Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа
Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?».
Первым предложил
1) физиологические потребности (в пище, воде, убежище, отдыхе, сексе);
2) потребность в безопасности
(защита от физических и
3) потребности в любви и привязанности (потребности в принадлежности к чему-нибудь или кому-нибудь, во взаимопонимании, взаимодействии, привязанности и поддержке);
4) потребности в признании
и оценке (самоуважение, уважение
со стороны окружающих, признание
своих качеств, результатов,
5) потребность в
Руководители как ведущая сила в социальном управлении вынуждены считаться с индивидуальными особенностями своих работников, «улавливая» их мотивы и антимотивы. Последние представляют значительный интерес, прежде всего с практической точки зрения: зная их, можно определить, какие потребности «человека работающего» не удовлетворяются или удовлетворяются в незначительной мере. По сути дела, «совершенствование мотивации труда» сводится к следующему: выявление мотивов и антимотивов; выработка мер, направленных на снижение роли и количества антимотивов; практическая реализация мер, способствующих преодолению антимотивов, антимотивации.
В научных исследованиях, в практической деятельности используется методология выявления не только индивидуальных мотивов, но и обобщенных (усредненных), для изучения мотивации трудового поведения руководителей той или иной конкретной системы социальной защиты, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников.
Основные качества управленцев
Для кадров системы социальной защиты - руководителей, специалистов, технических и вспомогательных работников — «требуемыми качествами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.
Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношениях. Здесь приходится сталкиваться с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Следует учесть, что большинство работающих в системах соцзащиты — женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности, чем мужчины.
Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья работников стали использовать различные системы — индивидуальные, групповые, коллективные. К ним, например, относятся: психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным иенам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.
Компетентность как второе «требуемое качество» работников представляет собой:
1) соответствие уровня
и содержания знаний и умений
конкретного работника уровню
и содержанию выполняемых им
должностных задач и
2) наличие у работника
прав и обязанностей для
3) умение работника действовать
практически, делать
Компетентность, как легко заметить, соединяет в себе «мои знания и умения» и «мою должность» с ее главными характеристиками — должностные задачи, обязанности, права и ответственность.
Требование профессионализма также является одним из важнейших в деятельности персонала управления систем социальной защиты. Профессионализм — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие соответственно высокое качество труда и результатов. Напротив, непрофессионализм — это знание «в целом и общем» и плохая, с низкими результатами работа.
Компетентность и
Специальные инструменты менеджмента в социальной работе
Одним из таких инструментов
является менеджмента программно-
Программа — это разрабатываемый
и реализуемый комплекс задач
и мероприятий (мер), имеющих определенное
содержание и направленных на достижение
конечной цели. Социальные программы —
один из видов программ, которые бывают
экономическими, производственными, научно-техническими,
маркетинговыми, организационно-
Наряду с содержанием
программы характеризуются
Содержание программно-целевого управления может быть укрупненно представлено в следующем виде.
1. Цель программы (что должно быть достигнуто в конечном счете?).
2. Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) (что требуется сделать для достижения конечной цели?).
3. Ресурсное обеспечение — информационное, материальное, финансовое, трудовое (какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы?).
4. Временная характеристика программы (на какой период времени рассчитана программа?).
5. Организационная структура,
включая руководителя
6. Учетный, отчетный и
контрольный механизм или
7. Коррективы содержания
и механизма реализации
8. Подведение итогов. Окончание и закрытие программы (как и насколько выполнена программа?).
Практика использования ПЦУ показала его достоинства: «целевая обостренность» деятельности; концентрация ресурсов на достижении конечной цели; внесение изменений в существующую оргструктуру, исходя из «требований» программы; целевая работа механизма обратной связи.
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА КЛИЕНТА В ЦЕНТРАХ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Ведение документации на клиента
Ведение документации на клиента — одна из основных форм организации деятельности социального работника, способ анализа состояния клиента и его проблем, процесса обслуживания. Ведение документации способствует появлению новых мыслей и идей, а значит, и совершенствованию деятельности, осуществляемой по отношению к клиенту или от его имени. Как знаковое выражение тех мер и действий, которые специалист должен вполне осознанно предпринимать для оказания эффективной индивидуальной помощи, процесс ведения документации (документирование) противопоставляется стихии неупорядоченных действий, проявлению спонтанности и некомпетентности в работе.
Однако анализ практики красноречиво
свидетельствует о том, что специалисты,
слабо владеющие методами социальной
работы, не ведут никакой документации
на клиентов. Не требуют от своих
подчиненных ведения
Практические социальные работники не осведомлены о целях, задачах, функциях и роли ведения документации на клиента, а потому это занятие представляется им ненужной, обременительной формальностью. Тратить на нее время, по мнению многих, значит отрываться от выполнения своих прямых обязанностей. Сразу оговоримся, что документация, о которой идет речь, не ограничивается личными дневниковыми записями социальных работников, а также обычной, периодически осуществляемой перед лицом вышестоящих инстанций отчетностью конкретного сотрудника центра о проделанной за тот или иной период времени работе, впрочем, как и отчетностью по работе того или иного отделения, центра в целом. Не сводится ведение документации на клиента и к процессу общего планирования деятельности учреждения, так как оно представляет собой, прежде всего один из методов индивидуальной социальной работы с конкретным человеком, необходимость в которой возникает в условиях перехода от чисто экономических форм помощи как простейших форм взаимосвязи социального работника и клиента к более сложным, внеэкономическим, осуществляемым в процессе межличностного общения, кооперации, сотрудничества и т. д.
Последствия отсутствия процедуры документирования
Будучи одним из компонентов процесса оказания индивидуальной социальной помощи, осмысления ее организации и результативности, метод фиксирования информации о клиенте и работе с ним действительно не может казаться сколько-нибудь целесообразным в условиях принятия в основном «пожарных» мер и выявления возможностей по их реализации. Огромное число людей, составляющих сегодня основную обслуживаемую категорию в центрах, живет в обстановке, близкой к экстремальной, стрессовой, тупиковой. Прозрачность проблем контингента такого рода не требует от социальных работников глубокого и гибкого анализа собственных усилий по достижению положительных перемен, определению далеко идущих целей и построению хоть сколько-нибудь сложной системы организации помощи. В свою очередь такое положение гарантирует облегчение процедуры получения помощи и для самого клиента. На этом фоне не получает развития потребность в установлении контактного взаимодействия и межличностных взаимоотношений между социальным работником и потенциальной и реальной системой клиентуры. Не решая прямо и радикально собственно социальных проблем, потребность в документировании воспринимается обеими сторонами как совершенно непрагматичная, излишняя или не осознается вовсе при формировании комплекса совместных действий. Может быть, именно поэтому люди испытывают к центрам те же чувства, что и при обращении в казенные инстанции. Как бы то ни было, социальная работа в результате лишается своего столь важного компонента, как постоянная клиентура, в отношениях с которой только и могут строиться система и стратегия помощи, спасения.
В этой связи тревогу вызывает и то обстоятельство, что не опирающаяся на профессиональные умения и навыки практика начинает идти как бы вспять, к испытанным стереотипам и штампам работы, стилю администрирования. Подчинение лицам, которые «стоят во главе» и которые, согласно нормативной системе ценностей, воспроизводят руководителей того или иного ранга (а потому «все знают», «все могут» «на все имеют право», не являясь при этом профессионалами в социальной работе и не имея соответствующего опыта), замыкает круг поисков новых форм деятельности в работе центров, творческого развития социальных работников как специалистов. Обезличивание, жесткая приверженность системе формальных требований, как ни странно выступают одновременно и функциональными, и дисфункциональными элементами. Любое администрирование, ставящее во главу угла в основном выполнение поручений, указаний и связанных с ними несвойственных функций, исключает не только проявление личностных свойств, но и активность специалиста. В то же время, чтобы эффективно функционировать, система прямых указаний должна максимально использовать работника. Данные противоречия проявляются в постоянных поисках его новых возможностей, максимальной включенности в деятельность при сохранении общего принципа ограничения свободы индивидуального профессионального поведения. Задачей при этом становится «вычерпывание» заложенных в специалисте способностей, необходимых для эффективного функционирования системы, постоянное предъявление к нему все новых требований, пусть даже общего и чисто формального свойства, во имя достижения основной цели — видимости «бурной», «кипучей» деятельности учреждения в ущерб индивидуальной работе с клиентами, решению непосредственных человеческих проблем. Эти черты в организациях социального обслуживания приобретают в настоящее время большое распространение, показателем чего как раз и становится отсутствие требований со стороны руководства дирекции к ведению документации на клиентов.
Цели документирования
Преодоление собственной и общей некомпетентности, а вместе с ней волюнтаризма в администрировании для социального работника должно начинаться со структурирования и организации своей индивидуальной деятельности, выработки осознанных к ней подходов, которые аккумулируются в принципе «организации деятельности — организационные начала». В этом контексте документирование как фиксирование словесных образов, кодирование высказываний, «историй», знаковых и символических действий становится средством овладения собственным поведением, способом регуляции поведения других клиентов. Благодаря документированию возникает сознательная организация индивидуальной деятельности, с одной стороны, ограждающая специалиста от полного поглощения рутиной администрирования, с другой — намечающая автономные сферы, актуализацию и реализацию собственных возможностей и вслед за ними — возможностей социальной среды и самого клиента. Как способ организации ума и воли, как технологическая структура процесс ведения документации на клиента выполняет для всех и особенно для начинающих социальных работников роль своеобразного «пространства», «ниши», в которой можно скрыться от «беличьего колеса» администрирования и собственного безынициативного безличного функционирования.
Информация о работе Понятие «менеджмента в социальной работе»