Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация

Краткое описание

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95

Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми.docx

— 366.13 Кб (Скачать файл)

Последствия сиротства препятствуют формированию инициативы, активности и самостоятельности. По мнению педагогов, наиболее острой для детей, воспитывающихся вне семьи, является проблема самостоятельности. Несамостоятельность детей требует от воспитателей большого терпения, во многом его профессиональная позиция и стиль работы предопределяют дальнейшее развитие самостоятельности ребенка. Главным средством ее развития является организация общественно полезной совместной деятельности. Однако недостаточная инициативность, активность и сплоченность детей, низкий уровень взаимопомощи делают работу педагога чрезвычайно сложной и требуют больших усилий при создании условий для самореализации ребенка.

  Для того, чтобы совместная деятельность приносила определенный результат, немаловажным является наличие ценностно-ориентационного единства. У детей, имеющих опыт проживания в семье, некоторые общечеловеческие ценности потеряли свое значение и являются искаженными вследствие асоциального образа жизни родителей. Поэтому наибольшую сложность для воспитателей при организации деятельности представляет работа именно с этой категорией детей по переосмыслению прошлого опыта и формированию положительного отношения к общественно полезной деятельности.

Подводя итог рассмотрению вопроса о сущности сиротства, обобщим полученные данные о сиротстве как о социальном и психолого-педагогическом явлении.

Феномен «социального» сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость в связи с увеличением количества детей, родители которых по разным причинам устранились от воспитания собственных детей. Под сиротством мы понимаем особое социально-педагогическое явление, возникающее в результате разрыва социальных связей ребенка с семьей, следствием которого является формирование у ребенка-сироты принципиально иных личностных новообразований, препятствующих его социализации.  Эти новообразования зависят от характера «досиротского» социального опыта ребенка и обусловлены воздействием депривационных и институциональных факторов. Кроме того, способность детей-сирот к преодолению трудностей социализации в значительной степени определяется профессиональной педагогической позицией педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с детьми. Подготовленность специалиста к работе с детьми-сиротами значительно влияет на то, каким образом будет складываться их судьба. Для организации работы востребованы специалисты, имеющие не только желание работать с детьми-сиротами, но и обладающие специальными знаниями, умениями, качествами и способностями для оказания им необходимой помощи.

 

§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами

 

Исследование феномена сиротства  показало, что в условиях увеличения количества социальных сирот, воспитывающихся  в интернатных учреждениях,  первоочередной задачей становится оптимизация  процесса их социального становления; важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение выпускников в самостоятельную жизнь. В этой связи особую актуальность приобретают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами. Поэтому для обоснования статуса социального педагога, работающего с детьми-сиротами, необходимо более глубокое изучение его деятельности.

Под деятельностью  понимается специфическая форма  общественно-исторического бытия  людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности [119.С. 263].

Л.Я. Олиференко и другие указывают на то, что «деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности» [98.С.27]. Отличительной особенностью социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что «потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой» [98.С. 30].

Т.В. Лодкина отмечает, что  социально-педагогическую деятельность можно определить как «педагогическую  деятельность в условиях дефицита и  факторов риска, отражающихся на личности ребенка. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи, родители, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребенка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Факторы риска – болезни, эмоциональные и физические перегрузки, вредные привычки, криминогенный образ жизни и др. Социальная деятельность с целью компенсирования указанных дефицитов и факторов риска имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны общества помощи индивиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности» [64.С.82].

Мы придерживаемся формулировки, предложенной                            М.А. Галагузовой, которая определяет социально-педагогическую деятельность как «профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, и создание условий для его самореализации в обществе» [138.С.23].

Специфика социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами обусловлена  влиянием ряда факторов. В первом параграфе мы показали, что развитие детей-сирот в интернатных учреждениях характеризуется не только отставанием, но и формированием специфических черт характера и поведения, учет которых необходим при организации социально-педагогической работы. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, «нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, иными словами, компенсировали дефицит» [105.С.23].

 По мнению Л.Г. Жедуновой, «ситуация сиротства как стрессовая ситуация способна пробуждать личностные ресурсы ребенка и таким образом способствовать формированию продуктивных механизмов совладания с жизненными трудностями… Для детей-сирот должна быть организована специальная деятельность, направленная на формирование определенных способностей, опирающихся на логику естественного развития. К этим способностям относятся:

  • способность к самоопределению;
  • способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
  • способность к овладению социально-ролевым поведением через систему дифференцированных отношений;
  • способность к овладению полоролевым поведением»[105.С.25].

При таком подходе социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами приобретает абилитационный характер. Под абилитацией понимают «комплекс мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка»[134.С.5]. Абилитация детей-сирот направлена на совершенствование ресурсов их саморазвития, а также на развитие определенных способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у них недостатки, вызванные потерей семьи, и способствовать преодолению трудностей социализации.

Ситуация сиротства влечет за собой  множество проблем: медицинских, психологических, социальных, юридических, преодолеть которые ребенок не может самостоятельно, в силу отсутствия у него необходимого опыта. Наличие у ребенка широкого спектра проблем обусловливает организацию комплексной помощи. Согласно Методическому письму МО РФ «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье [83.С. 262]. В связи с этим Б.З. Вульфов отмечает, что «необходимо сотрудничество-взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому недоступное» [27.С. 46].

Следовательно, специфика  социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, обусловленная особенностями их личностного развития,  заключается в том, что она имеет абилитационный и комплексный характер. В этом, на наш взгляд,  проявляется ее главная особенность.

Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.

Устройство детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, при отсутствии возможности передачи их на воспитание в семьи, осуществляется в  разные типы образовательных учреждений.

В России учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование  и другую социальную помощь и поддержку  детей, оставшихся без попечения  родителей, создаются в системе  образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной  власти,  органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [89]. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребёнка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения. Каждое учреждение имеет определенную специфику, которая отражается и на социально-педагогической деятельности.

Основные направления социально-педагогической деятельности в данных учреждениях  выстраиваются по принципу определения  проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, разрешение которых способствует получению  хороших результатов. Хотя эти направления напрямую вытекают из квалификационной характеристики социального педагога, они значительно шире, так как требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка [83.С. 186]. В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сказано, что «социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации». Если должность социального педагога вводится в штаты образовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума.

Однако в этом есть и свои недостатки, как отмечает Л.Е. Никитина «Руководители  учреждений образования, определяя  должностной круг обязанностей социального  педагога, исходят из потребностей своего учреждения. В условиях кадрового дефицита и множества незакрытых имеющимися должностями участков обеспечения учебно-воспитательного процесса широко распространилась практика «латания дыр». Это приводит социального педагога к «профессиональному одиночеству» и разочарованию в избранной профессии» [83.С.268].

В виду того, что в большинстве  детских домов и интернатах области  введена только одна (две) штатная  единица должности социального  педагога, в практике он как административное лицо занимается в большей мере реализацией  охранно-защитной функции, то есть представляет права и интересы детей в государственных и правозащитных органах власти. Между тем именно в этой должности заложены огромные возможности в организации комплексной помощи непосредственно воспитанникам интернатных учреждений, поэтому для реализации в полной мере социально-педагогических функций требуется увеличение штата социальных педагогов подобных учреждений. Б.П. Битинас в этой связи замечает, «у нас существует огромный институт штатных воспитателей в детских домах, школах-интернатах, молодежных общежитиях, учебно-воспитательных учреждениях специального типа, в исправительных учреждениях. Представляется более целесообразным вместо воспитателя ввести в эти учреждения должность социального педагога» [14.С. 44]. Подобный опыт уже имеется в нашей стране.

Рассмотрим особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В многочисленных исследованиях [24, 34, 41, 106] выделена главная особенность  учреждений интернатного типа, влияющая на специфику социально-педагогической деятельности, – это замещение семьи как основного института социализации учреждением.

В связи  с этим главной целью учреждений становится создание условий, приближенных к семейным, которые смогли бы обеспечить успешную социализацию ребенка.

По сути, формулируя задачи учреждений интернатного типа, все ученые рассматривают главную  из них – социальное становление  ребенка. Соответственно в решении  этой задачи определяющую роль играет социальный педагог, основу деятельности которого составляет создание условий для успешной социализации ребенка. В этих условиях социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях приобретает целенаправленный характер.

Профессиональная деятельность социального педагога, работающего в учреждениях для детей-сирот и имеющего статус школьного социального педагога, по мнению В.Г. Бочаровой, должна помочь «созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствовать реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность» [21.С.35].

Среди многочисленных типов  учреждений в нашей стране наиболее распространенными являются  детские  дома, школы-интернаты и приюты. Рассмотрим особенности деятельности социального педагога в детском доме, начав с его характеристики.

Детские дома – воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [119.Т.1]. Сеть детских домов в Российской Федерации включает: дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

С 1988 года началось создание детских домов семейного типа, основная задача которых – приблизить условия воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни.

По мнению М.А. Галагузовой, детский дом должен решать следующие  задачи:

  • создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
  • обеспечение охраны здоровья детей;
  • обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
  • охрану интересов и прав воспитанников;
  • освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
  • формирование общей культуры воспитанников, их адаптацию к жизни;
  • формирование способности у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
  • создание условий для осознанного выбора и последующего освоения

Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами