Основные этапы формирования системы благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является благотворительность в России. Предмет работы – этапы благотворительности в России. Цель - дать характеристику основных этапов развития системы благотворительности в России.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия благотворительности;
2) рассмотреть различные точки зрения на периодизацию этапов благотворительности в России;
3) охарактеризовать каждый из этапов формирования системы благотворительности в России.

Содержание

Введение…………………………..……………………………………….................4
1 Теоретические аспекты изучения благотворительности…………….………….7
1.1 Сущность понятия благотворительности………………………..……...........7
1.2 Формы выражения благотворительной деятельности……….......................11
1.3 Периодизация благотворительности в России……….……….…………….11
2 Содержание этапов формирования системы благотворительности в России……………………………………………………………………………….19
2.1 Архаичный период………………………………………………….…….…..19
2.2 Княжеская и церковно-монастырская благотворительность………………21
2.3 Период церковно-государственной помощи …..…….…………………….24
2.4 Государственное призрение………………………………………………….26
2.5 Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала
ХХ в. ……………………………………………………………….………………..29
2.6 Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг……………………………33
2.7 Благотворительная деятельность в современных условиях в России
с 1991 г……………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………….…...………….…40
Библиографический список …………………………………………………….…42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС ПО ПОЛЕЖ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Причем сами благотворительные мероприятия обставляются такой помпезностью, что именно своей формой привлекают внимание, манят к себе.

Другие критики указывают на тесную взаимосвязь между благотворительностью  и властью, в частности, властью церкви, которая проповедует милосердие и настаивает на его пользе. Кто собирает милостыню, тот ее и распределяет и тем самым властвует. Масштабы благотворительности резко ограничены в любом тоталитарном государстве: запрещая благотворительность, государство стремиться сконцентрировать в своих руках распределительные функции и увеличить тем самым собственную власть.

Б. Мандевиль обратил внимание на то, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков. К благотворительности нередко присоединяются и прагматические мотивы, когда благодаря мудрости и расчетливости законодателя суммы, потраченные на благотворительность, не облагаются налогом.

Социальные критики благотворительности неоднократно указывали на то, что с помощью благотворительности имущие классы пытаются откупиться  от эксплуатируемых ими трудящихся и снять остроту социальных противоречий. Социальные (государственные и гражданские) институты и механизмы в любом обществе призваны «амортизировать» напряжения и конфликты. И благотворительность как общественный институт, а именно, институт социальной помощи, более или менее успешно выполняет эту роль.

Негативистская критика благотворительности явно или неявно указывает на неискренность, лицемерие, двойственность филантропической деятельности.

Но, несмотря на негативистскую точку зрения, благотворительность имеет место быть в обществе. Это социальное явление имеет широкую поддержку  на государственном и общественном уровнях. И в обыденном понимании общественности благотворительность рассматривается как положительное явление [6;С.412-415].

 

1.2 Формы выражения благотворительной деятельности

 

1) Передача имущества, в том числе денег

2) Бескорыстное выполнение работ, оказание услуг

3) Гуманитарная помощь - предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи.

4) Социальная помощь - работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.

5) Помощь про боно - оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. Как правило, про боно услуги оказываются профессиональными юристами в виде бесплатной юридической помощи. Про боно деятельность не включает в себя иную благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т.п.

6) Иная поддержка [21].

 

1.3 Периодизации благотворительности в России

 

Среди исследователей существует огромное количество точек зрения на периодизацию истории формирования системы благотворительности в России.

Авторы сборника «Исторический опыт социальной работы в России» (под ред. Л.В. Бадя) выделяют три периода в развитии благотворительности: первый (с IX до середины XVIII в.) – «когда был пройден путь от нищелюбия к первым попыткам государства вмешаться в организацию заботы и помощи бедным и обездоленным»; второй (1760-е – 1861 гг.) – «когда закладывались основы государственного и общественного призрения, развивалась закрытая и открытая системы благотворительных учреждений и социальной помощи, росло число благотворительных обществ и организаций, появились новые категории призреваемых»; третий (1861-1917 гг.) – «когда произошла либерализация социальной политики, государство передало социальные функции органам городского и земского самоуправления, развивалось русские меценатство, социальные проблемы пытались решать на научной основе в общероссийском масштабе, ширилась деятельность общественных объединений в социальной сфере, рождались совершенно новые формы и методы социальной работы». Авторы утверждают, что в основе предложенной ими периодизации лежат «представления общества о задачах благотворительности, состояние системы учреждений благотворительного характера, ее управленческих структур, взаимоотношения государственного, общественного и  частного призрения» [5;С.147].

Попытка периодизации развития более узкой области «социального призрения» предпринята в диссертации Н.В. Черенцова «Генезис и эволюции социального призрения в России (X-XIX века). Автор выделяет периоды «церковный» (X-XVII вв.), «полицейский» ( с конца XVII в. по  1775 г.),  «просвещенного абсолютизма» (последняя четверть XVIII – первая половина XIX в.) и «земский» (вторая половина XIX – начало XX в.) [5;С.148].

Наиболее серьезнуя, с нашей точки зрения, внимания заслуживает периодизация развития в России благотворительной деятельности предложенная Б.Ш. Нуваховым и И.Г. Лавровой. Авторы исходят из трех действительно сущностных критериев: «социальной потребности в благотворительной помощи»; «условий развития благотворительности»; «характерных особенностей милосердия и благотворительности» и выделяют следующие этапы:

1) Предыстория. (XVII в.). Монастырский период. Храмовая благотворительность. Богадельни, приюты, больницы при храмах. Рост промыслового нищенства. Доминирующая роль церкви.

2) I этап. (1701 – 1765). Вмешательство государства в деятельность монастырей. Государственное направление развития монастырской благотворительности  по оказанию помощи жертвам войн (раненым, увечной, сиротам, вдовам). Борьба с промысловым нищенством (реформы Петра I, императрицы Елизаветы).

3) II этап. (1765-1800). Организация благотворительных комплексов (призрение, медицинская помощь, образование, воспитание) за счет государства и привлечение частных средств дворянского сословия (реформы Екатерины II).

4) III этап. (1800-1825). Патриотический подъем и участие дворянского сословия в строительстве и содержании зданий для больниц, богаделен,  приютов и других учреждений.

5) IV этап. (1825-1861). Застойный период в условиях жесткой антиобщественной политики Николая I. Исключение – период Крымской войны (1855-1856).

6) V этап. (1861-1881). Резкий подъем благотворительного движения. Рост численности благотворительных учреждений как результат отмены крепостного права, увеличение городского населения, развитие местного самоуправления, подъема экономики.

7) VI этап. (1881-1894). Развитие сословной благотворительности (дворянской, купеческой, мещанской, епархиальной)

8) VII этап. (1894-1917). Формирование новых форм и видов государственно-общественных структур (система городского участкового попечительства, разработка проблем экологии, медицины). Массовое участие всех сословий в благотворительной деятельности.

9) VIII этап. (1917-1918). Октябрьская социалистическая революция. Закрытие всех благотворительных учреждение и обществ [5;С.148-149].

Схема периодизации истории российской благотворительности А.Р. Соколова основана как на трех критериях, предложенных Б.Ш. Нуваховым и И.Г. Лавровой, так и на признании автономности благотворительности как социально-инновационной деятельности, развитие которой способно не только  следовать за создаваемыми властью «условиями», но совершаться и вопреки им.

I этап. Предыстория благотворительности. До середины XVI в. взаимоотношения власти и общества с социальными группами, нуждающимися в помощи, регулируются почти исключительно традициями крестьянской общины и церковного нищелюбия.

II этап. С середины XVI до начала XVIII в. 13-й царский запрос Стоглавому собору о судьбе увечных и престарелых, которые умирают по городам «без покаяния и причастия, никем не берегомы», есть первое свидетельство нового понимания роли нищенства и признание бессилия традиционного нищелюбия. Церковь сама выступает инициатором участия в благотворительности как государства (постановление Стоглавого собора о строительстве «шпиталей» под управлением «градских целовальников»), так и частной инициативы (сочинение инока Евфимия). Однако наступивший затяжной социальный кризис приводит к тому, что государственная деятельность в этой области носит лишь спорадический характер (от государственной помощи голодающим при Борисе Годунове до первого «рассмотрения нищих» и запрета неорганизованной милостыни, проектировавших при Федоре Алексеевиче). То же можно сказать и о первых попытках частных благотворителей (больница Ф.М. Ртищеа и др.).

III этап. С начала XVIII в. до 1760-х гг. Петровская попытка создать единую систему общественного призрения методами жесткого государственного принуждения и регулирования. Подавление церковной и частной инициативы. Жесткие законы против нищих. Вместе с тем – законодательное признание обязанностей государства по социальной поддержке некоторых групп, требующих помощи (отставных и увечных воинов и незаконнорожденных) и укрепление традиций частной благотворительности там, где цели государства и общества совпадают. Частная благотворительность деятельность переживает в это время латентный период развития. После смерти Петра созданная им система деградирует.

IV этап. С 1760-х гг. до конца ХVIII в. Это период Екатерининских реформ, характеризуется государственным интегрированием не только средств частной благотворительности, но и инициатив. Смягчение законодательства против нищих, призрение социальной ответственности государства (общественные работы в голодающих губерниях, создание системы запасных хлебных магазинов), а также обязанности владельцев и общин по содержанию всех, впавших в нищету. Нарастающий поток частных благотворительных инициатив, как в рамках созданных учреждений, так и вне.

V этап. С начала ХIX в. до 1816-1817 гг. Резкий подъем частной благотворительности, связанный вначале с иллюзией гармоничного сотрудничества власти и общества («дней Александровских прекрасное начало»), а затем с патриотическим подъемом, вызванным наполеоновскими войнами. Создание первых благотворительных обществ. Осознание особой роли прессы в развитии благотворительности.

VI этап. С 1816-1817 гг. до конца 1830-х гг. Глубокий спад благотворительной деятельности, вызванный экономическими трудностями послевоенного времени и прогрессирующим обеднением дворянства, снижением патриотических настроений, новой попытки правительства ввести благотворительность в жесткие рамки преподанных государством правил и полного подчинения ее целям, одобряемым государством (создание Императорского Человеколюбивого общества и ряд др.  законоположений). Начало деградации в деятельности Приказов общественного призрения.

VII этап. С начала 1840-х до начала 1860-х гг. Развитие благотворительности при нарастающем несовпадении целей государства и общечеловечности. Включение  в благотворительную деятельность новых социальных слоев – купечества, мещанства, интеллигенции. Смена социальных приоритетов благотворителей (на первые позиции выходит благотворительная поддержка народного образования и здравоохранения). Выработка новых форм организации и финансирования благотворительности.

VIII этап. С начала 1860-х до начала 1880-х гг. Резкий подъем благотворительности, вызванный государственным признанием появившихся ранее социальных приоритетов и форм благотворительной деятельности, а также новым патриотическим подъемом накануне и во время русско-турецкой войны.

IX этап. 1881 – 1892 гг. Некоторый спад благотворительной деятельности, вызванный общественной неудовлетворенностью итогами пореформенного развития и пережитым обществом после убийства царя шоком.

X этап. 1892-1917 гг. Новый резкий подъем благотворительности (с небольшой паузой, приходящейся на годы первой русской революции), вызванный осознанием голода 1892 г. как общенародной беды, справиться с которой власть оказалась не  в состоянии. На этом этапе большинство благотворителей, действовавших в рамках земских и частных учреждений, все больше осознают свою деятельность как оппозиционную и с возрастающей тревогой и неудовлетворенностью осознают разрыв между результатами  своих усилий и резким ростом социальных групп, нуждающихся в помощи. Вместе с тем выделяются виды и области благотворительности, участие в которых воспринимается как поддержка власти (большинство Домов трудолюбия, обществ народной трезвости, Белого и Синего Креста, Императорское Человеколюбивое общество и т.п.). некоторые благотворительные акции приобретают явный оттенок пропаганды [5;С.156-157].

В словаре-справочнике по социальной работе, под редакцией Е.И. Холостовой, приводится следующая периодизация системы благотворительности в России:

I этап -  IX – XVI вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности.

II этап – начало XVII в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами и т.д. Осуществляются нововведения  в социальной сфере – основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.

III этап – 60-е гг. XIX до начала XX в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность, меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.

IV этап. Важное место в истории благотворительности отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х гг. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучение населения грамотности, молодежные организации и т.д.

V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений) [4;С.31].

В.Л. Прохоров в своей работе «Этапы развития благотворительности в России» представляет периодизацию в таком виде:

Информация о работе Основные этапы формирования системы благотворительности в России