Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .
Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности,понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием.

Образование – один из аспектов многостороннего  процесса социализации, с помощью  которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для  эффективного участия в жизни  общества. Оно представляет собой  процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие –  ученика, исполняя соответствующие  этим статусам роли.

Право на образование в настоящее  время подтверждено национальными  и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о  защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в  жизни всего общества.

Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .

Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся  к образованию,  изучение  его  социальной ценности,понимание и  оценка его роли  в  жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие  основным потребностям общества. Любой  функциональный институт возникает  и функционирует, выполняя ту или  иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института  образования являются:

1. установки и образцы  поведения - любовь к знаниям,  посещаемость;

2. символические культурные  признаки - школьная эмблема, школьные  песни;

3. утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся;

5. идеология - академическая  свобода, прогрессивное образование,  равенство при обучении.

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной  деятельности.

Образование – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные  сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного  общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Ведь все знания, навыки, материальные и духовные ценности, которые наши предки получали, необходимо передать новому поколению людей. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Более конкретно образование  можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое  обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными  ценностями, умениями, навыками, нормами  поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Подготовка к самостоятельной  жизни сегодня, не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, то есть представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно  накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование  – серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах  тратит на образование до трети национального  дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы  имели возможность посещать специальные  учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в  определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам  или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней  таким образом можно.

Наиболее важная задача, выполняемая  институтом образования в современном  обществе - подготовка индивидов к  размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре  общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

• органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

• сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

• творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

• учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

• образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

• учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

• периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей  по поводу обучения, свидетельствует  о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться  как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).

К функциям образования относят:

• передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

• социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социальный контроль

В социологии существует понятие формального  и неформального образования. Сам  термин «Формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций

(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации  и др.), осуществляющих процесс  обучения. Во-вторых, господствующая  в современном обществе система  образования подчиняется определенному  официально предписанному образцу,  определяющему объем получаемых  знаний. Обучение определенным навыкам  и действиям должно соответствовать: 

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.

Исходя из вышесказанного, напрашивается  вывод, что функционирование системы  формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает  прежде всего система формального  образования, отождествляемая с  процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям  принадлежит в нем решающая роль.

Под «Неформальным образованием»  понимается несистематизированное  обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в  процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или  путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также  является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать  новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению  к системе формального образования  в современном обществе оно играет вспомогательную и второстепенную роль. Поэтому, затрагивая социологические  проблемы образования, чаще всего имеется  ввиду формальное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития института  образования

 

В первобытных обществах образование  являлось составной частью социально-производственного  процесса. Ведь тогда не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного  наследия, опыта, знания, традиций участвовали  все члены общества. В жизни  подростков не существовало периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, потому как все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины.

Вместе с расширением масштабов  общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление  института образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка  на определенный срок отдавали на учебу  в дом к торговцу, купцу, ремесленнику. Большая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая  им знания в ходе трудового сельскохозяйственного  процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные  функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются  первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация  института образования была вызвана  потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое  распространение получают средние  и специальные школы, растет число  высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование  становится необходимым условием получения  профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования  приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих  индустриальных стран и совершается  новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Информация о работе Образование как социальный институт