Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа
Объектом курсовой работы является благотворительность в России. Предмет работы – этапы благотворительности в России. Цель - дать характеристику основных этапов развития системы благотворительности в России.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия благотворительности;
2) рассмотреть различные точки зрения на периодизацию этапов благотворительности в России;
3) охарактеризовать каждый из этапов формирования системы благотворительности в России.
Введение…………………………..……………………………………….................4
1 Теоретические аспекты изучения благотворительности…………….………….7
1.1 Сущность понятия благотворительности………………………..……...........7
1.2 Формы выражения благотворительной деятельности……….......................11
1.3 Периодизация благотворительности в России……….……….…………….11
2 Содержание этапов формирования системы благотворительности в России……………………………………………………………………………….19
2.1 Архаичный период………………………………………………….…….…..19
2.2 Княжеская и церковно-монастырская благотворительность………………21
2.3 Период церковно-государственной помощи …..…….…………………….24
2.4 Государственное призрение………………………………………………….26
2.5 Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала
ХХ в. ……………………………………………………………….………………..29
2.6 Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг……………………………33
2.7 Благотворительная деятельность в современных условиях в России
с 1991 г……………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………….…...………….…40
Библиографический список …………………………………………………….…42
Кафедра: ЗХТФ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Руководитель:
__________
Разработала:
студент
__________
Красноярск – 2012
Реферат
Курсовая работа на тему: «Основные этапы формирования системы благотворительности в России».
Цель: дать характеристику основных этапов развития системы благотворительности в России.
Объект: благотворительность в России.
Предмет: этапы системы благотворительности в России.
В первой главе рассматриваются сущность и многообразие понятия благотворительности, различные периодизации формирования системы благотворительности в России.
Во второй главе рассматривается характеристика основных этапов развития благотворительной деятельности в России.
Ключевые слова: благотворительность, милосердие, меценатство, филантропия.
Методы исследования: анализ литературы по данной теме.
Курсовая работа выполнена на 44 страницах текста с использованием 25 источников литературы.
Содержание
Введение…………………………..…………………………
1 Теоретические аспекты
1.1 Сущность понятия
1.2 Формы выражения
1.3 Периодизация
2 Содержание этапов
2.1 Архаичный период……………………………………
2.2 Княжеская и церковно-
2.3 Период церковно-
2.4 Государственное призрение……………
2.5 Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала
ХХ в. ……………………………………………………………….……………
2.6 Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг……………………………33
2.7 Благотворительная
с 1991 г……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………….…42
Введение
В настоящее время закономерно усиливается интерес к отечественной истории, возрастает значение исторических знаний. При внимательном взгляде на окружающую действительность можно заметить, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. Если рассматривать социальные явления в процессе развития, в них всегда окажутся остатки минувшего, выражающие сущность качества настоящего и зачатки будущего.
В 80-90-ее гг. в условиях политической либерализации заметно повысился интерес к изучению социальной истории России. В предмет этой дисциплины входят социальные отношения на различных конкретно-исторических этапах развития России [1;С.10].
В последние годы появляется все больше исследований по истории российской благотворительности. Объясняется это не только малоисследованностью этой темы, но, по-видимому, и тем, что частная и общественная благотворительная деятельность – один из интереснейших механизмов выражения общественных настроений, а также практического взаимодействия общества и государства.
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. В этом и заключается актуальность данной работы.
Изучением благотворительности занимались различные ученые. Наиболее широко история российской благотворительности раскрыта в книгах Бадя Л.В. «Благотворительность и меценатство в России»и В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Различные формы общественного призрения, сложившиеся в России к началу ХХ в., рассматривают в своих работах В. Дерюжинский, А. Горцев, С. Рункевич, В. Гаген и другие ученые. В своих работах они отмечают, что призрение имеет отчетливую интерпретацию, которая зависит от субъекта помощи, и различает призрение бедных, церковное призрение, частное призрение, публичное призрение. Во второй половине XIX в. выработались основные научные подходы к изучению проблем общественного призрения и благотворительности. Известный исследователь этой проблемы М.В. Фирсов выделяет следующие основные подходы к теории общественного призрения, оформившиеся в последней четверти XIX в.:
- конфессиональные подходы;
- правовые подходы;
- социально-административные
- подходы к проблеме с позиций социальной политики [2; С.74].
Объектом курсовой работы является благотворительность в России. Предмет работы – этапы благотворительности в России. Цель - дать характеристику основных этапов развития системы благотворительности в России.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия благотворительности;
2) рассмотреть различные точки зрения на периодизацию этапов благотворительности в России;
3) охарактеризовать каждый из этапов формирования системы благотворительности в России.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения благотворительности
1.1 Сущность понятия благотворительности
Милосердие является одной из фундаментальных добродетелей и высшим нравственным требованием. В практике межчеловеческих отношений милосердие реализуется в учтивости, помощи, участливости, заботе. В практике общественных отношений есть свои формы милосердия, среди которых наиболее специфичной является благотворительность. Благотворительность нередко понимают как подачу милостыни.
В мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни есть много общего. Но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от милостыни. Милостыня представляет собой «подаяние нищим в форме денег или продуктов питания, даже без явной просьбы со стороны последних» [9;С.139]. Благотворительность же носит организованный и по преимуществу безличный характер, она осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Именно по этому благотворительность то и дело оказывается предметом общественных дискуссий: с одной стороны, благодаря ей решаются важные социальные, гражданские, просветительские, научные, культурные проблемы, с другой – благотворительные акции и программы могут использоваться в политических целях, отвечающих интересам их организаторов, и в этом смысле являются ширмой для решения частных и организационных задач [6;С.411].
Существует множество трактовок понятия благотворительность. По мнению А.Н. Кочеткова, благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная ответственность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую религиозно-нравственную потребность» [2;С.71]. Благотворительность определяется, как «общечеловеческое движение, включающее в совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.» [3;С.45]. В их основе – стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально незащищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью. В широком смысле благотворительность – поддержка программ общественно важных форм деятельности (борьба с опасными заболеваниями, охрана окружающей среды, развитие науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.) [3;С.45]. Благотворительность – в узком смысле – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущих потребностей человека, попавших в трудную жизненную ситуацию [4;С.29].
Э. А. Фомин полагает, что благотворительность «представляет собой нравственно-экономический и культурный феномен, который не может быть полностью определен в рамках какой-нибудь традиционной научной дисциплины». По определению Л.А. Темниковой, «благотворительность – особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании помощи нуждающимся». Однако, с нашей точки зрения, здесь упущен ряд существенных моментов. Наиболее важным из них представляется добровольность. Как бы ни были замечательны дела, совершаемые за счет налогов, обязательных сборов и т.п., их нельзя считать благотворительными. Кроме того, благотворительность есть не простая передача ценностей, а целенаправленная деятельность.
Учитывая вышесказанное, мы соглашаемся с мнением и предлагаем следующую формулировку: «Благотворительность есть добровольная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе и созданных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная на достижение большего социального благополучия» [5;С.153].
В основе благотворительности лежит мотивация людей, испытывающих сострадание к людям, потребность во взаимной поддержке и помощи. Эта мотивация не должна сочетаться с коммерческими интересами, получением прибыли и т.д. Благотворительность призвана восполнить или дополнить усилия государства в отношении социальной заботы о людях. В истории человечества благотворительность всегда играла большую позитивную роль, укрепляя морально-нравственные устои общества.
С понятием благотворительности тесно связаны такие понятия как меценатство, филантропия и милосердие.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия [8;С314].
Меценатство – добровольные пожертвования богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его представителей (поэтов, актеров, художников и др.) [9;С.137].
Филантропия – в V до н.э. божественная благосклонность, с IV в. н.э. – благожелательное отношение к человеку, в новое время – индивидуальная благотворительность [10;С.233].
В последней четверти XIX в. и начале ХХ в. основной круг научно-практических проблем, которые поднимали в своих исследованиях отечественные ученые, заключался в изучении отношения государства к общественному призрению, роли добровольной и благотворительной деятельности, критериев «обязательного» призрения, форм и видов призрения, проблемах бедности среди различных слоев населения [2;С.75].
Ученые, как правило, считают благотворительность положительным социальным явлением. Но помимо этой точки зрения существуют и другие. Наиболее радикальной по негативизму является точка зрения, согласно которой благотворительность как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, а только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Такая точка зрения была выражена в очерке П. Лафарга «О благотворительности». Близкие аргументы высказывал и Л.Н. Толстой. Радикальные критики филантропии указывали на то, что организованная представителями высших классов на самом деле является:
Информация о работе Основные этапы формирования системы благотворительности в России