Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие семьи и ее функции;
- изучить факторы, оказывающие влияние на семью;
- рассмотреть понятие социально опасной семьи;
- рассмотреть основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие и функции «нормальной семьи»…………………………………... 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на формирование личности
в семье…………………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика………………….. 12
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями…………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»
Неблагополучие семьи должны волновать социального педагога, поскольку в таких семьях находится ребенок. Соответственно социально- педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»
Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. [Васильева Л.Л./7, с.15]
Асоциальная семья - семья, с которой взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которой нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. [Васильева Л.Л./7, с.19]
Безнадзорность детская – отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. [Васильева Л.Л./7, с.20]
Беспризорность детская – социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков места жительства или места постоянного пребывания. Причины беспризорности носят социально – экономический характер. Беспризорность возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений влекущих за собой социальное сиротство детей. [Васильева Л.Л./7, с.22]
Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. [Васильева Л.Л./7, с.23]
Вредные привычки - навязчивые, ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии. [Васильева Л.Л./7, с.29]
Группа риска – группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической дезадаптации. [Васильева Л.Л./7, с.31]
Девиантное поведение – действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям. [Васильева Л.Л./7, с.38]
Девиантное развитие личности - отклоняющееся психическое развитие, закономерно приводящее в итоге к поступкам, противоречащим морали или праву, например, к пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству, преступлениям против личности, достоинства, здоровья людей. [Васильева Л.Л./7, с.38]
Девиация – отклонение от некоторой нормы, которая установлена в данном обществе (социальной группе). [Васильева Л.Л./7, с.36]
Дезадаптация социальная – использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации. [Васильева Л.Л./7, с.46]
Дезадаптация школьная – вид социальной дез аптации школьника, при которой оказывается невозможным обучение по программе, соответствующей интеллектуальным способностям ребенка, или пребывание в школе согласуется с принятыми дисциплинарными нормами. Дезадаптация школьная проявляется в противоречивых отношениях, между целью и результатами, намерениями и деяниями, замыслами и воплощением, побуждениями к их действию и их итогам. [Васильева Л.Л./7, с.48]
Защита детства – система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания. [Васильева Л.Л./7, с.31]
Опека - одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов. [Васильева Л.Л./7, с.53]
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [Васильева Л.Л./7, с.59]
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [Васильева Л.Л./7, с.62]
Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека напротяжении всей жизни. Предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления человека (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Термин «социализация» заимствован из политэкономии. [Васильева Л.Л./7, с.64]
Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям. [Васильева Л.Л./7, с.72]
Социальная педагогика (по определению А. В. Мудрика) – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях для которых воспитание не является основной функцией. Термин «Социальная педагогика» введен в XIX веке Ф.А. Дистервегом. Предмет социальной педагогики - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно – ценностной ориентации человека. [Васильева Л.Л./7, с.10]
Социальная работа – новый для России вид практической помощи населению, официально существующий с 1991 г. В настоящее время социальная работа проводится, как правило, в форме помощи инвалидам и престарелым, одиноким и больным людям – путем прикрепления муниципальными органами опеки социального работника к лицу, не имеющему возможности самому обеспечить себя жизненно важными ресурсами, продуктами питания, предметами первой необходимости и пр. и не имеющему близких родственников для ухода за ним. Как правило, социальный работник ухаживает (покупает продукты, готовит, убирает и др.) за несколькими подопечными, навещая их один – два раза в неделю. [Васильева Л.Л./7, с.13
Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества. [Васильева Л.Л./7, с.23
Социальное воспитание – создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. [Васильева Л.Л./7, с.11
Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении родительских обязанностей. Социальные сироты – это особая социально – демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально – экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях. [Васильева Л.Л./7, с.72]
Социально – педагогическая деятельность - это системообразующий компонент социального воспитания, средство социализации личности, ее адаптации современным условиям жизни, включение в социальную жизнь общества и решение социальных проблем индивида, семьи, социальных групп. [Васильева Л.Л./7, с.8
Социально – педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. [Васильева Л.Л./7, с.8
Социально – педагогическая помощь – система социально –педагогических мер, обеспечивающих такие психолого – педагогические условия жизнедеятельности ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности. [Васильева Л.Л./7, с.12]
Социально – педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. [Васильева Л.Л./7, с.13]
Социально – педагогическая реабилитация детей и подростков – их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений),
способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта. [Васильева Л.Л./7, с.81]
Социальность - личностное качество, характеризующее меру развития человека как общественного существа. Выражается в уровне овладения знаниями и умениями, а также другими элементами накопленного в обществе социального опыта. Проявляется через способность индивида реализовывать свой духовно – культурный потенциал в процессе совместной с другими людьми деятельности. [Васильева Л.Л./7, с.67]
Среда социальная - вид среды, окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности.
Трудная жизненная ситуация - ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. [Васильева Л.Л./7, с.79]
Информация о работе Понятие социально опасной семьи и ее характеристика