Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:34, реферат
Краткое описание
Цель данной работы – выяснить причины изменения пенсионной системы и достижение целей ее реформирования в настоящее время. Задачи исследовательской работы: 1. Изучить юридическую сторону данного вопроса. 2. Рассмотреть Федеральные законы и другие документы, регулирующие состояние пенсионной системы сегодня 3. Проанализировать достоинства и недостатки пенсионной системы России на данном этапе экономического развития 4. Указать перспективы пенсионной реформы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 1.Пенсионная система России: понятие, состав, структура…….....................4 2. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы………………….9 3.Преимущества и недостатки принятия Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы…………………………………………….........................11 4. Специфика деятельности российских негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………………………16 Заключение……………………………………………………………………….19 Литература……………………………………………………………………….20
Если стратегия будет реализована,
то по итогам будет обеспечен коэффициент
замещения трудовой пенсией по старости
утраченного заработка до 40% при нормативном
страховом стаже и средней заработной
плате в Российской Федерации (при этом
к 2030 году он должен составлять 35,4 %). А
также размер трудовой пенсии по старости
составит не менее 2,5-3 прожиточных минимумов
пенсионера (в частности, к 2030 году - не
менее 3 прожиточных минимумов)1.
Кроме того, программа предлагает
необходимый комплекс мер, который
позволит достигнуть поставленные цели.
Среди них - создание многоуровневой системы
гарантий сохранности пенсионных накоплений,
включая систему объединенных гарантийных
фондов.
Также документ обещает "развитие
трехуровневой пенсионной системы для
групп с разными доходами (для средне -
и высокодоходных категорий - с опорой
на добровольное пенсионное страхование
и негосударственное пенсионное обеспечение)".
Что же касается индексации
трудовых пенсий, то их проиндексируют
дважды. С 1 февраля 2013 года - на показатель
уровня инфляции в России за 2012 год.
Поэтому с 1 февраля средний
размер трудовых пенсий в России увеличился
на 615 рублей. По словам главы правительства
Дмитрия Медведева будет проиндексирована
страховая часть пенсии по старости, по
инвалидности, по случаю потери кормильца.
При этом страховая часть трудовой пенсии
по старости возрастает на 639 рублей, по
инвалидности - на 400 рублей, а по случаю
потери кормильца - на 394 рубля.
Прибавка рассчитана
на 37 миллионов пенсионеров. Естественно,
что государство и дальше будет
выполнять все обязательства, которые
на себя принимало.
Второе повышение - 1 апреля
- примерно на 3-3,3% (эта индексация "привязана"
к росту зарплат в стране, точный расчет
производится в зависимости от доходов
ПФР в 2012 году в расчете на одного пенсионера,
то есть величины поступивших страховых
платежей).
Кроме того, в августе пересчитали
трудовые пенсии работающим пенсионерам.
Пересчет производился автоматически,
писать заявления в ПФР не надо. Исключение
- если вы хотите, чтобы пересчет вам сделали
с другой даты - тогда придется лично обратиться
в свое отделение ПФР. Августовское повышение
у каждого индивидуально, так как зависит
от заработка и величины пенсионных взносов,
перечисленных за работающего пенсионера
его работодателем.
Преимущества и недостатки принятия
Стратегии долгосрочного развития пенсионной
системы
Самая жесткая дискуссия по
Стратегии касалась изменений в формировании
накопительной части пенсии. Разработчики
Стратегии сначала предложили уменьшить
тариф взноса на накопительную часть по
обязательному пенсионному страхованию,
а потом - перевести накопительный элемент
в добровольный формат: кто хочет - тот
платит и копит. А если не хочет - деньги
поступают на распределительную часть
пенсии. В итоге утвердили правило такое:
из общего тарифа в 22% у работников 1967 года
рождения и моложе 6% идут на формирование
накопительной части пенсии, 10% учитываются
на лицевом счете для расчета страховой
части будущей трудовой пенсии, а 6% идут
на финансирование выплаты фиксированного
базового размера в составе трудовой пенсии.
С 1 января 2014 года из 6% тарифа
на накопительную часть человек сможет
перераспределить 4% в пользу страховой
части. Таким образом, тариф его взноса
в солидарную систему возрастет до 14%.
Оставшиеся 2% будут идти на формирование
пенсионных накоплений.
При этом в течение 2013 года всем
гражданам предоставлялось право выбора:
направлять на накопительную часть либо
2% от заработка, либо 6%. Для тех граждан,
которые никогда не принимали никаких
решений по управлению своими пенсионными
накоплениями, по умолчанию с 2014 года пенсионные
накопления будут формируются в объеме
2% от заработка. Есть желание увеличить
отчисления на накопления до 6% - нужно
подать соответствующее заявление в Пенсионный
фонд.
Уже 10 млн человек участвуют
в государственной программе софинансирования
пенсии. Для тех, кто ранее перевел свои
пенсионные накопления в управляющие
компании или Негосударственные Пенсионные
Фонды, начнет действовать обратное правило
- по умолчанию их пенсионные накопления
будут формироваться в размере 6% от заработка.
А если такой гражданин захочет формировать
свои пенсионные права в распределительной
системе, то он должен будет в течение
2013 года подать заявление о снижении отчислений
в накопительную часть с 6% до 2%.
Отсюда вопрос: что будет
с молодыми работниками, которые в 2013 году
только начнут трудиться и за них только
начнут платить пенсионные взносы? У вновь
вступивших в систему обязательного пенсионного
страхования пенсионные накопления будут
формироваться в объеме 2% от заработка,
другая часть взносов будет направляться
на формирование пенсионного капитала
в распределительной системе. Пока принято
именно такое решение. Далее предполагается,
что и оставшиеся 2% тоже будут отданы на
выбор, то есть, по сути, у гражданина на
накопительную часть будет уходить либо
6% от заработка, либо 0.
Для того чтобы человек сделал
выбор осознанно, а не спонтанно, он должен
четко оценить, что ему в итоге выгоднее:
остаться в государственной управляющей
компании - ВЭБе или перейти в частную
управляющую компанию или Негосударственный
пенсионный фонд, снизить ли при этом тариф
на накопления до 2% или по-прежнему иметь
6%. Пока непонятно, как формируется страховая
часть пенсии, пока не определена новая
пенсионная формула, но можно хотя бы примерно
"прикинуть", какой вариант лучше.
Во-первых, надо принимать во внимание
темпы индексации сумм, которые фиксируются
на индивидуальном счете будущего пенсионера.
Сейчас страховая часть пенсий индексируется
ежегодно в соответствии с увеличением
средней зарплаты по стране, но с учетом
роста доходов Пенсионного фонда. Этот
принцип, скорее всего, будет сохранен.
Пенсионные права будущих пенсионеров
увеличиваются в том же размере, что и
текущие пенсии. Информация об индексации
пенсий - открытая, размер индексации определяется
законом о бюджете Пенсионного фонда.
Также известно, что накопительная
часть прирастает в меру инвестиционного
дохода, который обеспечивает выбранный
человеком пенсионный фонд. Какую доходность
показывал все эти годы выбранный вами
НПФ, частная или государственная управляющая
компания - тоже можно легко узнать. Активные,
финансово подкованные граждане, как правило,
с хорошими заработками, за всем этим следят,
сравнивают, анализируют, если считают
нужным, меняют НПФ или ЧУК на тот, что
работает более эффективно. Они смогут
принять решение, в каком объеме формировать
пенсионные накопления.
Но большинству вся эта финансовая
"кухня" не так интересна, да и зарплаты
далеко не у всех высокие, чтобы пенсионные
накопления к выходу на пенсию были значимыми.
Таким людям, возможно, лучше формировать
свои пенсионные права в распределительной
системе. Кроме того, все последние годы
страховая часть росла в 2 раза более высокими
темпами по сравнению со средним доходом
от инвестирования пенсионных накоплений.
Итак, для того чтобы определиться,
направлять ли 6-процентный тариф на пенсионные
накопления или все-таки остаться с государством
в распределительной системе, нужно разобраться
в двух вещах:
Первое, считаете ли вы, что
рынок даст вам больше дохода по сравнению
с индексацией страховой части по росту
заработной платы в стране. Нижняя граница
индексации страховой части пенсии - это
уровень инфляции, верхняя - рост доходов
Пенсионного фонда. Ниже инфляции индексация
страховой части, как правило, не бывает.
А вот результатом инвестирования в неблагоприятные
годы могут быть и убытки. Или вы говорите
себе: нет, рынок заработает мне больший
инвестиционный доход, я буду формировать
накопления в максимальном объеме.
Готовы ли вы в принципе доверить
деньги финансовым институтам. Для этого
надо знать, что в распределительной страховой
системе вы получите пенсию гарантированно.
В любой кризис государство берет всю
ответственность по социальным выплатам
на себя. В накопительной системе же возможен
вариант, когда на момент выхода на пенсию
инвестиционный доход будет нулевым или
даже отрицательным. Сейчас, правда, идет
работа над созданием механизма, который
позволит застраховать пенсионные накопления.
С тем чтобы пенсионер получил их вне зависимости
от состояния финансового рынка. Но при
этом предполагается, что страхование
это будет гарантировать выплаты только
в объеме уплаченных работодателями страховых
взносов, то есть по номиналу. Инвестиционный
доход страховаться не будет. Надо взвесить
риски.
Тем не менее, более 15 миллионов
россиян уже перевели свои пенсионные
накопления в частные управляющие компании
и Негосударственные пенсионные фонды.
И с каждым годом в Негосударственные
пенсионные фонды переходит несколько
миллионов человек. Это говорит о том,
что все больше людей вполне представляют
себе, как работают эти институты. Собственно,
поэтому и было решено дать гражданам
право выбора - уменьшать отчисления на
накопительную часть в пользу страховой
части или формировать их по-прежнему
тарифу. Причем со всеми оценками риска
выбора. Ведь есть люди более консервативные,
которые доверяют только государству,
а есть те, кто готов рисковать на финансовом
рынке.
Это, кстати, международная
тенденция. Как правило, 30-40% граждан выбирают
рынок, остальные более консервативны
и полагаются на государство.
Делая пенсионные накопления
добровольными, государство перекладывает
ответственность на человека, оно уже
не обязано гарантировать сохранность
этих денег. Но именно так называемая
добровольность даст преимущества НПФ
и их клиентам, сделает накопительную
схему более гибкой и разнообразной.
Например, сейчас период нахождения
на пенсии – его часто называют "период
дожития" - составляет по закону 18 лет
(в 2013 - 2015 гг. - 19 лет.). Рассчитывая размер
пенсии, его обязаны применять и ПФР, и
НПФы, и пенсии при этом выплачивать бессрочно,
то есть пожизненно. Это оправданно в условиях
солидарной модели, где действует правило
перераспределения средств. А в накопительной
модели, где деньги "привязаны" к
конкретному человеку, его пенсионному
счету, и к тому же есть право правопреемства,
если выплаты не начались, такая норма
- некий элемент, нарушающий существующий
баланс.
Как правило, в странах, где
есть накопительные пенсии, например в
Польше, они либо срочные, либо выплачиваются
до исчерпания средств на накопительном
счете. Если вы хотите бессрочные выплаты,
то можете на эти деньги приобрести пожизненную
страховку, но это уже другой страховой
продукт. В России же сейчас накопительная
пенсия бессрочная. Плюс еще ограничения
по инструментам инвестирования "пенсионных"
денег.
В рамках обязательной пенсионной
системы все эти проблемы устранить очень
сложно. Если солидарная и накопительная
пенсии регулируются одним законодательством,
они должны иметь общие правила начисления
и выплаты. Добровольный формат, который
будет регулироваться другими законодательными
актами, дает свободу для развития разных
пенсионных продуктов, разных моделей
накопительной пенсии. Она может стать
срочной, может наследоваться. В ее формировании
может участвовать и работодатель, и сам
работник.
Что касается Программы софинансирования
пенсий, то следует отметить, что законом
еще пять лет назад было определено, что
вступить в нее можно только до 1 октября
2013 года. Все разговоры о том, что Программа
нерезультативна, правительство в ней
разочаровалось и поэтому ее закрывает,
- беспочвенны. Каждый год в федеральный
бюджет закладываются деньги на софинансирование
взносов участников Программы. Соответственно,
если те, кто вступит в нее в ближайшие
годы, будут платить взносы, - государство
будет десять лет их удваивать.
Добровольный формат накоплений
никак на Программу софинансирования
не повлияет - ведь участие в ней как раз
добровольное. Все, что касается возможных
трансформаций Программы, будет решаться
в 2013 году.
Предполагаем, что в дальнейшем
может быть подготовлена похожая Программа
софинансирования для стимулирования
формирования пенсионных накоплений различными
группами населения. Например, для тех,
кто хочет копить, но получает невысокую
заработную плату, а также для тех, кто
самостоятельно участвует в корпоративных
пенсионных системах.
Правительство не изменяет
принципы индексации пенсий, не вводит
никаких ограничений на получение пенсий
работающими пенсионерами на ближайшие
годы. В результате в 2015 году по сравнению
с 2011 годом трудовые пенсии, по оценкам
государства, вырастут на 46,5%.
Общий объем обязательных и
добровольных пенсионных сбережений приближается
к 2,5 триллионам рублей (см.рис. 1)2. Названная сумма всего 3,5% от
ВВП РФ, а в среднем по миру данный показатель
равен 75%. В США, Великобритании и Австралии
пенсионные сбережения превышают всю
величину ВВП. Развитые страны Запада
и Япония мира в связи с наличием накопительного
пенсионного страхования как системы
имеют стабильный и большой приток инвестиций,
образующейся из внутренних источников.
Увы, у нас этого не случилось и такого
не приходится ожидать в скором времени.
Рисунок 1-Показатели развития
накопительного компонента пенсионной
системы
Специфика деятельности российских
негосударственных пенсионных фондов
Негосударственное пенсионное
обеспечение предназначено в первую очередь
именно для граждан, чей выход на пенсию
ожидается в будущем. Оно позволяет в сочетании
с государственным пенсионным обеспечением
достигнуть суммарной величины коэффициента
замещения на уровне международных стандартов.
На сегодняшний день финансовое состояние
Пенсионного фонда России характеризуется
все возрастающим дефицитом, который пока
покрывается за счет государственного
бюджета. В долгосрочном плане это угрожает
стабильности пенсионной системы и экономической
безопасности страны в целом. При этом
подрываются страховые принципы пенсионной
системы, не достигается должная взаимосвязь
между величиной зарплаты и величиной
пенсии. Государство, обеспокоенное существующей
обстановкой делает ставку на негосударственное
пенсионное обеспечение.
Федеральный закон от 7 мая 1998
г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных
фондах" определил правовой статус
НПФ как особую организационно-правовую
форму некоммерческой организации социального
обеспечения, исключительным видом деятельности
которой является негосударственное пенсионное
обеспечение участников фонда на основании
договоров о негосударственном пенсионном
обеспечении населения с вкладчиками
фонда.