Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:31, контрольная работа
Российское образование, имевшее в течение десятков лет один источник финансирования - средства госбюджета, всегда было подконтрольно государству, как и другие отрасли бюджетной сферы. Однако в условиях адаптации образовательных учреждений к рыночным отношениям роль государственного финансового контроля в обеспечении сохранности и целевого использования финансовых ресурсов еще более возрастает. Это обусловлено также еще рядом причин появлением и развитием негосударственных образовательных учреждений (на сегодняшний день в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучается 270 тыс. студентов); и многоканальностью финансирования учебных заведений (небюджетные поступления по учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования только по системе Минобразования России достигли в 1999 году 9 млрд.руб., что составляет около 40% расходов федерального бюджета на образование), ослаблением управленческих функций государства, в области регулирования сферы образовательных услуг.
Введение
1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.4.
2. Структура расходов на содержание учреждений общего образования………...8.
3.Организация финансирования расходов бюджетов на образование ………..11.
Заключение………………………………………………………………………….17.
Список используемой литературы…………………………………………………18.
Содержание.
Введение
1.Общая характеристика
2. Структура расходов на
3.Организация финансирования расходов бюджетов на образование ………..11.
Заключение…………………………………………………
Список используемой
Введение
Традиционно считается, что система образования в России занимает ведущие позиции в мире. Это одна из тех немногих отраслей народного хозяйства, которая не растеряла своей конкурентоспособности в отношении качества подготовки учеников и специалистов. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям обязывает проведение структурной перестройки, реформирования системы образования с учетом требований рынка, но с сохранением качественных основ и технологий российской системы образования. От результатов проведения этих реформ будет зависеть будущее страны.
Наиболее остро стоят проблемы финансового реформирования образовательной сферы. Хронический недостаток финансовых ресурсов и неэкономное их использование — вот проблемы, без решения которых, общее реформирование начальной, средней и высшей школы, намеченное Правительством России, останется лишь на бумаге.
Для успешной реализации целей образовательной реформы необходимо создать в учебных заведениях современную материально-техническую базу, решить вопросы текучести кадров, основной причиной которой является низкий уровень оплаты труда учителей и преподавателей, обеспечить достойные социальные условия учащимся, студентам и работникам, создать базу для развития молодежного творчества и вузовской науки. Все это требует значительных финансовых вливаний в образовательную сферу. Особенно это касается государственных учебных заведений, основным источником финансирования которых является бюджет.
Российские государственные финансы сейчас чрезвычайно ограниченны. Однако, и доля расходов консолидированного бюджета РФ на развитие образования — в пределах 9% в общей расходной части и 3% в ВВП, далека от современной общественно-нормальной величины (для сравнения, в рыночно развитых странах она колеблется от 5 до 10% ВВП). Отсюда, необходимость повышения как количественного, так и качественного участия государства своими финансовыми ресурсами в развитие сферы образования. При этом, до сих пор нет научно-обоснованного ответа на вопрос, а в какой мере должно выражаться такое участие. Необходимо более точное обоснование нормативной потребности системы образования в бюджетном финансировании.
Переход России к рыночным отношениям предоставил возможности учебным заведениям и самим зарабатывать средства, пополнять финансовые ресурсы за счет предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности путем оказания платных образовательных, научных консультационных и других услуг, производство отдельных специфических видов продукции, сдачи в аренду помещений и т.д. Однако, до сих пор остаются неотрегулированными нормативно-правовые, организационные и управленческие вопросы, касающиеся формирования и использования децентрализованных финансовых ресурсов организаций образовательной сферы. Не дожидаясь, пока на федеральном уровне будут приняты решения о перераспределении расходной части бюджетной системы в пользу образовательной сферы, нужно искать дополнительные, нетрадиционные источники и схемы ее финансирования.
1.Общая характеристика
системы образования и
Первостепенная роль в деле
воспитания подрастающего
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Реализация государственных
гарантий права граждан на
образование обеспечивается
Одним из условий
Образовательным является
-дошкольные;
- образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- начального, среднего, высшего и
послевузовского
- дополнительного образования взрослых;
- дополнительного образования детей;
- специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
- для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
-другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс.
Каждое образовательное
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:
— на финансирование
— на реализацию федеральных
образовательных целевых
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.
Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин ‘многоканальное финансирование.
Правовой базой для
Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями;
- предпринимательской, условно-предпринимательской
и специфической деятельностью
самого образовательного
- взаимодействием с
2. Структура расходов
на содержание учреждений
В соответствии с Федеральным
законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об
образовании» государство
Информация о работе Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования