Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:10, курсовая работа
Социальная деятельность предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду. При этом, если во внутренней среде (структуре) на первый план выступает социальная организация трудовой деятельности людей и их групп на предприятиях, то во внешней среде - это, в первую очередь, удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах и услугах, а так же взаимодействие с местными и региональными сообществами в развитии социальной инфраструктуры, участие в реализации территориальных социальных программ.
В современных условиях разработка вопросов социальной политики предприятий все более связывается с вопросами стратегического менеджмента.
В данной курсовой работе я хочу рассмотреть все аспекты социальной деятельности организации, а именно основы социальной деятельности предприятия и проанализировать зарубежный опыт в данной деятельности.
Социальное партнерство в Западной Европе
Практика Германии, Швеции
и других европейских стран показывает,
что социальная ориентированность
экономики требует дополнения системой
мероприятий, обеспечивающих партнерское
сотрудничество наемных работников,
представляемых обычно профсоюзами, с
работодателями, объединенными, как
правило, в ассоциации предпринимателей.
Такое партнерство
Специфическим видом социального партнерства является трипартизм (т.е. состоящий из трех частей): к привычным партнерам — работникам и работодателям — присоединяются и представители государства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это сотрудничество может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно — лишь в случаях обострения социальной ситуации в отрасли, регионе или стране в целом. По такому принципу действовали в свое время, вплоть до 70-х гг., Национальный совет экономического развития в Великобритании, Социальный и экономический совет во Франции, Паритетная комиссия в Австрии и т.д.
Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х гг. проявился его кризис при рассмотрении и решении социально-трудовых проблем. Однако после острых дискуссий и забастовок начал утверждаться «новый консенсус», подверглись пересмотру формы сотрудничества, в частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий, в трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта.
Особой формой социального партнерства является социальный аудит, суть которого сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, ревизии условий социальной среды предприятия с целью выявления факторов социальных рисков и разработки предложений по снижению их воздействия.
2.3. Принципы социальной деятельности в Японии
Социальные проблемы Японии решаются иначе, чем в США, Германии, России и других странах. Эта страна не использует чужие образцы, а разрабатывает собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа, тщательно оберегая свою культуру. Жизненные ценности большинства японцев восходят к синтоистскому мировоззрению, оказавшемуся способным принимать культурные ценности других народов, не растворяясь в них и сохраняя своеобразие. Для жителей Японии издавна были характерны верность общему делу и чувство долга перед коллективом.
После Второй мировой войны
в Японии проводились социально-
Международные наблюдатели отмечают, что ХX век оказался для Японии в целом успешным. Среди ведущих индустриально развитых стран мира она, по статистике ООН, продемонстрировала самый впечатляющий экономический рост: производство в среднем на душу населения выросло за минувшее столетие почти в 17 раз.
Особенно удачными стали 50—80-е гг., когда Япония стремительно наращивала свой хозяйственный потенциал, став в результате второй (после США) экономической сверхдержавой. В то время японцы не скупились на закупку зарубежных лицензий и патентов, наращивали инвестиции, расширяли экспорт своих товаров, проявляли бережливость в собственном потреблении. В таких условиях были уместны коллективное общение, пожизненный наем работников, неизменный круг надежных поставщиков и стабильных источников финансирования.
В отличие от США и других стран с их культом индивидуализма и личной свободы японцы инстинктивно были склонны считать, что общее благо выше личных интересов. Их готовность к коллективному труду явилась одной из основных причин послевоенного рывка, сотворения «японского чуда».
Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что в послевоенном развитии экономики и социальных отношений в Японии большая роль принадлежала государству, которое с 50-х гг. практиковало прогнозное планирование. Правительство обеспечивало разработку экономической стратегии и определение перспектив социальной сферы, его политика направлялась на достижение долговременных целей.
Общегосударственное планирование
в Японии не имеет силы закона (как
было в СССР), не является обязательным
к исполнению, а носит индикативный
характер, устанавливающий показатели-
В значительной мере секрет «японского чуда» — в системе управления персоналом предприятий на основе принципов, сформулированных топ-менеджером компании «Сони Корпорэйшн» А. Моритой:
• опора на традиционное трудолюбие и добросовестное отношение к работе японцев и выработка эффективных стимулов к труду;
• отказ от жестких предписаний и инструкций в расчете на инициативу, целеустремленность и энтузиазм работников;
• обязанность управляющих действовать самостоятельно, объединять людей, вести их за собой, поддерживать моральный дух сотрудников;
• открытая ориентация на патернализм,
воспитание у персонала чувства
сопричастности к фирме, сплочение
его в коллектив
Японский опыт управления
персоналом основывается на традициях
трудовой этики: любая работа почетна,
но ничто не должно мешать самовыражению
и личному успеху. На основании
этого сформировался механизм профессиональной
мобильности, ориентированный на продолжительную
или пожизненную занятость. Это
обеспечивает стабильный состав персонала,
экономит средства на подготовку кадров
и повышение квалификации сотрудников,
сужает поле для возникновения социально-
Японцам, как и россиянам,
свойственно чувство
Большое значение придавалось не только размерам, но и порядку оплаты труда; при этом соблюдался относительно небольшой разрыв в оплате различных категорий работников предприятий. Заработная плата и система поощрений непременно учитывают как результаты труда, так и возраст работника, продолжительность его работы в данной фирме, профессиональную подготовку и семейное положение. Кроме основного оклада и стимулирующих надбавок производятся специальные выплаты на оплату жилья, медицинское обслуживание, транспортные расходы и т.п. Как правило, подобные выплаты составляют 20% от всей суммы оплаты труда.
Большое значение в работе
с персоналом уделяется эффективному
использованию деловых и
2.4. Западная и восточная модели социального управления
Анализируя опыт работы зарубежных компаний, И.Е. Ворожейкин формулирует основные выводы:
• освоение зарубежного
опыта полезно как постижение
практики, науки и искусства социального
управления, основанного на принципах
кросскультурных
• опыт зарубежных стран подтверждает, что в современных условиях человек стремится к результативному труду не только для обеспечения своего существования, но и под влиянием целой гаммы социальных условий, которые обеспечивают стабильность общества и гражданский мир, свободу личности и права человека, соблюдение демократических принципов в экономической и социальной жизни;
• стержнем социальной направленности экономики является государство, призванное эффективно осуществлять регулирующую роль. Только оно, используя присущие ему средства (законоположения, налогообложение, социальную политику и т.п.), может быть гарантом достойной жизни граждан и их социальной защищенности;
• мировая практика предостерегает
от слепого копирования
• представление об особенностях решения социально-трудовых проблем в других странах позволяет критически оценивать отечественный опыт управления социальными процессами, в том числе и на микроуровне — непосредственно на предприятиях. Это дает возможность определить положительные и отрицательные аспекты социального развития российских организаций, оценить, что заслуживает поддержки, а что следует устранить.
В целом, анализируя опыт мировой
практики, можно выделить два основных
подхода к социальному
В США отсутствуют жесткие
законодательные нормы для
Так, для работников промышленных
предприятий США характерным
является удовлетворение 70—80% потребностей
в области социального
Безусловно, внутрифирменная система удовлетворения потребностей социально-бытового характера имеет место и отличается значительными масштабами (особенно со стороны крупных корпораций), однако в ее структуре преобладают денежные выплаты и пособия.
Принятая японскими компаниями система стимулирования персонала (и как часть ее — система социально-бытового обеспечения) значительно отличается от западной модели, что во многом обусловлено национальными особенностями,
В целом для японской системы характерны следующие особенности стратегии социального развития предприятия:
• больший удельный вес дополнительных расходов на рабочую силу по сравнению с ведущими странами Запада;
• большая эффективность системы стимулирования персонала за счет принципов ее построения, базирующихся на японской национальной культуре человеческих взаимоотношений;
• большая номенклатура расходов в системе внутрифирменного социального обеспечения, т.е. большее количество потребностей работника удовлетворяется за счет фирмы;
• коллективный характер удовлетворения
потребностей работников. На корпоративные
мероприятия сегодня приходится
лишь часть дополнительных затрат на
рабочую силу японских компаний. При
этом все дополнительные расходы
группируются в обязательные — установленные
законодательством — взносы в
государственную систему
Информация о работе Основы социальной деятельности предприятия