Пожилые люди как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектная. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . 3
Глава I Теоретический аспект пожилых людей как объекта социальной работы. . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблемы пожилых людей. . . . . . . . 5
1.1.1 Старость. . . . . . . . . . 8
1.1.2 Социальное положение и психологические особенности. . 10
1.1.3 Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте. . . . . . . . . . 14
1.2 Технология реабилитации пожилых людей. . . . . . 17
1.2.1 Социальная помощь и поддержка. . . . . . 20
1.2.2 Беседа с клиентом. . . . . . . . 28
Глава II Социальная работа с пожилыми людьми. . . . . 33
2.1 Анализ деятельности учреждений. . . . . . . 33
2.2 Геронтологический центр. . . . . . . . 35
2.2.1 Основные направления и организация деятельности Геронтологического центра. . . . . . . . . 35
Заключение. . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Одиночество на склоне лет  становится все более тревожной  демографической и социально-экономической  проблемой современного общества. Лишенные семейной опоры, одинокие престарелые вследствие болезней часто не могут наладить нормальный быт, удовлетворить самые необходимые жизненные потребности.

III. Малообеспеченные  пенсионеры по старости.

Попадание в категорию  малообеспеченных может  быть вызвано  различными причинами: это получение пенсии минимального размера, пенсий при неполном трудовом стаже.

Чтобы достойно жить, необходимо иметь средства. Для определения  уровня обеспеченности людей установлены различные показатели, одним из наиболее распространенных является система социальных  стандартов и гарантий, которая в зависимости от уровня доходов делит население на три группы. Первый стандарт - физиологический минимум, т.е. уровень доходов, необходимый для физического выживания человека как биологического существа. Второй стандарт - прожиточный минимум - означает уровень доходов, позволяющий человеку выжить как социальному объекту. Третий уровень - социальный минимум - уровень доходов, необходимый для того чтобы не просто выжить, а собственно жить.

В России принят и действует прожиточный минимум, который до середины 1999г. представлял собой минимум физиологический. Если и в прошлом году (1998 год) российские пенсионеры жили нелегко, то в первом квартале 1999 года средняя пенсия составила 68,8 % прожиточного минимума, хотя согласно Указу Президента РФ она не должна опускаться ниже 80 %.

Главный показатель любой  пенсионной системы - размер пенсий. Он свидетельствует об уровне материального  положения пенсионеров и позволяет  ответить на вопрос, в какой мере обеспечены пенсионеры по сравнению с другими, работающими слоями населения, а также по сравнению с нуждами самих пенсионеров. И здесь следует отметить, какую бы пенсию ни получали люди, после ухода с работы их доходы сразу уменьшаются и, следовательно, вероятность попасть в бедные слои населения существенно возрастает.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают  местные органы власти: увеличиваются  дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям населения престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и так далее.

В 90-е г.г. одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.

Социальное обслуживание население в одних работах  рассматривается как современная  парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Федеральный закон "О  социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"24 существенно дополняет и конкретизирует представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется таким образом: "Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах". Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан  в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности; представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность в сфере  социального обслуживания граждан  пожилого возраста строится на принципах:

  • соблюдения прав человека и гражданина;
  • предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста;
  • преемственности всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста;
  • приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста;
  • ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания.

Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и  мужчины старше 60 лет, нуждающиеся  в постоянной или временной посторонней  помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

При получении социальных услуг пожилые люди имеют право  на:

  • получение в государственной системе социальных служб бесплатной информации возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
  • Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания
  • Согласие на социальное обслуживание
  • Отказ от социального обслуживания
  • Конфиденциальность информации личного характера
  • Защиту своих прав и законных интересов
  • Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам25.

Социальное  обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания,  включая доставку продуктов на  дом;

2) помощь в приобретении  медикаментов, продовольственных и  промышленных товаров первой  необходимости;

3) содействие в получении  медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий  проживания в соответствии с  гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации  юридической помощи и иных  правовых услуг;

6) содействие в организации  ритуальных услуг;

7) другие надомные  социальные услуги.

При обслуживании граждан  пожилого возраста, проживающих в  жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в  число надомных социальных услуг, предусматриваемых  перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями  гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское  обслуживание на дому

Социально-медицинское  обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в  надомных социальных услугах граждан  пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний.

Полустационарное  социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Стационарное  социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой  помощи гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию  здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем  уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми  установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях  социального обслуживания и постоянно  нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера  гражданам пожилого возраста, остро  нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным  горячим питанием или продуктовыми  наборами;

2) обеспечение одеждой,  обувью и другими предметами  первой необходимости;

3) разовое оказание  материальной помощи;

4) содействие в получении  временного жилого помещения;

5) организацию юридической  помощи в целях защиты прав  обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной  медико-психологической помощи с  привлечением для этой работы  психологов и священнослужителей  и выделением для этих целей  дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные  услуги.

Социально-консультативная  помощь

Социально-консультативная  помощь гражданам пожилого возраста направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная  помощь гражданам пожилого возраста ориентирована на их психологическую  поддержку, активизацию усилий в  решении собственных проблем  и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся  в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного  рода социально-психологических  отклонений;

3) работу с семьями,  в которых живут граждане пожилого  возраста, организацию их досуга;

4) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;

5) правовую помощь  в пределах компетенции органов  социального обслуживания;

6) иные меры по формированию  здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста.

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы