Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:40, реферат
Социальная организация - это «естественная система», которой свойственны органический рост и развитие, подчиняющиеся «естественным законам», взаимозависимость составных частей, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия.
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
Таким путем он стремился ввести в функционализм идею изменения.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р.МЕРТОНА
Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе
«теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося
поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория
причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном. Эта теория
противопоставляется тем представлениям, которые приписывают
неудовлетворительное функционирование социальной структуры прежде всего
повелительным биологич. влечениям человека, недостаточно сдерживаемым
социальным контролем, т.е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в
криминологии. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура»
общества: при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов,
происходящих в рамках второго явления (социальная структура). Термин «аномия»
был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в
поведении, их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых,
состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные
стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно
ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать
и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии
тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятие социальной
структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой общества
(хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного
американского общества). Для Мертона социальная структура это не социальная, а
социально-психологическая, а то и
чисто психологическая
социальная структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей,
которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся
перед ними жизнью), - т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те
средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для
удовлетворения жизненных
средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые
(законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к
результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание
на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают
применительно к избираемым средствам.
Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в
принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед
его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть
неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру
средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает
здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и
средствами как фазами социальной структуры служит основанием для
возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и
отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные
нормы, Р.Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:
- конформизм, когда социальные цели общества и способы их
достижения принимаются
граждане);
- инновационность, когда принимаются социальные цели, но не
способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления,
обман);
- ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их
достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);
- ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм,
наркомания, бродяжничество);
- мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств с одновременной
заменой их новыми целями и новыми средствами(политический терроризм, борьба за
свободу, революционность, радикализм).
Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к
характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является
центральным объектом анализа.
Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает в
случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы
успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная
структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к
законным средствам завладения
этими символами для
самого населения.
Таковы основные теоретические положения функционалистской системы Р.Мертона.
Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных свойств. Это - и тесная
связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких обстоятельствах не
должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь «живой»,
несконструированной, отражающей практические проблемы людей. Это - и
возможность сохранить теоретическую «научность», исключая при этом
неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-
философского учения. Это - и смысловая и понятийная наглядность, что
особенно характерно для его «теории среднего радиуса действия»,
демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативность
в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.
Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания
«социального порядка», то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении
дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в
социальной жизни.
Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что,
несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились
вкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не
полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все
оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен
обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом — проблемами для
плодотворного изучения.
Во-вторых, несмотря на то, что исследования Мертона были. сосредоточены на
среднем уровне всеобщности, он создал целостную теорию общества. Некоторые
разногласия с критиками по этому поводу могут быть объяснены различными
подходами к концепции социологической теории. В одной из своих ранних работ
автору удалось дать определение более чем двадцати значениям термина
«теория» в современной
В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что Мертон
является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил
структурному направлению. Источником вдохновения для него были работы
Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные явления в
рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри
единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когда явление
ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и функциональные,
когда явление оказывает структурное воздействие. Функциональный анализ,
безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода,
доминирующего в исследованиях Мертона.
В-четвертых, вопреки абсолютно ошибочной, «идеологической» критике,
обвиняющей Мертона в пренебрежении к социальным конфликтам, можно утверждать,
что он по праву считается теоретиком конфликта. Его концепция социальной
жизни насыщена такими понятиями, как противоречия, отклонения, напряжения,
амбивалентность, дисфункции и конфликты всех типов. В человеческой драме,
описанной Мертоном, нет места спокойной, гармоничной, согласованной,
уравновешенной утопии; она полна муками неопределенности и непреднамеренными,
латентными последствиями любого действия; агонией амбивалентности и
непосильной тяжестью норм, ролей и статусов; страхом перед отсутствием норм
или аномией; риском поражения или саморазрушительными, пророчествами.
В-пятых, в отличие от другого рода беспочвенной критики, ставящей в вину
Мертону статический уклон, теория его динамична в полном смысле этого
термина. Мертон не только признает различные модальности изменений, но и
сосредоточивает внимание на структурных изменениях — структурно порождаемых
и имеющих структурные последствия. Он не только изучает репродуктивные
(адаптивные) процессы, но и уделяет значительное внимание морфогенетическим
процессам, посредством которых образуются новые или существенно измененные
структуры. Что еще можно требовать от подлинно динамического аналитика?
Структурная теория общества, объединяя «социальную статику» и «социальную
динамику», «социальную анатомию» и «социальную психологию», согласие и
конфликт, стабильность и изменение, воспроизводство и образование, адаптацию
и морфогенезис, обеспечивает полноценную, многомерную парадигму для
социологии, которая глубоко уходит корнями в классическую социологическую
традицию XIX в. и особенно в работы Маркса, Зиммеля и Дюркгейма, которые
явились идейными наставниками Мертона. На длительное время «парадигма» задала
тон интеллектуальным поискам в рамках дисциплины, определила основное
направление в социологии. Основанная на лучших мыслительных традициях,
структурная парадигма не исчерпала своих возможностей. Она может еще
обеспечивать ценные, эвристические стимулы для социологии будущего. Мертон
сделал вклад в ее определение, объяснение и расшифровку, создав тем самым
связующее звено между наследием титанов социологической мысли и
нарождающимися перспективами социологической теории. Возможно, наиболее
значительная лепта, внесенная Р.Мертоном в развитие современной социологии, —
обоснование ценности этого классического наследия, столь необходимо сейчас в
силу некоторых разрушительных, иррациональных и весьма преждевременных
сомнений.
Список использованной литературы
1. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс
лекций. - Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей». - 1997. - 176с.
2. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,
1996. - 512с.
3. Мертон Р. Социальная теория
и социальная структура.
аномия. // Социологические исследования. - 1992. - №2-4.
4. Современная американская
Изд-во МГУ, 1994. - 296с.
5. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд.
перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528с.
6. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н.
Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.:
Аспект Пресс, 1996. - 416с.
7. Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995.
- 272с.
8. Энциклопедический
ИСПИ РАН, 1995. - 939с.