Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современный условиях - социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

     Однако у этого процесса есть и отрицательные стороны: рынок труда переполнен молодыми специалистами с «престижными» профессиями, что обостряет конкуренцию, а рынок специалистов не соответствует требованиям рынка труда. Эти факторы ставят перед молодым поколением новые требования: самостоятельно оценивать свои профессиональные устремления и способности, и сопоставлять их с существующими возможностями.

     При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

     Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

     Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

     Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

     Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

     Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация7.

  • профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;
  • в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
  • профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

     При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.         Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

     Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

     Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы8.

     Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

     Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический9.

     Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

     Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

     Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

     Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

  • профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;
  • развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности10.

     Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

     Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.

     Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

  • достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
  • актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
  • перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
  • обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
  • доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
  • привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

     Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

 

2.2. Опыт работы  с выпускниками школ в службе  занятости населения Архангельской области

 

     Специалисты отдела профориентации и профобучения Департамента ФГСЗН и профконсультанты центров занятости Архангельской области участвуют в реализации «Программы содействия занятости населения Архангельской области», «Основных направлений программы содействия занятости молодежи Архангельской области», областной социально-экономической целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и др., в рамках которых проводятся различные профориентационные мероприятия для молодежи и выпускников школ11.

     В течение ряда лет Департаментом ФГСЗН по Архангельской области разрабатываются «Основные направления развития профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Архангельской области» на дальнейшие два года. В них отражаются основные итоги работы предыдущего периода, определяются цели и задачи дальнейшей деятельности профконсультантов, прогнозируются ожидаемые результаты работы.

     Кроме того, данным документом утверждается план конкретных мероприятий по реализации программ профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Архангельской области.

     В целях содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению выпускников в службе занятости населения Архангельской области сформирована система работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования с использованием следующих форм и методов:

     1. Организация профессионального просвещения, информирования, консультирования учащихся, родителей, работников учреждений образования, культуры, военкоматов, УИН и других заинтересованных организаций по вопросам выбора профессии и трудоустройства в консультационных пунктах центров занятости, в том числе временных/передвижных.

     2. Осуществление превентивных мероприятий с выпускниками учебных заведений профессионального образования в форме индивидуального и группового консультирования, семинаров и тренингов по технологии поиска работы.

     3. Проведение декад и месячников профориентации в муниципальных образованиях области.

     4. Проведение дней профориентации, дней службы занятости в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

     5. Организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников.

     6. Проведение «круглых столов» по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей.

     7. Освещение в средствах массовой информации проведения социально значимых мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи и школьников.

     В рамках объявленного губернатором области года семьи и молодежи Департамент ФГСЗН по Архангельской области инициировал проведение весной- осенью 2009 г. декад профориентации. Во многих городах и районах запрос на профориентационные услуги со стороны выпускников и молодежи был столь велик, что были организованы не только декады, но и месячники профориентации, в рамках которых прошли самые разнообразные мероприятия, для организации большинства мероприятий потребовалась межведомственная координация усилий специалистов заинтересованных организаций и ведомств.

    Для решения данных задач органы службы занятости заключали договоры с учреждениями образования и другими организациями. В рамках договоров специалисты по профориентации вели в школах и профессиональных училищах занятия по основам выбора профессии, по методике эффективного поиска работы, выступали с лекциями перед родителями и педагогическими работниками, оказывали помощь школьным психологам в проведении профориентационных мероприятий. Профконсультанты службы занятости также выезжали в отдаленные школы сельских районов, где учащиеся зачастую не имеют других источников информации по вопросам профориентации и профессионального выбора.

     С целью более полного информирования выпускников общеобразовательных учреждений в рамках года семьи и молодежи были проведены ярмарки учебных мест, и другие массовые профориентационные акции, такие как дни выпускника, дни профориентации и пр., в которых приняли участие 6,5 тысяч молодых граждан.

     Как правило, такие крупные акции проводились путем взаимодействия специалистов службы занятости с местными администрациями, педагогическими коллективами учебных заведений. Широко освещалась профориентационная работа с выпускниками и во всех средствах массовой информации. После подобных мероприятий, как правило, у участников формировался запрос на индивидуальные профориентационные услуги в консультационных пунктах центров занятости населения.

Информация о работе Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современный условиях - социологический аспект