Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа
Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?».
Роль ведения документации на клиента в профессиональной
деятельности социального работника
Специалист по социальной работе, безусловно, должен заниматься документированием, отчетливо представляя, какую роль данная процедура выполняет в системе его собственной деятельности и тем самым в процессе организации помощи клиенту. Иными словами, чтобы не считать, как это часто бывает, данное занятие обузой для себя и не выполнять его лишь для проформы, специалист должен быть мотивирован к четкому и последовательному ведению документации. Это означает наличие у социального работника субъективного целеполагания, связанного с повышением эффективности ведения документации и осознанием той роли, которую оно способно выполнять лично для него как специалиста.
Какую роль для организации и проведения работы по оказанию помощи играет документация?
1. Документация является своеобразной «памяткой», «напоминанием» о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил для их разрешения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами в схеме стимул — реакция. Они становятся символами — носителями бессознательных побуждений к действию, выполняют роль сигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца.
2. Всесторонняя и тщательно
подобранная документация
3. Документация фиксирует и определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, а значит, выступает в роли отчетного документа.
4. При необходимости, если
осуществляется контроль и
5. В сложной системе
социального обслуживания
6. В функциональном плане значение словесно выраженного действия выступает как единение общения и обобщения, коммуникативных и интеллектуально-предметных, идеальных и практических форм деятельности. Так, в процессе письменной фиксации социальный работник как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, моменты непосредственного общения с ним, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, укрепляется критический стиль мышления.
Решение задач социальной работы в процессе ведения документации
Когда речь идет о той роли, которую документирование выполняет в процессе оказания непосредственной помощи клиенту, оно связывается, безусловно, не только с субъективным, но и с объективным целеполаганием и решает следующие его задачи:
1) накопление достоверной
информации о клиенте, его
2) фиксация процесса оказания помощи, направленная на повышение его эффективности;
3) укрепление междисциплинарного сотрудничества, координации усилий разных специалистов, ведомств, институтов:
4) передача зафиксированной и закодированной информации о состоянии проблем клиента на все уровни управления и исполнения;
5) обобщение тех или
иных методов, адаптация к
6) развитие символической
функции социальной
7) систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней каждому нуждающемуся;
8) типизация категорий
клиентов и условий их
Функции документирования
Не заменяя, а дополняя друг друга, субъективное и объективное целеполагание в процессе документирования намечают перспективы его совершенствования и одновременно очерчивают те функции, которые оно начинает выполнять при социальном обслуживании клиентов (социальной работе). Эти функции сводятся к следующему:
— клиническая: информация, аккумулирующаяся в «деле» клиента, служит целям «излечения», преодоления и решения тех проблем, которые заявлены и которым поставлен соответствующий диагноз. Это своеобразная «история болезни», в которой есть все, начиная от жалоб и симптомов до хода «лечения» и перечисления тех средств и методов, которые при этом использовались;
— профессиональная: опыт, который приобретает социальный работник в процессе сбора информации, мысленного определения средств и источников помощи, фактического налаживания взаимоотношений с другими участниками взаимодействия, отражающегося в документации, служит средством повышения профессионализма и квалификации самого социального работника;
— организационная: документация отражает процесс организации помощи и стимулирует специалиста на определенную систему организационных мер;
— административная: документация обеспечивает центры необходимой для их деятельности информацией о клиентах, их проблемах, полноте, адекватности, всесторонности оказываемой помощи. Это полезно для обобщения опыта социальной работы, соответствует ее целям и задачам.
Начало процесса ведения документации
Свое начало процесс становления документации ведения документации получает при личной встрече социального работника с посетителем как носителем определенной
жалобы и проблемы, которую он заявил и в отношении которой вырабатывается обоюдное согласие действовать сообща. Такое согласие делает обычного посетителя клиентом центра. Более того, оно подтверждается совместно принятым решением. Решение фиксируется, как правило, письменно, например, в форме договора, соглашения, контракта. В нем уточняются цели совместной работы, методы их реализации, готовность клиента на сообщение о себе необходимой информации. В дальнейшем, как правило, социальный работник с согласия клиента расширяет систему взаимодействия и вносит соответствующие изменения в условия первого соглашения. И все же именно появление первого документа — решения о сотрудничестве, его письменного оформления — самый важный момент в процессе планирования и осуществления перемен. С него начинается сотрудничество. Оно очерчивает сферы ответственности сторон, исключая возможность превращения документации (в любом ее виде, будь это папка-накопитель или дискета на компьютере) в своего рода «досье», которое ведется без ведома и участия клиента, в нарушение его человеческих прав. Оно подтверждает основной принцип социальной работы: ответственное отношение сторон — социального работника и клиента — к решению проблем.
Основные составные части документации на клиента
Нацеленный на улучшение обслуживания и укрепление междисциплинарного сотрудничества процесс ведения документации помогает решению проблем клиента и в окончательном виде представляет собой следующие компоненты социальной работы.
1. Знаковое отражение
процесса изучения, анализа и
диагностики каждого
2. Отражение процесса обслуживания, организации помощи, способствующее координации услуг профессионалов, направляющееся исполнителям различных уровней социального взаимодействия. Содержание данной части строится как определение стратегий помощи и поддержки, фиксация процессов принятия решений, результатов обсуждений, включения официальных распоряжений, реализации постановлений, осознания перспектив и систем совместных действий. Здесь исключаются прямолинейность движения, последовательная и плавная смена фаз. Развитие — и это обычно видно по документам — проходит в виде повторений отдельно взятых действий на любом из этапов, любом уровне в условиях взаимодействия разных систем на разных полюсах и по самым разным поводам.
3. Заключительная запись о достигнутом прогрессе — это резюме, ставящее точку, содержащее основные выводы о результатах проведенной работы, которым закрывается «дело».
Основные виды и формы документирования
Существенной особенностью каждой из частей документирования является то, что все они могут быть представлены в «деле» самым разным образом в виде:
— повествовательного изложения проблемы со слов клиента, других участников взаимодействия (так называемая субъективная информация);
— повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов, сделанных в связи с оценками обслуживания, поведения сторон, подходов к процессу оказания помощи официальных лиц и организаций (аналитическая информация);
— результатов тестирования, анкетирования, всевозможных справок, свидетельств (объективная информация);
— планов и программ действия, протоколов, заявленных обязательств, характеристик, доверенностей, составленных по определенной форме (деловая тактическая информация);
— отчетной продукции (о проделанной работе, о получении денежных сумм и пр.), выводов комиссий, актов обследования и пр. (фиксирующая результаты информация).
Все указанные виды документирования допускают использование самых разных его форм, а именно:
а) свободной, не требующей для своего усвоения никаких правил, которые надо заранее знать, постигать и соблюдать (характерна для повествовательного, описательного документирования);
б) действия по правилам, стандартам (протоколы, справки, контракты, характеристики, решения, заявления, пр.);
в) заполнения «форм» как заранее заданных шаблонов, отпечатанных бланков с помощью коротких ответов, контрольных отметок, незаконченных предложений, значительно упрощающих процесс документирования.
Чаще всего в практике
документирования используются все
три формы, так как каждая из них
решает свои специфические задачи и
выполняет специфические
Принципы эффективности ведения документации на клиента
В процессе ведения документации следует придерживаться определенных принципов (правил), соблюдение которых выступает гарантией того, что все документы, в какой бы форме они ни представлялись, будут отвечать главным требованиям — эффективности обслуживания, конфиденциальности полученной информации, отчетности перед клиентом и теми органами, которые могут выполнять функции. Эти принципы следующие:
1) формирование данных
о клиенте и процессе решения
его проблем. С ним связано
рассмотрение документации как
«базовой», всесторонней
2) умеренность как необходимость
и умение предоставлять данные
о клиенте в сжатой, сдержанной,
экономной, удобной для работы
форме, достаточной для
3) фрагментарность как
отказ от тотальности в
4) накопление безоценочной и эмоционально нейтральной информации о клиенте и других участниках, исключающей опасность стигматизации, наклеивания ярлыков, желания заклеймить и исключить из разряда нуждающихся в поддержке из-за собственных негативных установок;
5) достоверность и
Надо полагать, что по мере развития техники документирования оно будет совершенствоваться в направлении компактности, формализации и фокусирования внимания на формах и видах организации помощи, предоставляемых услуг, влияния последних на процесс решения проблемы. Все это дает возможность, в дополнение к сказанному, для компьютерной обработки документации и составления полного банка данных социальных служб.
3Вопрос.Подходы на основе выделения различных школ.
Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Дж. Вартоном, не
нашел широкого практического применения и только спустя 35 лет стал использоваться в качестве
учебной дисциплины.
В первой половине 20 века получили развитие различные школы управленческой мысли.
Представители каждой полагали, что они нашли ключ к наиболее эффективному достижению целей
организации. Несмотря на то, что каждая из школ нашла частично правильный ответ на вопросы
управления в. ограниченных ситуациях, тем не менее, ученые внесли ощутимый вклад в науку
менеджмент. Современные организации до сих пор используют некоторые концепции и приемы,
предложенные данными школами.
1.1.1. Школа научного управления
Информация о работе Понятие «менеджмента в социальной работе»