Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа
С этой точки зрения, значимым является соотнесение понятий этнического самосознания и этнической идентичности. В отечественной науке известны два подхода, определяющих специфику соотношения данных дефиниций. В качестве тождественных феноменов их рассматривал Э.Г. Александренков, который утверждает о нецелесообразности введения в русский язык английского термина «этническая идентичность», если в нем уже есть практически тождественное понятие «этническое самосознание». Но мы считаем, что данные дефиниции необходимо все же разграничивать.
С.Олзан и Дж.Нейджел определяют этничность в терминах этнических маркеров, которые являются приписываемыми характеристиками, например, цвет кожи, язык, религия. Подчеркивание ситуационной детерминации этнической идентичности позволяет исследовать условия, которые активизируют и дезактивизируют этнические границы. Дж.Бентли отмечает, что если примордиалисты рассматривают действие человека в форме веберовского ценностно- рационального действия, то инструменталисты видят в нем рациональное действие. В пределах данного подхода происхождение этнической общности и этнической идентичности связывается с возникновением критической социальной ситуации, требующей объединения усилий ряда человеческих групп. В ситуации общего исторического испытания (социального стресса) создается импульс для отграничения группы людей, объединившихся для преодоления этого стресса, от всех остальных. Если объединяющий импульс превосходит некоторую критическую точку, то возникает новый этнос.
В отечественной этнологии инструменталистский подход представлен информационной концепцией этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Авторы представляют принадлежность к этносу как способ удовлетворения потребности людей в психологической стабильности. Эта модель удобна для объяснения возрастания роли этнической идентичности в современном мире. Чем больше расхождение между информационными возможностями человека и сложностью информационной ситуации, тем сильнее чувство принадлежности к своему народу. Этнос играет роль «информационного фильтра», сужая поток воспринимаемой информации и фиксируя внимание на важном с точки зрения тех или иных этнических ценностей.
Инструментализм ориентирован
на выявление функций, выполняемых
этнической общностью. Этническая идентичность
здесь подразумевает
Синтез примордиалистского
и инструменталистского подходов пытается
осуществить Дж. Мак-Кей. Он полагает,
что достоинство первого
Конструктивистский подход
к пониманию этничности, появившийся
в 70-80-е годы получил наибольшее распространение
в этнологии США, Канады, Австралии.
Популярность конструктивизма в
этих странах объясняется
Данное направление берет
начало со времени публикации книги
Б. Андерсона о возникновении
наций. Ученый исходил из того, что
процесс зарождения современных
наций в значительной степени
направляется представителями местных
элит. Этническая идентичность в конструктивизме
представляет собой интеллектуальный
конструкт, сознательно создаваемый
учеными, политиками, писателями. Этничность
включается в процессы культурной и
политической организации социальности,
смысл которых - перераспределение
власти. Создание символов национального
выступает средством для
В трудах американского культурного
антрополога Дж. Комароффа конструктивистский
подход получил свое теоретическое
обоснование. Однако наиболее распространено
понимание этнической идентичности
норвежским этнологом Ф. Бартом. Центральным
моментом анализа данного феномена
у него выступает этническая граница,
которая определяет особенности
группы, а не сам по себе культурный
материал, содержащийся в пределах
данных границ. То есть этническую идентичность
он рассматривал больше как форму
«социальной организации
Одно из главных отличий
примордиализма от конструктивизма
заключается в том, что первые
представляют этническую идентичность
в качестве «консервативной силы»,
которая сохраняет и реализует
этнические особенности предшествующих
поколений, конструктивисты же видят
в этничности «творческую силу»,
которая постоянно
В.А. Тишков, разрабатывая конструктивистский
подход в российской этнологии рассматривает
этническую идентичность «как операцию
социального конструирования «
Позиция С.В. Чешко по отношению
к конструктивизму достаточно не
однозначная. С одной стороны, он
выступает против «субъективизма»,
признавая этничность «доопытным и,
более того, внеопытным принципом
организации человечества», который
«нельзя ни создать, ни разрушить
искусственно». С другой стороны, он
признает «иррациональность» этничности
и ее принципиальную непознаваемость,
рассматривает ее как «явление»,
которое, безусловно, существует, но неизменно
ускользает сквозь пальцы, несмотря на
любые методологические ухищрения.
Оно может проявляться повсюду,
влиять на любые сферы жизни и
деятельности человека, и в то же
время его нигде нет. С этой
стороны проявляются его
Е.М. Колпаков развивает представление о том, что этническое самосознание существует как бы само по себе, вне связи с объективными признаками. Самосознание общности, существующее как субъективное отражение объективно имеющегося единства интересов в различных сферах жизнедеятельности, в дальнейшем получает возможность относительно независимого существования от породивших его причин и после исчезновения соответствующей общности. Появляется феномен самосознания, которое уже не отражает какого-либо существующего единства, а само вместе с этнонимом становиться единственным объединяющим признаком.
Конструктивистский подход переоценивает значимость сознательной деятельности людей в формировании собственной этнической идентичности, рассматривая ее в качестве продукта человеческих взаимодействий, а также обходит стороной рассмотрение онтологического статуса данного феномена.
Особый интерес у многих
исследователей вызывает использование
понятия «габитус» фр. социолога
П. Бурдье в понимании этнической
идентичности. «Габитус» рассматривается
им как «системы длительных, транспортабельных
предрасположенностей и принципов,
которые порождают и организуют
практики и представления, которые
могут быть объективно адаптированы
к своим результатам без
Рассмотренные подходы к определению этнической идентичности не дают исчерпывающего объяснения рассматриваемого феномена. Причиной этого, по словам М.О. Мнацаканяна, является абсолютизация одних и принижение других сторон этнического. Использование на ряду с этим синтетического метода имеет следствием бесконечное прибавление новых знаний к уже имеющимся, их обобщение и синтезирование. Пытаясь зафиксировать этническую идентичность через язык, культуру, психологию мы можем многое узнать о внешних сторонах данного явления, но одновременно удаляться от ее сущности. «Сколько к единице не прибавляй единицу, а потом еще и еще одну, сущности самой единицы, таким образом, не постичь».
Понятие этнической идентичности
в психологической науке
С творчеством В. Вундта (1880)
связывают появление так
В начале 20-го столетия статус одной из версий «второй» психологии получила американская кросскультурная психология. Она поставила перед собой задачу изучить влияние социокультурной среды на психику. Кросскультурные исследования проходили в рамках трех основных направлений: упор на перцептивные процессы (восприятие); на когнитивные процессы; на изучение мнемических процессов (памяти). С точки зрения М. Коула, трудности в изучении влияния культуры на психические процессы объясняются прежде всего тем, что психологи рассматривали культуру как независимую переменную, а психику как зависимую, разрывая тем самым единство культуры и психики. Более того, по сравнению с доминирующей парадигмой «первой» психологии, различные ветви «второй» психологии были разобщены и не согласованы друг с другом. Зарубежная «вторая» психология не получила значительного развития. В дальнейшем появлялось все больше работ, рассматривающих социокультурный контекст как общую часть функционирования психики.
Изучению этнической идентичности
в рамках зарубежной психологии в
настоящее время посвящено
Э. Эриксон дал импульс к универсализации проблематики идентичности. Он отмечал, что изучение идентичности в наше время становится такой же главенствующей задачей, какой во времена 3. Фрейда было изучение сексуальности. Сам же термин «идентичность» ввел 3. Фрейд при описании механизмов действия интериоризации при формировании Супер-Эго. В традиции психоанализа идентификация понималась первоначально как процесс подражания чему-либо, а затем как процесс переживания субъектом слияния с определенным объектом. Такому переосмыслению идентификации способствовали работы 3. Фрейда по исследованию механизмов психологической защиты (в частности, проекции и интроекции). Большую роль также сыграли исследования Г. Адлера, посвященные проблеме соотношения комплексов неполноценности и превосходства. Э. Эриксон связал идентичность с переживанием индивидом себя как целого и ввел понятие «кризиса идентичности», который сопровождает человека на каждой стадии его культурного становления.
В настоящее время в
западной психологии одним из ведущих
направлений по изучению социальной
идентичности является бристольская школа.
Родоначальники - Дж. Тернер и Г. Тэшфел.
Согласно их представлению, социальная
идентичность складывается из тех аспектов
образа «Я», которые вытекают из восприятия
индивидом себя как члена определенной
группы. Социальные группы и членство
в них связаны с сопутствующей
им положительной или
В рамках символического интеракционизма,
Дж. Мид исходил из разделения личностной
структуры на «Self» и «те» и
трактовал идентичность как социализированную
часть «Я» (те) в ее соотнесенности
с самостью Self. При этом утверждалась
необходимость подтверждения
Информация о работе Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках