Понятие «менеджмента в социальной работе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?».

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1..docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

Роль ведения  документации на клиента в профессиональной

деятельности  социального работника

Специалист по социальной работе, безусловно, должен заниматься документированием, отчетливо представляя, какую роль данная процедура выполняет  в системе его собственной  деятельности и тем самым в  процессе организации помощи клиенту. Иными словами, чтобы не считать, как это часто бывает, данное занятие  обузой для себя и не выполнять  его лишь для проформы, специалист должен быть мотивирован к четкому и последовательному ведению документации. Это означает наличие у социального работника субъективного целеполагания, связанного с повышением эффективности ведения документации и осознанием той роли, которую оно способно выполнять лично для него как специалиста.

Какую роль для организации  и проведения работы по оказанию помощи играет документация?

1. Документация является  своеобразной «памяткой», «напоминанием» о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил для их разрешения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами в схеме стимул — реакция. Они становятся символами — носителями бессознательных побуждений к действию, выполняют роль сигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца.

2. Всесторонняя и тщательно  подобранная документация может  оказаться аргументом и доказательством  того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле и почему и что еще необходимо сделать.

3. Документация фиксирует  и определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, а значит, выступает в роли отчетного документа.

4. При необходимости, если  осуществляется контроль и инспектирование деятельности центров со стороны вышестоящих органов, документирование становится доказательством компетентности и добросовестного отношения к делу социального работника как специалиста.

5. В сложной системе  социального обслуживания документации - способствует повышению квалификации  социального работника. Запечатленная в «деле» клиента с помощью носителей естественного языка и определенных знаковых систем типа «форм», «карточек», «генограмм» и пр., информация выражает степень включенности социального работника в процесс деятельности по обслуживанию клиента, осознания им ее содержания, смысла, чувственной ткани, операциональной основы, а значит, степени сформированности индивидуального профессионального опыта.

6. В функциональном плане  значение словесно выраженного  действия выступает как единение общения и обобщения, коммуникативных и интеллектуально-предметных, идеальных и практических форм деятельности. Так, в процессе письменной фиксации социальный работник как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, моменты непосредственного общения с ним, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, укрепляется критический стиль мышления.

Решение задач  социальной работы в процессе ведения  документации

Когда речь идет о той  роли, которую документирование выполняет  в процессе оказания непосредственной помощи клиенту, оно связывается, безусловно, не только с субъективным, но и с объективным целеполаганием и решает следующие его задачи:

1) накопление достоверной  информации о клиенте, его проблемах,  способах и методах работы  с ним, остальными субъектами  социальной помощи;

2) фиксация процесса оказания  помощи, направленная на повышение его эффективности;

3) укрепление междисциплинарного  сотрудничества, координации усилий  разных специалистов, ведомств, институтов:

4) передача зафиксированной  и закодированной информации  о состоянии проблем клиента на все уровни управления и исполнения;

5) обобщение тех или  иных методов, адаптация к идее  инновационной деятельности;

6) развитие символической  функции социальной деятельности, с помощью которой кодируются  такие ее значения, как объективное  содержание, нормы, методы, способы воздействия на других участников взаимодействия (использование схем, графиков, компьютерных программ, схематического перспективного планирования и пр.), информационных и деятельностных моделей обслуживания:

7) систематизация информации  о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней каждому нуждающемуся;

8) типизация категорий  клиентов и условий их обслуживания  для банков данных информационных  служб.

Функции документирования

Не заменяя, а дополняя друг друга, субъективное и объективное  целеполагание в процессе документирования намечают перспективы его совершенствования и одновременно очерчивают те функции, которые оно начинает выполнять при социальном обслуживании клиентов (социальной работе). Эти функции сводятся к следующему:

— клиническая: информация, аккумулирующаяся в «деле» клиента, служит целям «излечения», преодоления и решения тех проблем, которые заявлены и которым поставлен соответствующий диагноз. Это своеобразная «история болезни», в которой есть все, начиная от жалоб и симптомов до хода «лечения» и перечисления тех средств и методов, которые при этом использовались;

— профессиональная: опыт, который приобретает социальный работник в процессе сбора информации, мысленного определения средств и источников помощи, фактического налаживания взаимоотношений с другими участниками взаимодействия, отражающегося в документации, служит средством повышения профессионализма и квалификации самого социального работника;

— организационная: документация отражает процесс организации помощи и стимулирует специалиста на определенную систему организационных мер;

— административная: документация обеспечивает центры необходимой для их деятельности информацией о клиентах, их проблемах, полноте, адекватности, всесторонности оказываемой помощи. Это полезно для обобщения опыта социальной работы, соответствует ее целям и задачам.

Начало процесса ведения документации

Свое начало процесс становления  документации ведения документации получает при личной встрече социального  работника с посетителем как  носителем определенной

жалобы и проблемы, которую  он заявил и в отношении которой вырабатывается обоюдное согласие действовать сообща. Такое согласие делает обычного посетителя клиентом центра. Более того, оно подтверждается совместно принятым решением. Решение фиксируется, как правило, письменно, например, в форме договора, соглашения, контракта. В нем уточняются цели совместной работы, методы их реализации, готовность клиента на сообщение о себе необходимой информации. В дальнейшем, как правило, социальный работник с согласия клиента расширяет систему взаимодействия и вносит соответствующие изменения в условия первого соглашения. И все же именно появление первого документа — решения о сотрудничестве, его письменного оформления — самый важный момент в процессе планирования и осуществления перемен. С него начинается сотрудничество. Оно очерчивает сферы ответственности сторон, исключая возможность превращения документации (в любом ее виде, будь это папка-накопитель или дискета на компьютере) в своего рода «досье», которое ведется без ведома и участия клиента, в нарушение его человеческих прав. Оно подтверждает основной принцип социальной работы: ответственное отношение сторон — социального работника и клиента — к решению проблем.

Основные составные  части документации на клиента

Нацеленный на улучшение  обслуживания и укрепление междисциплинарного сотрудничества процесс ведения  документации помогает решению проблем  клиента и в окончательном  виде представляет собой следующие  компоненты социальной работы.

1. Знаковое отражение  процесса изучения, анализа и  диагностики каждого конкретного  случая: база данных о клиенте,  его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация направляется на индивидуализацию личности (случая), составляется во время приема, посещения на дому, в результате предоставления определенной справочной информации, обследования, заполнения бланков, «форм». Но мере выявления и решения новых задач и выполнения промежуточных действий в эти перечни заносится новая информация, заставляющая пересматривать исходные программы, модернизовать сведения, планировать новые мероприятия.

2. Отражение процесса  обслуживания, организации помощи, способствующее координации услуг профессионалов, направляющееся исполнителям различных уровней социального взаимодействия. Содержание данной части строится как определение стратегий помощи и поддержки, фиксация процессов принятия решений, результатов обсуждений, включения официальных распоряжений, реализации постановлений, осознания перспектив и систем совместных действий. Здесь исключаются прямолинейность движения, последовательная и плавная смена фаз. Развитие — и это обычно видно по документам — проходит в виде повторений отдельно взятых действий на любом из этапов, любом уровне в условиях взаимодействия разных систем на разных полюсах и по самым разным поводам.

3. Заключительная запись  о достигнутом прогрессе —  это резюме, ставящее точку, содержащее  основные выводы о результатах  проведенной работы, которым закрывается «дело».

Основные виды и формы документирования

Существенной особенностью каждой из частей документирования является то, что все они могут быть представлены в «деле» самым разным образом в виде:

— повествовательного изложения  проблемы со слов клиента, других участников взаимодействия (так называемая субъективная информация);

— повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных  выводов, сделанных в связи с  оценками обслуживания, поведения сторон, подходов к процессу оказания помощи официальных лиц и организаций (аналитическая информация);

— результатов тестирования, анкетирования, всевозможных справок, свидетельств (объективная информация);

— планов и программ действия, протоколов, заявленных обязательств, характеристик, доверенностей, составленных по определенной форме (деловая тактическая  информация);

— отчетной продукции (о  проделанной работе, о получении  денежных сумм и пр.), выводов комиссий, актов обследования и пр. (фиксирующая результаты информация).

Все указанные виды документирования допускают использование самых  разных его форм, а именно:

а) свободной, не требующей  для своего усвоения никаких правил, которые надо заранее знать, постигать  и соблюдать (характерна для повествовательного, описательного документирования);

б) действия по правилам, стандартам (протоколы, справки, контракты, характеристики, решения, заявления, пр.);

в) заполнения «форм» как  заранее заданных шаблонов, отпечатанных бланков с помощью коротких ответов, контрольных отметок, незаконченных предложений, значительно упрощающих процесс документирования.

Чаще всего в практике документирования используются все  три формы, так как каждая из них  решает свои специфические задачи и  выполняет специфические функции. В последнее время все большее  распространение получают и такие  формы документирования, как аудио - и видеозаписи, наглядно отражающие процесс обслуживания, наблюдения за поведением клиента и социального  работника.

Принципы эффективности  ведения документации на клиента

В процессе ведения документации следует придерживаться определенных принципов (правил), соблюдение которых  выступает гарантией того, что  все документы, в какой бы форме  они ни представлялись, будут отвечать главным требованиям — эффективности обслуживания, конфиденциальности полученной информации, отчетности перед клиентом и теми органами, которые могут выполнять функции. Эти принципы следующие:

1) формирование данных  о клиенте и процессе решения  его проблем. С ним связано  рассмотрение документации как  «базовой», всесторонней тщательно  и точно подобранной информации, которую можно использовать для решения самых разных задач обслуживания и принятия важных постановлений;

2) умеренность как необходимость  и умение предоставлять данные  о клиенте в сжатой, сдержанной, экономной, удобной для работы  форме, достаточной для планирования  и оказания услуг;

3) фрагментарность как  отказ от тотальности в отражении  ситуации проблем клиента и  сведений о нем, представления  их только в форме отдельных  «ключевых», значимых моментов, соотносимых  с непосредственно решаемой проблемой;

4) накопление безоценочной и эмоционально нейтральной информации о клиенте и других участниках, исключающей опасность стигматизации, наклеивания ярлыков, желания заклеймить и исключить из разряда нуждающихся в поддержке из-за собственных негативных установок;

5) достоверность и реалистичность  представленных данных, обусловливающие правдоподобие и объективность сведении, возможность соотнесения принимаемых и зафиксированных решений с легитимными, целесообразными и реальными способами их осуществления, исключающими вымысел и произвол, базирующимися на возможностях и пожеланиях клиента, выделяемых для обслуживания средствах, законности реализуемых мероприятий.

Надо полагать, что по мере развития техники документирования оно будет совершенствоваться в  направлении компактности, формализации и фокусирования внимания на формах и видах организации помощи, предоставляемых услуг, влияния последних на процесс решения проблемы. Все это дает возможность, в дополнение к сказанному, для компьютерной обработки документации и составления полного банка данных социальных служб.

 

3Вопрос.Подходы на основе выделения различных школ.

Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем  Дж. Вартоном, не

нашел широкого практического  применения и только спустя 35 лет  стал использоваться в качестве

учебной дисциплины.

В первой половине 20 века получили развитие различные школы управленческой мысли.

Представители каждой полагали, что они нашли ключ к наиболее эффективному достижению целей

организации. Несмотря на то, что каждая из школ нашла частично правильный ответ на вопросы

управления в. ограниченных ситуациях, тем не менее, ученые внесли ощутимый вклад в науку

менеджмент. Современные  организации до сих пор используют некоторые концепции и приемы,

предложенные данными школами.

1.1.1. Школа  научного управления

Информация о работе Понятие «менеджмента в социальной работе»