Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие семьи и ее функции;
- изучить факторы, оказывающие влияние на семью;
- рассмотреть понятие социально опасной семьи;
- рассмотреть основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие и функции «нормальной семьи»…………………………………... 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на формирование личности
в семье…………………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика………………….. 12
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями…………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»
г) социально-психолого-
д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
Социальная работа с социально опасными семьями состоит из:
1. Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое
и экономическое
г) федеральные, региональные целевые и социальные программы;
2. Социальная поддержка социально опасных семей предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:
а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
в) содействие в открытии предприятий семейного типа;
г) профессиональная ориентация детей и подростков;
д) выплата пособий по временной не занятости;
е) консультирование по вопросам
подбора и использования
ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;
з) социально – психологическая работа с клиентами
Социальное обслуживание социально опасных семей представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.
Правовую основу деятельности
социального работника в
На предварительном этапе проводится изучение статуса семьи и условий жизни ребенка. Для этого проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам показателям). Цель этого этапа заключается в определении трудностей ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).
Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус социально опасной семьи, выявляется необходимость диагностической работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
В целом первичное изучение семьи включает:
а) выявление состава семьи;
б) анализ внутренних и внешних контактов семьи;
в) выявление ценностных ориентаций семьи;
г) определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта;
д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При первичном изучении социально опасной семьи специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи.
Основные требования к проведению беседы:
- определить цель беседы;
- определить основные вопросы, которые будут заданы;
Анализируя информацию о семье социальный педагог определяет оптимальные варианты решения проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. Социальный педагог и семья совместно, насколько это возможно, вырабатывают план ближайшего этапа работы с указанием конкретных мероприятий, сроков достижения результата. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит специалист по социальной работе. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.
Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения.
Для решения проблем семьи социальный педагог в свой деятельности может обращаться к различного рода специалистов, таких как работники службы занятости, социальные службы, управления социальной защиты населения, Пенсионного фонда и пр.
Например, специалисты центра занятости могут помочь в подборе работы, в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки в зависимости от требований семьи в настоящий момент. Сама ситуация, когда родители или один из них долгое время находится без работы , влияет на то, что родители теряют надежду ее найти и не стараются ее искать. Задачей социального педагога является провести работу таким образом, что бы родители или родитель стремились трудоустроиться.
Социальный педагог вместе с представителями других ведомств необходимо может осуществлять работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.
В ряде случаев, для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий привлекаются сотрудники управление социальной защиты населения, отдела пенсионного обеспечения.
В решении жилищных проблем семье социальный педагог может привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья.
В случаях возникновения угрозы утраты жилья ребенком (родители пьют, продают жилье), социальный педагог осуществляет взаимодействие с органами опеки и попечительства о закреплении жилья за несовершеннолетним, что позволит избежать проблему его «бездомности» в дальнейшем.
Учитывая контингент семьи, социальный педагог должен осуществлять за контроль использования по назначению предоставленной материальной или натуральной помощи, а в дальнейшем - за сохранность результатов ремонта. Патронаж такой семьи должен осуществляться регулярно.
При наличии семей с нарушениями здоровья социальный педагог вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного амбулаторного медицинского обследования, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры.
Социальный педагог может привлекать таких специалистов как психолог, администрация школ, детских садов, органов опеки и попечительства и т.д. для решения других проблем семьи.
Деятельность социального педагога при работе с семьей обладает некоторой спецификой и представляет три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную (обучение, воспитание), психологическую (поддержка, коррекция), посредническую (организация, координация, информирование) [12, с.39].
Таким образом, можно сделать вывод, что социально опасная семья - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.
Члены социально опасных семей обладают слабой способностью анализа ситуации в семье, не желанием или отсутствием возможности исправления этих ситуации. В таких семьях дети часто испытывают стресс, отсутствие внимания взрослых, не понимания их нужд и потребностей.
Основными направлениями работы социального работника с социально опасными семьями являются:
1. Выявление актуальных
проблем жизнедеятельности
2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.
3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.
4. Разработка индивидуального
маршрута социально
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, в отношении которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
В семьях, находящихся в социально опасном положении – это семья, в которой утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучные семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.
Работа социального педагога включает несколько этапов, направленных на выявление семей попадающих под критерии социально опасных семей. Это выявление социально опасных семей посредством анализа данных о ребенке, установление взаимодействия с такими семьями, выработка совместно с родителями определенных направлений деятельности по устранению причин, оказывающих негативное влияние на воспитание ребенка в социально опасной семье, привлечение специалистов к устранению проблем той или иной семьи.
Информация о работе Понятие социально опасной семьи и ее характеристика