Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:38, контрольная работа
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие приемной семьи………………………………………………….5
Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью……….8
Содержание ребенка, переданного в приемную семью………………10
Характеристика технологии социальной работы приемной семьей…12
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы……………………………………
- сохранность
закреплённого (при наличии
Кроме этого правовое направление включает в себя выяснение потребностей приёмных родителей в различных видах помощи.
По результатам обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, переданных в приёмную семью, предоставляется в отдел опеки и попечительства акт обследования с заключением по результатам проверки.[5; 128]
Методы социально-правового направления:
· консультация;
· беседа;
· инструктирование;
· убеждение;
· лекторий.
На данном направлении специалист по социальной работе выполняет охранно-защитную функцию, которая включает в себя правовую поддержку приёмной семьи, обеспечение её социальных гарантий, помощь в создании условий для реализации её прав и свобод совместно с отделом опеки и попечительства; и координационную - установление и поддержание связей, объединение усилий педагогов и специалистов образовательного учреждения, работающих с приёмными семьями.
Целью социально-
Содействие в организации совместной деятельности - формирование и развитие системы взаимопомощи семей в воспитании и занятиях с детьми:
- создание семейных клубов;
- проведение
семейных праздников с
- обогащение совместного досуга экскурсиями и поездками.
Доверительные партнёрские отношения между приёмными родителями и образовательным учреждением, которое посещает ребёнок развиваются поэтапно.
Первый этап - трансляция приёмным родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между педагогами и приёмными родителями с самого начала складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Нередко приёмные родители в повседневном общении с ребёнком упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Данный этап позволяет «переставить акценты» в отношении к ребёнку.
Второй этап - трансляция приёмным родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (например, о развитии отношений ребёнка со сверстниками).
Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами в воспитании ребёнка. Диалог между приёмными родителями и педагогами сможет состояться только после первых двух этапов, когда на основе достигнутой доверительности у приёмных родителей возникает потребность обмениваться с педагогами результатами наблюдений, размышлений об индивидуальности ребёнка (его вкусах, поведении, привычках) дома. На данном этапе позиция педагога практическая.
Четвёртый этап - заключительный, определяющий перспективы дальнейшего сотрудничества. Для него характерно принятие совместного решения о поддержке ребёнка в его личностном развитии.
По данному
направлению специалист по социальной
работе выполняет организационно-
Целью социально-
В данном направлении специалист по социальной работе осуществляет деятельность совместно с психологом образовательного учреждения. Психологическое просвещение приёмных родителей, других членов семьи как элемент профилактики может проходить и в процессе тренингов, проводимых психологом, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуникативной компетенции членов приёмной семьи. Создание психологической службы, способной оказать помощь приёмной семье, попавшей в кризисные обстоятельства.
В целях социально-психологическо
· метод децентрации личности (эгоцентрическая ориентация взрослых заменяется социоцентрической, т.к. эгоизм взрослых часто приобретает очертания любви к своему ребёнку);
· метод реконструкции восприятия события (поменяв восприятие проблемы, клиент может в неблагоприятной ситуации увидеть добрые предзнаменования, а из ошибки сделать рациональные и полезные выводы);
· метод наблюдения (социальный работник вычленяет ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия);
· метод описания ситуации (полезен на первом этапе вхождения в семью);
· метод противоречий оценки семьи (давая внешнюю оценку семье, можно сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения её членов);
· метод ролевой игры (полезен для обучения способам взаимодействия между людьми);
· метод консультации (ценность консультаций будет выше, чем глубже мы знаем проблематику семьи).
Целью социально-медицинского направления является информирование по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий по снижению заболеваемости ребёнка, содействие в направлении в медицинские учреждения, нуждающихся в этом детей.
Задачами данного направления являются:
· пропаганда общегигиенических правил; необходимость рационального режима и сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
· ознакомление
приёмных родителей с содержанием
физкультурно-оздоровительной
· ознакомление приёмных родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка;
· привлечение приёмных родителей к составлению индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
· обучение приёмных родителей конкретным приёмам и методам оздоровления;
· ознакомление
приёмных родителей с лечебно-
Методы и
формы медико-социального
· наглядная агитация (стенды, памятки, брошюры и т.д.);
· нонсультации (групповые и индивидуальные);
· устные журналы и дискуссии (с участием медицинских работников);
· «круглый стол»;
· «дни открытых дверей» с просмотром разнообразных закаливающих процедур.
Специалисту по социальной работе на данном направлении отведена роль советника, общественного деятеля, помощника, посредника, эксперта.
Итак, к обязанностям специалиста по социальной работе в процессе социального сопровождения приёмной семьи в условиях относятся:
- способность
обеспечивать допустимое и
- умение работать в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной позиции;
- защита интересов
детей-сирот, оказание им
- изучение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, разработка программы по работе с приёмной семьёй;
- изучение психолого-
- принятие мер
по созданию безопасной и
- оказание помощи
приёмным родителям в развитии
- взаимодействие
с педагогическими и
- участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма.
Таким образом,
выделяют социально-правовое, информационное,
социально-педагогическое, социально-психологическое,
социально-медицинское
Заключение
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.
В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.
Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.
В приемной семьи необходимо создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.
Информация о работе Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью