Опека и попечительство совершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Возможны ситуации, когда гражданин в силу своего психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 50.08 Кб (Скачать файл)

  Обобщая выше сказанное, можно сказать, что проблема установления опеки и попечительства, относительно совершеннолетних граждан,

 

существовала и существует во все времена и во многих странах.  Опека и попечительство в законодательстве разных стран устанавливается по-разному и имеет свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

 

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином  является признание его недееспособным вследствие психического расстройства он не может понимать значение своих  действий или руководить ими. (ст. 29 ГК РФ)

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках.

Слабоумными признаются лица, которые  от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.

В таком случае гражданин не вправе совершать никаких сделок, включая  мелкие бытовые. Все сделки от его имени совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). В противном случае такие сделки признаются ничтожными.

Решение о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства выносится судом, ссылаясь на оценку судебно-психиатрической экспертизы, которая производится на основании  Закона Российской Федерации «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[19, с.15].

В соответствии с п. 3 ст. 5 данного  закона ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом  стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения  или специального обучения не допускается.

 

Гражданин вправе обжаловать поставленный ему диагноз в суде. В таком  случае назначается повторная экспертиза.

Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации подробно урегулирована  процедура признания гражданина недееспособным. Дело может быть начато по заявлению членов его семьи, общественных организаций, прокурора, органа опеки  и попечительства, психиатрического лечебного учреждения в суде по месту  жительства гражданина или по месту  нахождения лечебного учреждения, где  он пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие  считать гражданина невменяемым.

Судья в порядке подготовки дела к судебному заседанию назначает  судебно-психиатрическую экспертизу. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

  1. Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
  2. Может ли это лицо отвечать за свои действия;
  3. Нуждается ли обследуемое лицо по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

  По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела. В судебном заседании участвуют: сам гражданин, если это возможно по состоянию его здоровья, члены его семьи, прокурор, представитель органа опеки и попечительства.

В случае признания гражданина недееспособным суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки  и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного  недееспособным, о необходимости  назначения лицу опекуна.

 

 

 

    1. Особенности установления попечительства над совершеннолетними гражданами

 

 

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них – ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над такими гражданами может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение.

«Злоупотребление спиртными напитками  или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы  денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения  и ставит семью в тяжелое положение».

Других оснований для ограничения  дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями [6, с. 53-59].

Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном  законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

 

Гражданин, над которым после  ограничения дееспособности было установлено  попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершить  какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

Существенным различием между  опекой и попечительством над  дееспособными гражданами выступает  то, что попечитель не несет ответственность  за вред, причиненный действиями его  подопечного (ст.1077 ГК РФ).

Таким образом, попечительство устанавливается  только над гражданами, которые ограничены в дееспособности, вследствие злоупотребления  ими спиртными напитками или  наркотическими  веществами, которые  своими действиями ставит семью в  трудное материальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности установления патронажа над совершеннолетними

 

 

В Гражданском Кодексе Российской Федерации предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении  совершеннолетнего дееспособного  гражданина, который по состоянию  здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять  обязанности, к примеру, тяжелая  болезнь, физические недостатки, преклонный возраст [1, с. 58].

Попечитель (помощник) совершеннолетнего  дееспособного гражданина может  быть назначен органом опеки и  попечительства только с согласия такого гражданина. Назначаемый попечитель (помощник) должен соответствовать  всем качествам, установленным в Законодательстве Российской Федерации, и назначаться по месту жительства подопечного. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа [12, c. 341].

Гражданин, над которым установлен патронаж, может самостоятельно совершать  любые сделки, поскольку он полностью  дееспособен, попечитель выступает лишь в качестве его помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Распоряжение имуществом,

принадлежащим совершеннолетнему дееспособному  подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и

 

удовлетворение  бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, одежды, лекарственных  препаратов, предметов домашнего  обихода и т.п.), осуществляется его  попечителем (помощником) с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.) [17, с. 47].

Итак, патронаж устанавливается над  гражданами, которые по состоянию  здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, к примеру, тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Гражданин, над которым установлен патронаж, может самостоятельно совершать любые сделки, поскольку он полностью дееспособен, попечитель выступает лишь в качестве его помощника, оказывающего практическую помощь в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой аспект проблемы опеки, попечительства и патронажа относительно совершеннолетних граждан

2.1. Порядок  определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями

 

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются  Гражданским кодексом Российской Федерации. В целях получения сведений о  личности предлагаемых опекунов или  попечителей орган опеки и  попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление  о назначении его опекуном или  попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать  информацию о нем в органах  внутренних дел, органах записи актов  гражданского состояния, медицинских  и других организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления  только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации[4,с. 17].

Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов  опеки и попечительства безвозмездно.

Сведения о личности предполагаемых опекунов или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством  Российской Федерации в области  персональных данных к персональным данным граждан.

 

 

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки, попечительства и патронажа, может  быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных  настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может  быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Орган опеки и  попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему несколько опекунов или попечителей. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их исполнение или ненадлежащее исполнение[4, с. 18-21].

Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или

 

попечителя  при осуществлении ими законного  представительства орган опеки  и попечительства обязан назначить  каждому из подопечных временного представителя  для разрешения возникших проблем[8, с. 109].

Таким образом, требования, которые  предъявляются к личности опекуна  или попечителя, устанавливаются  Гражданским кодексом РФ. Сведения о личности опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе запрашивать и получать,  исходя из интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства и патронажа, орган опеки и попечительства может назначать несколько опекунов и попечителей, обязанности которых распределяются между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Права и обязанности опекуна и попечителя

 

Главной надо считать обязанность  опекунов и попечителей заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением. Эта общая обязанность конкретизируется применительно к разным сферам деятельности опекунов и попечителей. Важнейшее  место среди них занимает сфера  имущественных отношений.

Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его  в имущественных отношениях и  в соответствии с этим вправе совершать  от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения  интересов подопечного и целей  опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечным. Однако права опекуна  и попечителя в данной сфере существенно  ограничены в интересах подопечных [18, с.167].

Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:

- по отчуждению, в том числе  обмену или дарению, имущества  подопечного, сдаче его внаем  (в аренду), в безвозмездное пользование  или в залог;

- сделок, влекущих отказ от принадлежащих  подопечному прав, раздел его  имущества или выдел из него  долей, а также любых других  сделок, влекущих уменьшение имущества  подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ).

Информация о работе Опека и попечительство совершеннолетних