Организация работы по опеке и попечительству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:02, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть и проанализировать организацию работы по опеке и попечительству г. Челябинска и Челябинской области.
Задачи:
1 Посмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2 Изучить органы опеки и попечительства
3 Рассмотреть организацию работы по опеке и попечительству

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ…………………...…………………………………………………4
2 ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКА И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………14
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ЧЕЛЯБИНСКЕ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат, Маркевич, УГ-402.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

          2. Отдел разрабатывает и реализует  в пределах компетенции подпрограмму  «Дети-сироты» областной целевой  программы «Дети Южного Урала»;

          3. разрабатывает основные формы  и виды социально-экономической , социально-психологической и иной социальной помощи и социальных услуг детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей;

         4. содействует развитию системы  социального обслуживания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

          5. взаимодействует с государственными, муниципальными органами и негосударственными  общественными и иными организациями  и учреждениями в решении вопросов  опеки и попечительства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

         6. осуществляет контроль за реализацией органами опеки и попечительства муниципальных образований государственных полномочий в сфере опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

          7. оказывает в пределах своей  компетенции организационно-методическую  и практическую помощь Школе  приемного родителя, организованного  на базе Челябинского областного  центра социальной защиты «Семья»;

          8. анализирует и распространяет  отечественный и зарубежный опыт  по вопросам опеки и попечительства  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          Таким образом, работу по опеке и попечительству в Челябинске выполняют Управления социальной защиты населения администраций районов, куда могут обратиться граждане, желающие взять на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечительства родителей, а также отдел организации работы по опеке и попечительству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящийся в Министерстве социальных отношений Челябинской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ  В ЧЕЛЯБИНСКЕ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

 

 

Работа по опеке и попечительству в городе Челябинске ведется большая. Об это говорит как статистика, так и различные нормативно-правовые акты и целевые программы об опеке и попечительстве.

В журнале «Вопросы социального  обеспечения» была опубликована статья3, в которой приводится статистика об уже проделанной работе:

В Челябинской области, по состоянию на 01.10.2011 года, в органах  опеки и попечительства на учете  состоит 15 864 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 64,4% (10 412 детей) воспитываются в замещающих семьях, остальные дети (5650 детей) находятся под надзором образовательных, медицинских организаций, а также в учреждениях социального обслуживания населения. То есть более 5000 детей находятся на попечении государства в различных учреждениях: домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, учреждениях профессионального образования. Вопросам устройства воспитанников детских домов и домов ребенка в семью был посвящен состоявшийся 26 октября 2011 года в Министерстве социальных отношений Челябинской области круглый стол. В обсуждении вопросов социального сиротства приняли участие представители профессионального сообщества, приемные родители, представители общественных организаций. Устройство детей в семью - одно из приоритетных направлений в нашей работе, отметила Министр социальных отношений Челябинской области Ирина Гехт. По ее словам, ежегодное увеличение количества замещающих семей (на 10%), является результатом совместных усилий органов социальной защиты населения, общественных организаций, средств массовой информации.

В Челябинской области за последние 4 года выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 50% (2006 год – 3959 детей, 2010 год – 2672 ребенка, 9 месяцев 2011 года – 1962 детей)4. Данный показатель близок к общероссийской статистике – в целом по России выявление такой категории детей сократилось на 45%. Основными причинами такого сокращения являются: сокращение численности детского населения в определенных возрастных группах; положительный результат профилактической работы, проводимой всеми службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к примеру: сократилось на 51% количество детей, изъятых из семей при угрозе их жизни и благополучию (в 2006 году был изъят из семей 181 ребенок, в 2010 году – 197 детей, за 9 месяцев 2011 года – 88 детей); сократилось на 37,8% количество родителей, лишенных родительских прав (в 2006 году – 1463 родителя были лишены родительских прав, в 2010 году – 1391 родитель, за 9 месяцев 2011 года – 910 родителей); изменение подхода к установлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей (более четкое определение правовых оснований). 

Приоритетной для органов  опеки и попечительства формой устройства детей была и остается передача их в семью: кровную, приемную, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство). За 9 месяцев 2011 года устроено в семьи (с учетом возвратов в кровную семью) – 1849 детей (39,7% от общего числа детей, нуждающихся в устройстве): в кровную семью – 519 детей (28,1% от общего числа детей, устроенных на воспитание в семьи); под опеку (попечительство) - 988 детей (53,4%); в приёмную семью – 141 ребенок (7,6%); усыновлено (удочерено) – 201 ребенок (10,9%).

Необходимо отметить положительные  тенденции, которые обозначились в  работе по передаче детей в семьи:

1) рост количества детей,  возвращенных в кровную семью,  в связи с восстановлением  родителей в родительских правах, установлением отцовства, снятием  ограничения в родительских правах, так, за три года на 44,6% увеличилось  количество таких детей (2007 год  – 554 ребенка, 2010 год – 801 ребенок, 9 месяцев 2011 года – 519 детей). Данные  показатели стали возможны в  результате активизации превентивной  и социально-реабилитационной работы  с семьей, попавшей в кризисную  ситуацию;

2) развитие формы устройства  детей – опека на возмездной  основе (приёмная семья). В Челябинской  области за 4 года существенно  увеличилось количество приемных  семей (2006 год – 25 приёмных  семей, 2010 год – 622, на 01.10.2011 года  – 681 семья). Ежегодный прирост  приемных семей составляет более  10%. Это обусловлено более разнообразной  материальной поддержкой со стороны  областного бюджета в виде  пособий и выплат;

3) сокращение удельного  веса «иностранного усыновления»  в общей численности усыновленных (удочеренных) детей, так, с  2006 года на 16,2% сократилось доля  усыновления детей иностранными  гражданами (2006 год – 44% от общего  количества усыновленных детей, 2010 год – 30,1%, 9 месяцев 2011 года  – 27,4%). Общероссийский показатель  по итогам 2010 года составил 30,1%. Такая  тенденция складывается за счет  активизации работы Министерства  социальных отношений Челябинской  области, как регионального оператора   банка данных о детях, оставшихся  без попечения родителей, в  части российского усыновления.  В вопросе устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, под опеку (попечительство) на безвозмездной основе отмечается  определенная стабильность –  ежегодно более 1500 детей уходит  под опеку, из них более 70% попадают под опеку (попечительство) родственников;

4) снижение количества  возвратов детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  из замещающих семей в учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

5) развитие практики «гостевого  режима» для кандидатов, получивших  положительное решение органов  опеки и попечительства, в отношении  детей от 10 лет и старше, что  является переходной формой определения  ребенка в приемную семью, под  опеку (попечительство) или усыновление  (в зависимости от пожелания  граждан). За прошедший год в  выходные, праздничные и каникулярные  дни 580 детей посетили семьи  родственников; 219 детей посещали  кандидатов в опекуны, приёмные  родители, усыновители; 189 детей посещали  граждан, не являющихся кандидатами.  Из общего количества детей,  находящихся на гостевом режиме 149 детей переданы на воспитание  в семьи, что составляет 15%.

Еще одним направлением для  развития института семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является комплексное сопровождение семьи  после принятия ребенка на воспитание.  В каждом муниципалитете есть службы, которые отвечают за организацию  сопровождения таких семей, в  большинстве территорий эти функции  исполняют отделы опеки и попечительства, которые оказывают в большей  мере юридическую поддержку семьи. В ряде территорий эти функции  возложены на образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На сегодняшний момент в области  в 16 территориях действуют службы, которые оказывают содействие в  подготовке граждан – кандидатов в усыновители, опекуны и попечители.

Важно отметить, что в 2011 году впервые прошел фестиваль замещающих семей, на который были приглашены по представлению органов местного самоуправления 47 семей, которые достигли положительных результатов в  воспитании детей, внесли свой вклад  в формирование образа современной  российской «приемной» семьи. По отзывам  участников такие неформальные встречи весьма важны для объединения родителей, принявших на воспитание в свою семью детей, лишенных родительского попечения.

В Министерстве социальных отношений Челябинской области  была разработана Ведомственная целевая программа «Улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  Челябинской области» на 2012-2014 годы5.

Цель Программы – организация социальной защиты, охрана прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот), а также лиц из их числа для улучшения их положения в Челябинской области.

Задачи Программы:

1) обеспечение организации  назначения и выплаты:

- единовременного пособия  при всех формах устройства  детей, лишённых родительского  попечения, в семью;

- содержание ребёнка в  семье опекуна и приёмной семье,  а также вознаграждение, причитающееся  приёмному родителю;

2) развитие различных  форм семейного жизнеустройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  том числе обеспечение своевременности  выявления, учёта и жизнеустройства  детей-сирот;

3) защита прав и законных  интересов детей-сирот;

4) обеспечение лиц из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  жилыми помещениями по договору  социального найма;

4) организация жизнедеятельности  детей-сирот в муниципальных образовательных  учреждениях для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей:

- предоставление полного  государственного обеспечения детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей;

- создание благоприятных  условий, проживания и развития  личности;

- обеспечение социальной  защиты, социальной адаптации, укрепления  и охраны здоровья воспитанников;

- обучение и воспитание  детей-сирот;

         - охрана прав и законных интересов воспитанников.

Программа включает в себя мероприятия, направленные на:

- организацию назначения  и выплаты пособий, относящихся  к мерам социальной поддержки  детей-сирот;

- организацию работы органов  опеки и попечительства по  выявлению, учету и жизнеустройству  детей-сирот, в семьи граждан,  по учету граждан, желающих  принять ребенка на воспитание  в семью, оказанию содействия  гражданам в подборе ребенка,  оставшегося без попечения родителей,  которого бы граждане хотели  принять на воспитание;

- организацию предоставления  изолированных жилых помещений  в соответствии с Жилищным  кодексом Российской Федерации  детям-сиротам, детям, оставшимся  без попечения родителей, лицам  из их числа, а также детям,  находящимся под опекой (попечительством)  и в приемных семьях, не имеющим  закрепленного жилого помещения,  после окончания пребывания в  образовательных учреждениях всех  видов и типов или учреждениях  социального обслуживания, либо  по окончании службы в рядах  Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- организацию деятельности  по содержанию и воспитанию  детей-сирот в муниципальных образовательных  учреждениях для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей.

Основными ожидаемыми результатами реализации Программы за 3 года являются:

1) улучшение материального  положения семей,  принявших на  воспитание детей-сирот;

2) увеличение численности  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, воспитывающихся  в семьях граждан к 2014 году  до 65 процентов по отношению к  общему числу детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, проживающих в области; 

3) увеличение численности  детей, усыновленных (удочеренных)  гражданами, к 2014 году до 18 процентов  по отношению к общему количеству  детей, переданных на воспитание  по всем формам устройства

4) обеспечение 987 граждан  жилыми помещениями в течение  трех лет, что положительно  отразится на  качестве социальной  адаптации выпускников образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, на уровне жизни  лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, а также граждан,  относившихся к данной категории,  но необеспеченных жилым помещением  своевременно.

5) обеспечение дальнейшего  жизнеустройства ежегодно более  чем 400 выпускников образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

Информация о работе Организация работы по опеке и попечительству