Понятие личности в психологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Краткое описание

В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической науки, формируют в каждой из них определенные методы познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Рассмотрим подробнее понятие личности в социологии и психологии.

Содержание

Введение
Понятие личности в психологии
Мнения психологов для определения понятия «личность»
Психологический подход к изучению личности
Понятие личности в социологии
Основные определения личности в социологии
Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

     - биологические, генетические заданные  предпосылки;

     - наличие социальной среды, мира  человеческой культуры, с которым  ребенок взаимодействует. Ребенок,  не взаимодействующий с социальной  средой, еще не человек в собственном  смысле слова. Каждая личность  обладает совокупностью внутренних  качеств, свойств, которые составляют  ее структуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Особенности применения и интерпретации  понятия «личность»

     Итак, основные понятия социологической  теории личности связаны с процессами формирования личности, ее социализации, статуса личности, ее ролей и т.д.

     Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость  сопряжена с умением властвовать  над собой, а это в свою очередь  предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действиям.

     Формирование  личности в социологии рассматривается в двух взаимосвязанных процессах - социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

     Социализация  личности предполагает формирование и  интеллектуальных, и социальных, и  физических навыков. Социализация как  процесс представляет собой: с одной  стороны — передачу обществом  социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны —  их усвоение индивидом. В процессе социализации огромную роль играют не только природные  задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека, субъекты социализации с их механизмами воздействия  на мышление и поведение человека.

     Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию  походить, насколько возможно, на этого  человека.

     Перейдем  к структуре личности в социологии. Здесь можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.

     Биогенный компонент учитывается социологами  лишь в случае увечья или болезни  человека, что мешает выполнению им социальных функций.

     Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя  важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

     Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

     - Объективные социальные потребности  личности (физиологические, потребности  в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

     - Способности к творчеству, знания, навыки;

     - Степень овладения культурными  ценностями общества;

     - Нравственные нормы, принципы, которыми  руководствуется личность;

     - Способ реализации в деятельности  всех социальных качеств, что  проявляется в семейной жизни,  труде, общественно-политической, культурной  деятельности, досуге — словом, в  образе жизни.

     Социальная  структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни  личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков.

     Основные  подходы к изучению личности можно  свести к следующим:

     - социально-психологический подход. В основе него лежит постулат о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений;

     - функциональный подход подразумевает  статусно-ролевую теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

     Социология  имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно  выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит  уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через  государство. Сторонники теории ролей  исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид  в обществе, и, следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом  механизма взаимодействия индивида и общества. Дадим определение  социальному статусу и социальной роли;

     - -социальный статус - это соотносительное  положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями  и правами. Статус имеет смысл  только в соотношении с другими  позициями;

     - социальная роль - поведение, ожидаемое  от личности определенного статуса.

     Таким образом, подведем основные выводы:

     - на социологическое понятие личности  влияют как философские концепции,  так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное;

     - при определении сущности личности  в социологии существуют несколько  значимых, но порой взаимоисключающих  друг друга трактовок. Если  свести, все многочисленные мнения  к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого;

     - формирование личности в социологии  рассматривается в контексте  двух взаимосвязанных процессов  - социализации и идентификации.  Социализация — это процесс  усвоения индивидом образцов  поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в  данном обществе. Идентификация  – копирование поведения другого,  близкое к страстному желанию  походить, насколько возможно, на  этого человека;

     - основные подходы к изучению  личности можно свести к социально-психологическому  подходу и подходу функциональному.  В основе первого лежит постулат  о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений; второй подход подразумевает теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

     В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из социальных факторов. То есть личность в социологии – это механизм, который позволяет который позволяет  интегрировать свое «Я» и собственную  жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Личность  – это основополагающее понятие  для многих наук, в том числе  и для социологии и психологии.

     Проработкой особенностей личности, значимых для  психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные  определения «личности» с точки  зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности. В целом, в  психологической науке, понятие  «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический  настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

     Особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи  понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и  межличностные связи, при этом они  являются основополагающими для  изучения личности в психологии. Обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения  биологического и социального в  личности.

     Таким образом, личность в психологии –  это особое качество, приобретаемое  индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при  этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими  индивидами.

     Перейдем  к понятию личности в социологии. При определении сущности личности в этой науке существуют несколько  значимых, но порой взаимоисключающих  друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся  в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и  сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который  позволяет интегрировать свое «Я»  и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих  поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

     Формирование  личности в социологии рассматривается в двух взаимосвязанных процессах - социализации и идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.

     Таким образом, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 367с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. - 336с.
  3. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Энциклопедия,1999. – 450 с.
  4. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. - 391с.
  5. ВКА им. А. Ф. Можайского «Психология», Спб, 2011г.
  6. ВКА им. А. Ф. Можайского «Социология», Спб, 2008г.

Информация о работе Понятие личности в психологии и социологии