Объективные факторы восприятия и оценки инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Суть инноваций – изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:
1. Культура.
2. Организационные факторы.
3. Уровень развития науки, техники и технологии.

Содержание

Культура 2
Организационные факторы 4
Уровень развития науки, техники и технологии 6
Состояние экономики 7
Международное сотрудничество и конкуренция 8
Территориальные особенности 10
Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности 11
Последствия уже случившихся инноваций 13
Информационные и коммуникационные процессы 14
Особенность инновационной системы и структуры 15
Специфика инновационной политики 18
Использованные источники: 20

Вложенные файлы: 1 файл

doklad.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Культура 2

Организационные факторы 4

Уровень развития науки, техники и технологии 6

Состояние экономики 7

Международное сотрудничество и конкуренция 8

Территориальные особенности 10

Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности 11

Последствия уже случившихся инноваций 13

Информационные и коммуникационные процессы 14

Особенность инновационной системы и структуры 15

Специфика инновационной политики 18

Использованные источники: 20

 

 

 

 

Данная группа факторов является ведущей  на всех этапах создания и реализации инноваций, поскольку представляют собой факторы социальной, культурной и технологической среды из которой  происходят инновации и в которой  они реализуются. Часто одна и  та же среда, порождая инновации, ставит труднопроходимые барьеры для их реализации. Ведь инновация, прежде всего, дестабилизирует систему, разрушает привычные, уже устоявшиеся связи. И лишь потом, когда необходимые элементы системы будут перестроены, потери могут быть восполнены. Соответственно, чем сложнее система, в которой осуществляется инновация, тем больше и сложнее связи, которые необходимо нарушить, структуры которые требуется изменить – тем сильнее противодействие и барьеры для инноваций.

Суть инноваций – изменение  той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:

 

1. Культура.

2. Организационные факторы.

3. Уровень развития науки, техники  и технологии.

4. Состояние экономики.

5. Международное сотрудничество  и конкуренция.

6. Территориальные особенности.

7. Система стимулирования и мотивации  инновационной деятельности.

8. Последствия уже случившихся  инноваций.

9. Информационные и коммуникационные  процессы.

10. Особенности национальной инновационной  системы и структуры.

11. Специфику инновационной политики

 

Теперь стоит  подробно остановиться на каждом факторе.

 

Культура – может в принципе рассматриваться как универсальное обозначение всей внешней среды, в которой порождаются и реализуются инновации. Однако в контексте данной модели наиболее интересны следующие элементы:

1) Диалектическая  связь инновация-традиция, которая  представляет собой универсальный  механизм сохранения и изменения  культуры.

2) Ценностная  система координат, которая предопределяет  восприятие тех или иных инноваций.  В частности, являются ли ценностью  для данной культуре инновации  как таковые.

3) Инновационная  культура, как существующее в  обществе отношение к инновациям, способ их реализации, подходы  к оценке и выбору инноваций.

Устойчивая  сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого  опыта в истории, и каждое новое  поколение людей может актуализировать  этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

Социальная  инноватика – современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Слово «инновация» является синонимом  нововведения или новшества и  может использоваться наряду с ними.

Культура  – всё, что создано или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Анализ различных определений  инновации приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главное  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требует разработки их классификации.

Социальные  инновации направлены на улучшение  условий труда, решение проблем  здравоохранения, образования, культуры.

Нормы - это формы регуляции поведения  в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

· формализованные правила (все, что  официально записано)

· правила морали (связаны с представлениями  людей)

· образцы поведения (мода)

Каждое  ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своём  развитии

Инновационная культура – это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты.    

Инноватика  сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых  вещей (в широком смысле слова) и  каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение  эффективности таких инновационных  технологий.

Инновативность  и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства  и т.д. В широком культурологическом контексте традиции можно рассматривать  как необходимое условие всякого  развития.

Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь  между поколениями и происходят больших социальных групп и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.

Таким образом, единство инновативности и  традиционности, которое фиксируется  в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального  прогресса.

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов во многом определяется состоянием, так называемого инновационного климата общества, который, в свою очередь, зависит от характера отношения к нововведениям со стороны основных социальных групп, со стороны различных поколений. Как правило, инновация ведет к возрастанию конфликтности в обществе, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспособность) общества.

При этом отмечается следующая тенденция  в отношении общества к так  называемым «эпохальным» инновациям: чем более короткой по времени  является такая инновация, тем большее  сопротивление она встречает. Поэтому  инновационная культура здесь проявляется  в том, что подобные изменения  осуществляются эволюционно, постепенно.

Мир нововведений не сводится только к  технологии и технике. Совершенствование  управления, например, тоже осуществляется через введение новшеств. Все эти  изменения объединяет то, что они  представляют собой деятельность по обновлению, т.е. преобразованию чьей-то другой деятельности.  

Основным  конституирующим (движущим) противоречием  этого мира является противоречие между  «старым» и «новым», а отношение  к этому противоречию по существу есть отношение к самому прогрессу со всеми вытекающими отсюда философскими, политическими, моральными, экономическими и иными последствиями.

  Хотя сами по себе, объективно, категории «старого» и «нового»  не являются аксиологически нагруженными, в конкретном социокультурном  контексте они воспринимаются  именно со стороны своей ценности, формируя саму потребность либо  в новом, либо в старом.

 

Организационные факторы - ещё одно довольно общее определение, отражающее структуру и способ организации и координирования в обществе. В данной модели наиболее интересными являются следующие элементы:

1. Организационная  структура институтов порождающих  инновации, которая влияет на  то, какие именно инновации будут  созданы и как представлены.

2. Организационная  структура институтов реализующих  инновации (в том числе и  государства), что определяет возможность  снятия или усиления барьеров, а также результативность инноваций  и успех инновационного процесса.

С целью  получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены  искать новые формы организации  своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность  бизнеса, является активное использование  инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление  научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной  среды.

Под инновациями, как фактором повышения  конкурентоспособности, понимаются конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта на фундаментальном уровне, который  используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также - это результат внедрения инновационных разработок на рынке, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования - продукта или товара, когда оно начинает давать экономический эффект.

Инновации, влияющие на конкурентоспособность  предприятий, классифицируются по следующим  признакам:

-характеру  отношений: социально-экономические,  организационные, технологические  инновации; 

-сфере  распространения: управленческие, производственные, технические, социальные инновации; 

-предметно-содержательной  структуре: продуктовые, процессные  и аллокационные инновации. 

Исходя  из этой классификации, можно определить основные направления воздействия  инноваций на конкурентоспособность.

Управленческие  инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых  управленческих технологиях, новых  административных процессах и организационных  структурах. Данные инновации заключаются  в реализации творческой деятельности, направленной на разработку, создание новых управленческих методов и  форм. Это приведет к переустройству системы управления, способствующей росту прибыли, а, следовательно, укреплению ее конкурентоспособности. Технические  инновации связаны с использованием новой техники. Это позволит снижать  издержки, социальные - с улучшением условий труда, проведением тренингов  и мероприятий, направленных на повышение  мотивации сотрудников, что повышает сравнительные и конкурентные преимущества. Более высокое качество рабочей  силы, характеризующееся более высоким  уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень  отражает креативную способность работников  воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. 

Организационные инновации оказывают влияние  на сравнительные и конкурентные преимущества через все организационные  факторы, а также через некоторые  внутренние - уровень и динамику цены предложения товара, гибкость ценовой политики на предприятии.

Технологические инновации оказывают влияние  посредством технологических факторов на элементы конкурентоспособности (издержки и цену) таким образом, что конкурентоспособность  субъекта и объекта повышается на порядок.  Технология, используемая производителем, влияет на качество продукции и её себестоимость. Если технология изготовления продукции является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность продукции, изготовленной по этой технологии. Выбор технологии производства продукции влияет, в первую очередь, на её себестоимость, и здесь уже определяющими становятся экономические параметры и ее оценка конкурентоспособности.

Управленческие  инновации воздействуют через организационные  факторы на затраты, качество и цену. Они создают сильные конкурентные преимущества современного бизнеса  и изменяют привычные принципы, процессы, структуру и практику менеджмента, совершенствуют способы и инструменты, которыми оперируют менеджеры и  влияют, прежде всего, на управленческие процессы.

Производственные  инновации оказывают влияние  на все элементы конкурентоспособности  через экономические и внутренние факторы. Такой вид инноваций, воздействуя  через ресурсную и кадровую обеспеченность, уровень менеджмента и сервис повышает конкурентоспособность бизнеса.

Технические инновации воздействуют через технологические  факторы и через внешние на сравнительные преимущества, качество и издержки.

Социальные  инновации воздействуют через внутренние факторы на качество, цену и затраты.

От  внедрения инноваций на предприятии  с точки зрения его конкурентоспособности, можно получить следующие эффекты:

Во - первых  повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;

Во - вторых  привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;

Повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

 

Уровень развития науки, техники и технологии – представляет собой с одной стороны технический базис для создания и внедрения инноваций (причём даже самой необходимости в них), с другой культурный аспект принятия инноваций.

Информация о работе Объективные факторы восприятия и оценки инноваций