно путешествуют из одного уголка планеты в другой. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение приводят к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Такое чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Весьма зримо процесс глобализации действует и на высшее образование во всех странах мира. Причем проявляется это «не только в широкомасштабном изучении и глобальном использовании в обучении компьютерной техники и компьютерных информационных сетей, но и в изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, то есть в возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций»2. Изучению этой темы и посвящена данная работа. Цель работы: рассмотрение влияния глобализации на образование и образовательный процесс в современном обществе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление
основных тенденций влияния
- рассмотрение
сосуществования глобализации
- рассмотрение
основных направлений
- рассмотрение
возможных сценариев развития
высшего образования в
- рассмотрение перспектив внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий
- рассмотрение
необходимости глобальной
Большое
количество работ отечественных
и зарубежных авторов указывает
на актуальность проблемы влияния глобализации
на образование. Социокультурные проблемы
высшего профессионального образования
в постиндустриальном обществе обсуждают
в своих работах О. Долженко, С. Еркович,
Г.Е. Зборовский, С.Коршунов, Н. Покровский,
А. Охрименко, В. Приходько, И.Федоров. Проблемы
будущего университетов развивают в своих
трудах Ф. Кумбс, П. Дракер, Б. Ридингс,
Н. Руткевич, Д. Константиновский, В. Шубкин,
Ф. Филиппов, А. Панарин. Социально-политические,
социологические и экономические аспекты
глобализации отражают в своих работах
А. Дука, В. Култыгин, Д. Клементьев, И. Малинский,
Ю. Шевченко.
Теоретические основания глобального
образования находятся в центре внимания
3. Баумана, У. Бека, И. Валлерстайна, Э. Гидденса,
Г. Миненкова, Н. Покровского, П. Скотта,
А. Согомонова, В.Н. Ярской – Смирновой.
Глава 1: Влияние глобализации на высшее образование.
В
понятии «глобализация» отражается
реальная взаимозависимость мира, стран
и народов друг от друга. В социологии
под глобализацией понимается «все
более усиливающееся влияние
и воздействие общечеловеческих, мировых
(глобальных) процессов на судьбы отдельных
стран и народов, а так же всего человечества
в целом»3. В условиях глобализации
социальные процессы становятся все более
взаимозависимы и универсальны. В. И. Добреньков
понимает глобализацию как «многоуровневую
и многостороннюю систему различных интеграционных
проявлений, таких как глобальная коммуникация,
экономика, политика, культура, наука,
язык, образ жизни»4.
1.1 Основные тенденции влияния глобализации на высшее образование.
Как
одну из главных тенденций следует
отметить изменение концепции знания
в целом. Изменения базовых парадигм
восприятия мира, связанные с процессами
глобализации (преобладание перманентных
изменений над состоянием стабильности,
индивидуализация единого исторического
времени, своего рода сокращение географических
пространств, новые типы взаимодействия
локальных и глобальных практик, возникновение
горизонтальных сетевых структур, виртуализация
многих сфер жизни, гибридизация культурных
феноменов и др.), привели к формированию
концепции знания, существенно отличной
от предшествующей. Если прежде «знание
и наука опирались на просветительскую
картину мира и рассматривались, в основном,
как абсолютная и безбрежная ценность,
то отныне возобладало понятие "полезного
знания" (useful knowledge), то есть знания, ограниченного
в принципе, сфокусированного на конкретике
и нацеленного на результат, приносящий
немедленную экономическую выгоду. Это
приводит к "перенастройке" основных
параметров и всей системы университетского
образования, а также влечет за собой развенчание
образа ученых, как людей, приобщенных
к недоступным другим истинам, превращение
их в группу экспертов, ничем не отличающихся
от других субъектов рыночных отношений»5.
Вступление университетов в эпоху глобализации
способствовало возникновению разнообразных
виртуальных форм знания и образования,
противостоящих фундаментальности в традиционном
смысле этого слова. Доминирование хорошо
обоснованных теорий исчезает, уступая
место искусственно гибридизируемым форматам
практических навыков и технологий с ограниченной
зоной социальной ответственности. Что
касается самих университетов, то сегодня
под воздействием внешних факторов они
преобразуются в экономические корпорации,
которые управляются как корпорации, но
корпорации особого рода - связанные с
производством и распространением знаний.
Все звенья университетской структуры
самоопределяются по признакам конкурентоспособности
и доходности. Так, например, «в США все
без исключения (государственные и частные)
учебные заведения выступают самостоятельными
игроками на рынке образовательных услуг.
Государственная финансовая поддержка
даже государственных вузов (как на федеральном
уровне, так и на уровне штатов) покрывает
не более 30% всех расходов. Оставшиеся
средства должны быть в любом случае мобилизованы
из других источников»6. Это принципиально
меняет природу высшего образования. Отныне
оно становится предпринимательством
со всеми вытекающими последствиями. Зачастую
факультеты, лаборатории, научные центры
и даже отдельные профессора рассматриваются
теперь под углом зрения того, сколько
"доходоприносящих" студентов они
смогли привлечь, столько внешних грантов
и дотаций они "внесли в общую копилку",
каков их вклад в бренд университета на
рынке образовательных услуг. Сам же учебный
процесс ныне подразумевает новые потребительские
качества: полуразвлекательный характер,
доступность и легкую усваиваемость сложных
вопросов, создание у клиентов приятного
чувства полноты полученного знания, упакованность
в красивые формы (игровые методы преподавания,
мультимедийность и пр.). Традиционные
и строгие форматы преподавания (лекция,
семинар, дипломная работы, получение
степени и пр.) трансформируются в широкие
и, как их характеризует современная социология,
"перетекающие формы" (liquid forms). Однако
следует отметить, что все это происходит
не за счет снижения общего уровня требований
и несоблюдения образовательного стандарта.
Качество образовательных услуг поддерживается
на абсолютно высоком уровне, хотя, быть
может, и иными средствами – прежде всего
за счет динамичности учебного процесса
и наличия многообразных форматов получения
знания. Корпоративная природа нового
образования заявляет о себе не только
в общих вопросах управления университетами,
но в деле конкретного формирования конкретных
учебных программ и воздействия на учебный
процесс. Междисциплинарность (Multidisciplinary)
– одно из самых популярных понятий, циркулирующих
в университетах – означают, что «практически
ни один традиционный предмет преподавания,
традиционная специальность или область
знания в чистом виде никого не устраивают
и прежде всего студентов. Постоянно и
в большом числе требуются новые составные
образовательные продукты, гибриды, которые
в любой комбинации будут содержать компонент
бизнес-образования и менеджмента»7.
Например, многие естественнонаучные,
инженерные и медицинские специальности
отныне соединяются с конкретными обществоведческими
специальностям в рамках единых образовательных
программ с последующим присуждением
степени. Всё это требует и нового типа
профессора – умеющего легко перенастраивать
свое преподавание, специалиста в нескольких
смежных областях знания, находящего контакт
с любой аудиторией вне зависимости от
уровня ее подготовки, легко владеющего
мультимедийными технологиями и полностью
интегрированного в Интернет. Значительно
улучшилось под влиянием глобализации
и материально-техническое оснащение
и инфраструктура университетов. Весьма
«существенные средства вкладываются
в новое строительство, расширение и обновление
компьютерной базы, пополнение библиотек.
Постоянно расширяются аудиторный фонд
и площади факультетов. Большинство аудиторий
оснащены средствами мультимедиа и прямым
доступом в Интернет»8. Компьютеризация
достигла весьма впечатляющих масштабов.
Поддерживается доступ студентов и аспирантов
к компьютерным классам, факультетами
(или университетом в целом) закупаются
все новейшие программные продукты, которые
размещаются в локальной сети. Серверы
факультетов и университетов превращены
в многоцелевые информационные порталы,
обеспечивающие имеющих доступ к ним всем
необходимым. Особого упоминания
требуют мультимедийные средства в аудиторном
преподавании. Психология восприятия,
присущая современным студентам, подразумевает
усвоение информации в основном визуальными
рецепторами, что привело к «учащению
использования при прочтении курсов различных
визуальных программ и технологий (PowerPoint,
Black Board). Причем речь идет не
только о визуализации тех или иных материалов,
а о существенном их переструктурировании
в связи с включением в процесс визуализации»9.
Кроме того, университетское образование
постепенно включается в процесс виртуализации,
то есть все больший вес приобретают программы
дистанционного образования, телеконференции,
образование через Интернет-сайты и пр.
На смену поточным лекциям приходят дискуссии
со студентами, возникает сеть промежуточных
форм вовлечения клиентов в университетское
образование: семинары для публики и местного
сообщества, консультации фирмам и общественным
организациям и многое другое. Таким образом,
отчетливо видно, как вся система образования
перестраивается в условиях глобализации
современного общества.
1.2 Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс.
Если рассматривать глобализацию высшего образования как противоречивый социальный процесс, то проявятся его диаметрально противоположные смыслы и следствия, связанные с либерализацией институтов, расширением шансов социальной мобильности и маргинализацией социальных групп и учреждений. «Процесс глобализации высшего образования в условиях современного общества имеет противоречивые последствия для социальной структуры: с одной стороны, высшее образование становится более автономным, плюралистичным и открытым общественному управлению, с другой же стороны растет зависимость ВУЗов от рыночных сил, углубляется социальное неравенство, что выражается в формировании новых иерархий в глобальном пространстве высшего образования и ограничении доступа отдельных социальных групп к качественным образовательным услугам»10. Среди последствий процессов глобальной конвергенции социальных государств для высшего образования выделяются рост значения рынка и гражданского общества в структуризации университетской политики образования и науки, переход от универсальной социальной поддержки учащихся через перераспределение к минимизации числа стипендиальных программ, рост информационной составляющей и активизацию гибких схем подготовки кадров в целях эффективного формирования человеческого капитала. В системе высшего образования в глобальном обществе происходит комплексная трансформация института профессионального образования, видоизменяются жизненные траектории его субъектов, содержание, формы и методы обучения, переосмысливается сущность, продукт и цели деятельности. Особое звучание пересмотр миссии университетского образования приобретает на постсоветском пространстве: с одной стороны, нуждаются в восстановлении классические традиции университета как свободного и автономного сообщества, с другой стороны, трансформации здесь должны учитывать глобальный контекст социальных, политических, культурных трансформаций. Отсюда противоречивость дискурсов исследований высшего образования в отечественном контексте: миссия противопоставляется потреблению, ценности – доходу, эффективность – традициям. «Введение в образование рыночных рычагов утверждает право индивидуального выбора, экономической рациональности, менеджералистских принципов, делая акцент на приоритетной роли свободного рынка как регулятора социальных отношений, минимизации роли государства. Университетская деятельность все шире приобретает вид бизнес-производства, сопровождаемого подходящим маркетингом, разработкой новых видов образовательных сервисов и продуктов»11. Либерализация образования приводит к более активному общественному управлению, к усложняющейся дифференциации и более широким возможностям социальной мобильности. Вместе с тем представители наименее защищенных социальных слоев оказываются менее конкурентоспособными, а иные научные школы и их представители попадают в крайне невыгодные обстоятельства с точки зрения рынка.
Информация о работе Образование в условиях глобализации современного общества