Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:57, реферат
Суть инноваций – изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:
1. Культура.
2. Организационные факторы.
3. Уровень развития науки, техники и технологии.
Культура 2
Организационные факторы 4
Уровень развития науки, техники и технологии 6
Состояние экономики 7
Международное сотрудничество и конкуренция 8
Территориальные особенности 10
Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности 11
Последствия уже случившихся инноваций 13
Информационные и коммуникационные процессы 14
Особенность инновационной системы и структуры 15
Специфика инновационной политики 18
Использованные источники: 20
Развитие техники и технологии воплощают в себе научные знания и открытия. Благодаря им повышается эффективность производства, производительность труда. В эпоху НТР наряду с трудосберегающей функцией все большее значение приобретают такие функции техники и технологии, как ресурсосберегающая и природоохранная.
В эпоху НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.
1. Эволюционный
путь. Он заключается в
2. Революционный
путь. Он заключается в переходе
к совершенно новой технике
и технологии. Речь идет о широком
применении ЭВМ и роботов,
Революционный путь - главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР, осваиваются атом, генная инженерия, микропроцессорная техника.
Состояние экономики – определяет возможности для реализации инноваций, для преодоления дестабилизации вызванной внедрением инноваций, а также (если говорить о структуре экономики) является одним из факторов отбора инноваций.
В условиях
усиливающейся глобализации мировой
экономики обостряется и
Инновационный
потенциал социально-
Однако такой измеритель не дает возможности детального сравнения существующего и желаемого положения дел в инновационной сфере. Кроме этого, инновационный потенциал, сведенный к единому коэффициенту, не позволяет выделить недостатки в функционировании инновационной системы. Аналогичные, по экономической сущности, показатели для оценки инновационного потенциала предложены известной научной организацией Бостон Консалтинг Групп [14].
Для оценки уровня развития инновационных систем предлагается применять индекс инновационности. Индекс инновационности включает оценку человеческих ресурсов, создание новых знаний, передачу и применение новых знаний, вывод инновационной продукции на рынок [15].
Этот индекс не учитывает
Предлагаются следующие принципы оценки инновационного развития социально-экономических систем:
Оценивание
инновационного развития, как процесса
качественного изменения
Методологические основы включают принципы оценки уровня инновационного развития социально-экономических систем, показатели, характеризующие инновационное развитие и порядок оценки инновационного развития социально-экономических систем.
Международное сотрудничество и конкуренция – в данном случае является стимулом развития инновационной деятельности, через включения её в более широкий культурный контекст. Что с одной стороны ставит явные внешние цели (достижения преимущества), с другой облегчает сам процесс создания инноваций (через сотрудничество), с третьей облегчает восприятие инноваций через расширение культурой среды.
Важной особенностью состояния рынка сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний.
Современное экономическое развитие
характеризуется ведущим
Особенностью современного экономического
роста стал переход к непрерывному
инновационному процессу [4]. Интенсивность
НИОКР во многом определяет сегодня
уровень экономического развития. В
глобальной экономической конкуренции
выигрывают те страны, которые обеспечивают
благоприятные условия для
Современное понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции имеет долгую предысторию. Попытки объяснения явления конкурентоспособности и причин его формирования были предприняты еще в XIX веке. Выдвинутая А. Смитом теория абсолютного преимущества смогла объяснить, почему страны, обладая экономическими ресурсами, могут выигрывать от развития международной торговли независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами [5].
В 1991 году М. Портер предложил новое понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции [6]. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурентная борьба ведется между фирмами, а не странами, М. Портер доказывает, что единственно разумная концепция объяснения конкурентоспособности на национальном уровне – это производительность, понимаемая как объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Производительность, по его мнению, – основной детерминант долгосрочного стандарта жизни, основной источник национального дохода на душу населения.
Сегодня уже стал общепризнанным тот факт, что компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций [4]. Хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы их деятельности, характер и эволюция оказываются в своей основе у всех одинаковыми: только постоянными улучшениями и нововведениями можно добиться высокого уровня производительности и повышать его с течением времени.
Компания, достигнув конкурентных преимуществ, может удерживать их после этого только с помощью постоянных улучшений, так как практически любое достижение можно повторить – конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда экономия на масштабах производства, взаимосвязи с потребителем или надежность каналов сбыта оказываются достаточными для поддержания инертной компанией своих позиций в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций; либо создадут лучшие или более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.
Источником инноваций являются
знания, которые приобретает компания
в ходе своей деятельности. Именно
приобретенные в ходе НИОКР знания
воплощаются в виде инноваций, нововведений
и новшеств, регистрируются в виде
патентов, изобретений и авторских
свидетельств. Обладание знаниями является
отправной точкой для компании к
осуществлению инновационной
Формирование конкурентных преимуществ
на основе инноваций может быть достигнуто
только посредством их реализации,
воплощении в новых товарах и
в использовании новых
Выявленная последовательность «знания – инновации – технологическое превосходство – конкурентные преимущества – стратегия и стратегическое управление компанией – успех в глобальной конкуренции» объясняет современные этапы достижения успеха в глобальной конкуренции, обосновывает важность знаний и инноваций в конкурентной борьбе, неразрывно связывает менеджмент знаний, инновационный, технологический и стратегический менеджмент [7]. Это обусловливает появление нового понимания в управлении глобальными компаниями и видения со стороны высшего руководства.
Таким образом, роль инноваций в глобальной конкуренции заключается в том, что они предоставляют возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством их реализации обеспечить технологическое доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии правильно сформированной стратегии.
Территориальные
особенности – представляет собой факторы связанные
с особенностью демографических характеристик,
профессионально-
В процессе развития научных концепций о формировании и эволюции инновационных систем разных уровней на протяжении последних нескольких десятилетий основное внимание уделялось особенностям их функционирования в рамках государства [10], [11], [13]. В развитие концепций региональных инновационных системы свой вклад внесли такие исследователи как: В.В. Иванов, А.Ф. Суховей, И.М. Голова, Н.И. Иванова, П. Линдхольм, С. Клесова, С. Никитенко. На основе анализа основных концепций территориальных инновационных систем, разработанных российскими и зарубежными учеными можно сделать несколько выводов.
1. Большинство моделей имеет достаточно устойчивую совокупность структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок (в некоторых моделях), кластеры (в некоторых моделях).
2. Практически во всех моделях ряд институциональных взаимосвязей определяется последовательностью инновационной цепочки, т.е. первым элементом следует генерация и трансформация знаний (элемент «наука», что тождественно появлению и зарождению идеи в инновационной цепочке), а завершается реализацией инновационной продукции на рынке (через элемент «инновационная инфраструктура»).
3. Практически все модели обладают высокой степенью обобщения, благодаря чему трудно выявить специфику того или иного региона (наличие развитого научно-образовательного комплекса, структуру промышленности и т.д.).
4. Во многих концепциях слабо проанализирована роль данной системы как элемента системы более высокого порядка.
Создание
региональных инновационных систем,
как составных элементов и
относительно самостоятельных звеньев
единой государственной (национальной)
инновационной системы (НИС) в стране,
призвано способствовать обеспечению
перехода регионов к инновационному
развитию; повышению их конкурентоспособности
в условиях становления рыночных
отношений, экономического спада и
глобализации; обеспечению реализации
в регионах страны концепции устойчивого
развития как модели эффективного,
непротиворечивого и
Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности – деятельность не может совершаться, если не приобретёт для тех, кто ей занимается конкретный смысл и ценность. Механизм создания такого смысла и ценности в инновационной деятельности определяет её успешность – как в плане создания и внедрения нововведений, так и в плане детальной проработки и качества инноваций.
Информация о работе Объективные факторы восприятия и оценки инноваций