Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:45, реферат
Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
Введение…………………………………………………………………………..3
Первый этап становления социологии в России 1860-1890-е гг……………...6
Второй этап становления Российской социологии 1890–1900е гг…………...10
Третий этап развития социологии в России…………………………………...14
Четвертый этап 1920-1930-е годы………………………………………………16
Пятый этап развития социологии в России: с 1960х годов по настоящее время……………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра философии, политологии и социологии
Дисциплина: Социология
Реферат на тему:
Основные этапы становления Российской социологии
Выполнила:
студентка группы М-4
Казакова Е.Ю.
Руководитель:
Хомутова Н.Н
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Первый этап становления социологии в России 1860-1890-е гг……………...6
Второй этап становления Российской социологии 1890–1900е гг…………...10
Третий этап развития социологии в России…………………………………...14
Четвертый этап 1920-1930-е годы………………………………………………16
Пятый этап развития социологии
в России: с 1960х годов по настоящее время…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения. Как известно, позитивизм является,одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного социологического мышления является позитивизм. В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении социологии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что социология как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.
Становление и эволюция социологии и позитивизма России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.
Интерес к человеку в обществе, к совместной участи людей, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов,) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей – философов, историков).
В основе российской социологической мысли есть как идеологизированные, так и академические наработки. Первые были связаны с революционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная социологическая мысль не была лишена социальных утопий. Так, в XIX – начале ХХ вв. с утопиями выступали представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.).
Отечественная социологическая мысль была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию. Тем не менее, российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.
Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.
Целью моей работы изучить этапы становления социологии в Росиии и ее особенности развития.
Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональная по своему характеру, по своим целям и по своим задачам. Социология является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология со времен Огюста Конта никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, понимании теории и методологии, предмета и структуры социологической науки. Эти школы и направления базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению объекта исследования и возможностей познания.
Специфика и национальные традиции, проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологической науки или на предоставление социологии в целом. Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения, трех его этапов - дворянского, разночинского и пролетарского. На каждом из этих этапов русская социологическая, вернее социальная мысль складывалась как из откровенно "идеологизированных", так и "академических" школ (прогрессивного и консервативного направлений).
На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон и др.), английские экономисты (Смит, Рикардо и др.), немецкие романтики (Шеллинг и др.)
Это влияние преобладает до первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стало славянофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.
Наиболее крупными представителями взглядов славянофилы были Н.Данилевский, А.Катков, В.Леонтьев, К.Победоносцев.
Взгляды славянофилов левого крыла сформулировал Н.Данилевский (1822-1885), который считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем правого крыла русофилов стал К.П.Победоносцев (1821-1901), который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, которая призвана осуществлять волю Бога на земле, считал он, может русское общество достичь гармоничного единства желаний, эмоций, разума.
В западничестве сложились три направления: теократическое (30-х годов), крупнейшим представителем которого был П.Я.Чаадаев, гуманистическое (40-х годов) во главе с В.Г.Белинским, народническое (60-х годов) путь к которому проложил А.И.Герцен, а наиболее полными выразителями стали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.
Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Блестящие представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.Мечников, Н.Михайловский, Е.Де-Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, которое вышло за пределы национальных границ. В то же время русская социологическая мысль испытала заметное влияние концепций западных социологов: О.Конта, Г.Спенсера, Л.Уорда, Г.Зиммеля, М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Ф.Энгельса и т.д.
В-третьих, национальные особенности развития русской социологической мысли - ориентация на научное социальное мышление и связь с освободительными движениями - явились основой для влияния, становления и распространения марксистских социологических идей. Это, конечно, не означает, что социология марксизма явилась как бы продолжением национальных традиций в обществознании. Эти традиции лишь подготовили (речь идет об их прогрессивных сторонах) почву для распространения марксистских социологических идей.
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". "В социологии и истории, - писал Лавров, есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую. Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной негодности общества понять вопрос и дать на него ответ" 1
Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять участие в общественной жизни, у историков не было необходимости осмыслить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хотя в летописях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.
Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который вначале своего теоретического пути был последователем социологических взглядов К.Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции.2
Второй этап в развитии русской социологии – это 1890–1900е гг. В этот период утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, ее методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах.
Рубеж веков характеризуется осознанием кризиса социологии, причины которого усматривались в неадекватности методологии классического позитивизма потребностям научного познания общества. На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания.
Ведущей социологической школой становится неокантианство, наиболее яркими представителями которого были Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов и др.
Представители русского неокантианства, хотя и признавали, что истории присущи закономерности, но сущность последних получала у них идеалистическую трактовку как чисто психологическую. Для них, как и для всей русской социологии, было характерно стремление способствовать прогрессу общества, улучшению условий жизни.
Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания, отрицали детерминизм. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии:
1. Приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения).
2. Критика понятий и языка социологии.
3. Гносеологическое
4. Акцентирование внимания
на проблемах культуры
— ортодоксальное ядро — А. С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;
— концепция, близкая к философскому иррационализму (— П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов;
— вариант “индивидуального психологизма”— Л.И. Петражицкий и его последователи.
Примечательно, что в этот период российская социология выходит, прежде всего, благодаря деятельности М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти, на международную арену, причем на равных. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, конгрессы которого собирались раз в три года.
Информация о работе Основные этапы становления Российской социологии