Особенности взаимодействия социального работника и клиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы - взаимодействие специалиста социальной работы и клиента.
Предмет курсовой работы – особенности взаимодействия специалиста и клиента.
Цель курсовой работы - определить основные особенности взаимодействия социального работника и клиента.


Задачи курсовой работы:
1)определить сущность взаимодействия социального работника и клиента.
2)определить характер проблем и проблемы, возникающих при взаимодействии социального работника и клиента.
3)определить особенности взаимодействия социального работника и клиента.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа представляет собой особый вид деятельности, характеризующийся тесным взаимодействием специалиста и клиента. Клиент как лицо, оказавшееся в тяжелой жизненной ситуации и нуждающееся в помощи, является объектом деятельности специалиста по социальной работе. Главной задачей специалиста является оказать клиенту поддержку, помочь решить проблему и  научить его справляться с жизненными трудностями без посторонней помощи. Для выполнения этой нелегкой задачи специалист должен обладать всеми необходимыми навыками взаимодействия с клиентом. Ведь нередко между клиентом и специалистом возникают разногласия, как профессионального, так и межличностного характера, которые могут перерасти в конфликтные ситуации. Конфликты, возникающие при взаимодействии социального работника и его подопечного, мешают достижению поставленной цели – помочь клиенту стать полноценным членом общества, способным по мере возможностей самостоятельно решать свои проблемы. Поэтому, специалист должен уметь взаимодействовать со своим подопечным, избегая с ним конфликтных ситуаций и недопонимания. Следовательно, взаимодействие между социальным работником и клиентом играет решающую роль в деятельности специалиста по социальной работе.

Объект курсовой работы -  взаимодействие специалиста социальной работы и клиента.

Предмет курсовой работы – особенности  взаимодействия специалиста и клиента.

Цель курсовой работы - определить основные особенности взаимодействия социального работника и клиента.

 

 

Задачи курсовой работы:

1)определить сущность  взаимодействия социального работника и клиента.

2)определить характер  проблем и проблемы, возникающих при взаимодействии социального работника и клиента.

3)определить особенности взаимодействия социального работника и клиента.

Теоретической основой при выполнении курсовой работы являются научные исследования по теории социальной работы  Фирсова М.В., Студеновой Е.Г ,Доброштана В.М. и  Гусловой М.Н.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА

1.      Социальная работа как коммуникативная деятельность и социальная терапия.

Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом. В процессе социальной работы используются в основном субъект — субъектные отношения, причем помощь ориентирована прежде всего на активизацию потенциала самозащиты индивида или группы или носит лишь вспомогательный характер [4].

Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие — это взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

— увеличение степени самостоятельности клиента, его способности самому контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

—адаптация или реадаптация человека в обществе.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Коммуникативное взаимодействие — это процесс обмена коммуникативными действиями между субъектами посредством использования знаков вербальной и невербальной систем с целью взаимоинформирования, воздействия на интеллектуальное и эмоциональное состояние и его изменение и регулирование.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Так, например, к первой группе относятся вопросы о характере проблемы клиента (потеря работы, развод и т.п.), с одной стороны, и об особенностях клиента, с другой.

Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Взаимодействие социального работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Этот процесс воздействия в научной терминологии получил название социальной терапии. В отличие от психотерапии она представляет собой конкретные услуги, организуя клиенту поддержку окружения, помогая справиться с социальными конфликтами и проблемами.

Социальная терапия осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, направленных на приведение норм и правил клиента в соответствие с установленными или общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений в обществе, преследуя конечную цель восстановления его социального статуса.

Характер и содержание этих мер обусловливаются показателями социального диагноза и спецификой самих социальных отношений или действий, при обязательном использовании в каждом конкретном случае допустимых, с точки зрения права и морали, приемов и способов проверки полученных результатов.

Социальная терапия на индивидуально-личностном или семейном уровне осуществляется с целью социальной адаптации и реабилитации индивида, а также разрешения конфликтных ситуаций на средовом уровне.

В процессе социально-терапевтического взаимодействия социального работника и клиента важное значение имеет вербальное и невербальное поведение. Как известно, жизненный опыт человека выражается с помощью двух способов: вербальным (языком слов) и невербальным (языком тела). Человеческая способность вербально - речевого общения возникла из необходимости постоянных межличностных контактов или взаимодействия в процессе различных видов общественной деятельности. Вербальная коммуникация преимущественно определяется законами психолингвистики и связана с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципиентом (импрессивная речь).

В современной психологии невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, так как она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно. Средства невербальной коммуникации содействуют процессу передачи информации в системе «социальный работник — клиент». С одной стороны, чтобы быть понятым и способным оказывать психологическое воздействие на клиента с целью изменения его поведения, социальному работнику необходимо владеть этими дмумя средствами общения, уметь кодировать и передавать свои состояния и намерения в жестах, мимике, позах, интонациях. С другой стороны, в ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как его воспринимает клиент, как строить с ним взаимоотношения.

 Особенность социально-терапевтического  контакта состоит в том, что  в процессе взаимодействия с  клиентом социальный работник  воздействует на видение клиентом  проблемы и тем самым на  его поведение. Возникающая в  результате этого интеракция  ведет к определенному типу  отношений.

 Таким образом, выбор  стратегий действия преследует следующие цели:

—воздействовать на клиента.

—установить с ним нужные отношения.

Г.Бернлер, Л.Юнссон предлагают трехчастную модель действия, которая охватывает три группы стратегий действия, различающихся по уровням управления и действия.

Во-первых, это стратегии, нацеленные на непосредственное осуществление изменений путем воздействия на базовый уровень. Они не требуют понимания со стороны клиента. Терапевт добивается изменений в жизненной ситуации клиента с помощью собственных действий.

Во-вторых, это действия, целью которых является побуждение клиента изменить свои базовые действия. Понимание системных процессов в этом случае основывается на обобщениях, т.е. для того, чтобы советы и предложения могли иметь эффект, надо, чтобы клиент обладал теми же качествами, что и другие люди, в том числе и сам терапевт. Терапевт добивается изменений в жизненной ситуации клиента путем прямого управления. В этом случае терапевт берет на себя ответственность за то, какого рода изменения необходимо осуществить, тогда как клиент отвечает за осуществление действий.

В-третьих, это действия, направленные на внутреннее изменение системы, что впоследствии может привести к изменениям поведения клиента. Эти действия требуют от социального работника глубокого психологического понимания клиента. Изменения в жизненной ситуации клиента происходят при этом путем косвенного управления. Цель косвенной терапии заключается в том, чтобы побудить клиента добровольно принять ответственность за свое изменение.

Такая трехчастная модель действия не предполагает использования только одной из стратегий. Как правило, в практике применяются все типы подходов, так как жизнь клиентов социальной терапии полна проблем, что обусловливает возможность применения разных типов поведения терапевта.

Необходимыми условиями установления и поддержки социально-терапевтического контакта, по мнению Роджерса, являются следующие характерные шаги терапевтической помощи:

  1. клиент приходит за помощью;
  2. поощряется свободное выражение;
  3. советующий принимает и проясняет;
  4. происходит постепенное выражение позитивных чувств
  5. обнаружение определяется ситуация;
  6. позитивных импульсов;
  7. проявление инсайда (т.е. догадки, озарения);
  8. пояснение выбора;
  9. позитивные действия;
  10. возрастание инсайда;
  11. растет независимость;
  12. уменьшается потребность в помощи.

Этот последовательный ряд событий, предусматривающий не один сеанс, раскрывает этапы деятельности терапевта, побуждающей клиента при одобрении и поддержке определить собственный путь, чтобы в результате уже не нуждаться в поддержке [1].

Степень участия социального работника в оказании практической и конкретной помощи при решении социальных проблем зависит от сферы деятельности клиента, его профессиональной роли и характера проблемы.

Несомненно, в первую очередь клиент должен использовать собственные возможности. Хотя социальный работник может выступить здесь в роли посредника, но он должен быть очень внимателен, поскольку с такой ролью связан определенный риск, когда вместо того, чтобы способствовать развитию активности клиента, он делает его более пассивным. Но если человек действительно плохо справляется с ситуацией или не способен действовать, то здесь необходим социальный работник, выступающий в качестве «второго я» [2].

Таким образом, взаимодействия социального работника и клиента построено на доверительных отношениях. Социальный работник должен помочь клиенту избавиться от проблемы с помощью различных методов (коммуникативное взаимодействие и социальная терапия), при минимальном вмешательстве в жизнь клиента. Клиент, в свою очередь, должен довериться социальному работнику для плодотворной работы.

 

2.Типы взаимоотношений  между социальным работником  и клиентом.

Можно выделить следующие типы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.

Сотрудничество. Как правило, социальные работники вступают с клиентами в отношения сотрудничества, так как сущность заключения трудового договора или контракта проявляется в соглашении между социальным работником и клиентом относительно целей процесса перемен и методов их достижения. Отношения сотрудничества с клиентами облегчаются ценностными ориентациями социальной работы, которые подчеркивают независимость и демократизм в принятии решения. Люди более охотно воспринимают усилия, направленные на достижение перемен и даже, если это необходимо, идут на риск, поскольку они сами санкционировали эти усилия, помогли установить цели перемен, а если к тому же люди почувствовали доверие к социальному работнику, то они и сами способны добиваться больших результатов в осуществлении перемен.

Отношения сотрудничества с клиентами, у которых возникли и остаются нерешенными проблемы межличностного социального функционирования, обычно рассматриваются в терминах создания проводником перемен приемлемой атмосферы в процессе его общения с клиентами. Такая атмосфера усиливает чувство доверия, добавляет честности в отношения между клиентами и социальными работниками.

Заключение соглашений. Когда социальный работник вступает в первичный контакт со своими потенциальными клиентами, или с системой мишеней, или с системой действия, его отношения с ними находятся на стадии заключения соглашений. Особенность этой стадии в том, что каждая сторона прощупывает намерения другой стороны, уточняет взаимные требования и ожидания, а также выясняет, какие результаты должны быть получены. Если этот предварительный тест подтверждает надежность условий достижения конечного результата, соглашение заключается в форме контракта и отношения сотрудничества продолжаются.

Информация о работе Особенности взаимодействия социального работника и клиента