Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ шпоры.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и  метод ПСО. Осн.права гр-н в  области СО.

ПСО –совок-ть норм, регулир-х обществ.отн-я, возникающие в связи с материал.обеспеч-м в различных формах нуждающихся в социальной поддержки граждан (материал.правоотн-я), а также тесно связанные с ними отн-я процедурного и процессуальн.хар-ра.

Предмет ПСО- это обществ.отн-я, включ-е  в себя: 1.ОО в связи с обеспечением гр-н в денежн.форме (пенсии, пособия, компенсации) 2.ОО в связи с предоставлением  помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги, предоставл-е бесплатно или со скидкой) 3.ОО процедурн.или процессуал.хар-ра.

 Метод представл-т собой сов-ть приемов и способов, при помощи кот-х гос.обеспечивает нужное ему поведение участников правоотн-й. Особ-ти метода прояв-ся в совокуп-ти определ.признаков, к кот-м относят:

- порядок установления прав  и обяз-й С-в;

- степень определенности предостав-х  прав и «автономности» действий  субъектов

- взаимоотн-я С-в правоотн-й

- наличие или отсутствие конкретной  юрид.связи м\у С-ми пр.и об-й;

- пути и ср-ва обесп-я устан-х субъект-х прав и юрид.обяз-й

Для регулирования управл-х отн-й  примен-ся императивный, а для имущественных  –диспозитивный.

В соотв-ии с К.РФ  каждому гарант-ся С.О. по возрасту , в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в др.случаях, установл-х законом. Согласно Всеобщ.Деклар.ПЧ-каждый человек имеет право на СО и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Межд.пакт об эконом, соц. и культ.правах Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Соглашение о пенсион.обесп-ии в рамках СНГ предусматривает СО в случае труд.увечья если трудов.деят-ть проходила в разных странах идр.

 

2. Понятие и виды правоотн-й по соц.обеспечению. Общ.хар-ка элементов правоотн-й. Комплексный анализ правоотн-й в сфере СО дан Р.И. Ивановой – это урегулиров-е нормами права фактические отн-я по поводу предоставления ден.выплат, услуг, льгот, возник-е м\у гос.органами и физ.лицами, имеющими право на них.   В зависимости от того, результатом реализации какой нормы явл-ся правоотн-я, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Централ.место занимают материальн.правоот-я- это обязат-ва возмездно-неэквивалентного  и бесплатного хар-ра по поводу предоставления пенсий, пособий и услуг. В рамках обязательн.соц.страх-я склад-ся неск-ко самост.подсистем матер.прав-й: 1.по поводу пособий-  по безработице, по времен.нетрудосп-ти, по беременности и родам, на ребенка и др.пособия, финанс-е из Фонда соц.страхования, в т.ч. в связи с несчастными случаями на произв-ве и проф.заболеваниями. 2.по оказанию помощи в натурал.форме: первичн.санитарн.помощь, скорая мед.помощь, лечение на дому,санаторно-курортное лечение, содержание пожилых и инвалидов и т.д. 3.по выплате труд.пенсий: по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, соц.пенсии 4.правоотн-я в связи с обеспечением военнослуж-х и др.категорий служ-х за счет федерал.бюджета составляют 3 группы: пенсионные, по поводу пособий, по оказанию услуг. 5.правоотн-я по поводу компенсаций: за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; тудоспособным граж-м, ухаживающим за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы или лицом, достигшим 80 лет; студентам, обучающимся по очной форме обучения, за время академич.отпуска за время стипендии; семьям, принявшим детей на воспитание, беженцам и вынужденным переселенцам, за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы. Процедурные и процессуальные отн-я предполагают совершение юридически значимых действий обязанным лицом: в связи с установлением юридически значимых фактов без кот-х не может возникнуть материал.отн-е (н.установление факта инвалидности); в связи с реализацией гражданином права на соц.обеспеч-е (прекр-ся принятием решения компетентным органом); в связи с обжалованием решений должн-го лица или гос.органа в администр.и судеб.порядке. Элементы правоотн-й: субъекты (физ.лицо или семья-по случаю потери кормильца; гос.органы: орг.соц.защиты,соц.пенсион.службы отдел.министр-в и ведомств, органы службы занятости, орг.здравоохранения, орг.народного образования), объекты (конкретные блага в виде денежных выплат(пособий, пенсий, компенсаций и пр), услуг или льгот), содержание(пр.и об-ти С-в), юридич.факты(объективн.обст-ва с кот-ми связано возникновение, изменение или прекращение правоотн-й). 

 

3.Функции ПСО.

Сущность СО наиболее рельефно проявл-ся в его функциях: 1.Экономическая ф. заключается в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнит.расходов при наступлении определ.жизнен-х обстоятельств, а также оказании минимальной денеж-й или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источники финансир-я-гос.внебюдж.фонды соц.назначения (это пенсионный, занятости, обязат.мед.страхования, соц.страхования, соц.поддержки). 2.Политическая ф. способст-ет поддержанию соц.стабильности в обществе, в кот-м имеются значит.различия в уровне жизни различных слоев населения. 3.Демографич.функция призвана стимулировать воспроиз-во народонаселения 4.Социально-реалибитационная ф.направлена на восстановление общественн.статуса нетрудоспос-х гр-н и др.социально слабых групп населения.

 

4.Принципы ПСО.

 Это руководящие идеи, определ-е сущность и  развития прав.норм в пределах ПСО или его институтов. Система осн-х принципов ПСО вкл-ет в себя: 1.общправовые, свойств-е всем отраслям права (гуманизм, демократизм, пр.соц.справед-ти), 2.межотраслевые, отраж-е общ.черты неск-х отраслей (СО за счет страх.платежей и из федерал.бюджета, гос.защита материнства и детства и т.д.) 3.отраслевые, хар-е специфику конкретн.отрасли (доступность, всеобщность СО, добровольность, приоритетность предоставления соц.услуг несоверш-м) 4.внутриотраслевые, касс-ся отдел.институтов (адресность, солидарность, каждый имеет право на гос.пенсион.обеспечение в случае утраты трудосп-ти вследствии старости, инвалидности, при потери кормильца и в иных случаях). В качестве осн.отрасл.принципов в лит-ре выд-ся: 1.всеобщность права на СО(К.РФ устанавл-т равную и одинаковую для каж-го возм-ть при наступл.соц.-знач.обстоятельств получать определ.виды соц.выплат или услуг и не органичивает ее по признакам расы, пола, национальности, языка и др.условиями. На равных основаниях с гражданами РФ право на СО имеют постоянно прожив-е иностран.гр-не. Развитием данного принципа служит совершенствование системы гос.пособий гр-м, имею-х детей, а также предоставление пособия по времен.нетрудостпособности независимо от ее причины. ) 2.дифференциация условий СО, м.осущ-ся в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр), природно-климатической зоны, продолжительности труд.стажа, причин нуждаемости и других факторов 3.комплексность, т.е гарантированность СО при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установл-х законом.(выражает идею об обеспечении всех случаев, кот-е перечислены в конвеции МОТ «О мин.нормах СО: болезнь, безработица, старость, труд.увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца,нуждаемость в мед.помощи). дан.перечень служит главным ориентиром при организ-ции нац.систем СО. В ФЗ «об основах ОСС» установлен перечень из 9 страх.случаев при наступлении кот-х пред-ся 1 или нес-ко видов обяз.соц.страхования. Больш.соц.опасность составляет бедность, основное средство защиты от бедности –соц.помощь. В ФЗ «о ГСП» указаны след.виды соц.помощи: соц.пособие, субсидия, компенсация. 4.адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека (означает что многие виды СО должны предоставл-ся независимо от уровня прежней зар.платы в размерах, достаточных для удолетворения маериально-бытовых и культурных запросов граждан.)

 

5. Источники  ПСО -это внешние формы организации его содержания, кот-е существует в определенных нормативных документах. Такие нормативн.докуметы м.содержать только нормы ПСО (н.З.о туд.пенсиях), либо состоять из норм различных отраслей права (Положение о федер.гос.службе). Классификация источников ПСО. По юридич.силе: 1.международно-прав.акты (декларации, конвенции, соглашения м\у странами СНГ) 2.Коституция РФ 3. кодифицированные акты и основы (ТК, Основы закон-ва РФ «Об охране здоровья граждан»). 3.федеральные законы (ФЗ о прожит.миниуме в РФ, ФЗ об обязател.пенсион.страховании, о трудов.пенсиях). 4.подзаконные акты (указы Презид-та: «о неотложных мерах по улучшению ПО граждан РФ», «о компенсационной выплате малообеспеч-м категориям пенсионеров», постановления Правит-ва- ими утверж-ся программы по содействию занятости населения, по обеспечению бесплатн.мед.помощи) 5.ведомственн.акты (акты Министерства труда и соц.развития РФ, Пенсион.фонда РФ, Фонда соц.страхования) 6.Законодат-во С-в РФ 7.Закон-ва ОМСУ 8.локальные акты (соглашения, коллективные договоры). По сфере действия законы могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Разновидность классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на кот-х распрострн-ся отдел.нормы ПСО. Речь идет о дифференциации ПСО в завис.от объективн.произв.факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо с учетом субъективн.особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые).

Т.к. нет единого кодифиц-го акта регулир-го отн-я в области  СО, главная роль в регулировании этих отн-й принадлежит законам.

 

6.Виды СО: понятие,  классификация, общ.хар-ка.

1.пенсия. Андреев писал, что пенсии можно отличать от иных платежей по 3-м признакам. Это платежи 1)в старости и при нетрудоспособности, кот-е назн-ся , когда лицо освоб-ся от обяз-ти трудиться, либо не может трудиться по сотоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца 2)из гос.казны или спец.фондов 3) за прошлую службу или иную деят-ть. Легал.опр.пенсии нет. Определение дается относительно к соответств-му виду пенсий. Прежде всего это платеж, связанный с прошлой труд.деят-тью, функция возместить утраченный заработок.  Основания для предоставления пенсий, устанавл-ся законом: старость, инвалидность, потеря кормильца. Трудов.пенсия- ежемесячн.выплата с целью компенсации гражданам з\пл или иного дохода, которые получали застрахованные лица в связи со старостью, инвалидностью или потерей кормильца.   П.поЗ. «о гос.пенс.обесп-ии» -ежемесячная гос.ден.выплата, право на получение кот-й связано с прекращ-м гос.службы, либо связано с компенсацией вреда нанесен-го здоровью гр-н при прохождении воен.службы, в рез-те радицон-х или техногенн-х катастроф,  в случае наступления инвалидности или потери кормильца(для определ.категорий лиц). Виды пенсий по гос.пенс.обесп-ю: п.за выслугу лет, п.по старости, п.по инвалидности, соц.пенсия(ежемесячная миним.помощь, предоставл.из фед.бюджета престарелым и нетрудосп-м лицам, не имеющим пр.на к-л труд.пенсию).

2.пособия. Все пособия имеют строго целевое назначение. М.назнач-ся с целью замещения утраченного по уваж.причине заработка (п.по врем.нетруд-ти, по беременности и родам, по безработице), с целью частичного возмещения дополнительных расходов (единовременное пособие при рождении ребенка ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижении 1,5 лет, пособие на санаторно-курортное лечение). Источник финансирования-средства внебюджетных фондов социального страхования. Военнослуж-м и приравн-м к ним субьектам пособия по времен.нетруд-ти, по б.и родам и др.выплач-ся из средств фед.бюджета.

3.услуги. Н. предоставление бесплатных мед.услуг в рамках ОМС из средств ФОМС, предоставление социал.услуг.

4.компенсации. Это возмещение гражданам произвед-х ими расходов, установл-х законодательством. Законодат-м установлены компесации, предоставляемые в качестве осн.источника средств существавования независимо от материал.и имущ.положения семьи. К ним отн-ся компенсац.выплаты: лицам, работающим по труд.договору и женщинам военнослужащим, нах-ся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; неработающ.трудоспособн.лицу, осуществ-му уход за инвалидом в возрасте 16 лет; работникам, нах-ся в отпусках без сохранения з\пл в связи с вынужденным временным прекращ-м работы организаций; др.виды. Источником финансирования явл-ся средства бюджетов различных  уровней.

 

9.Организационно-прав.формы  СО. Понятие и классификация.

Осуществление констит.права  на СО м.б.организованно в разных формах, кот-е принято разграничивать по след.признакам: круг обеспеч-х; источники и способы формирования фондов для финансирования соотв-х мероприятий; виды обеспечения; система органов, предоставл-х СО. С учетом данных признаков выдел-ся след.формы: 1.обязательное социальное страхование(ОСС). «З.об основах ОСС». ОСС-форма организации осуществления застрахованными лицами пр.на СО в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, труд.увечья или проф.заболевания, безработицы, инвалидности и др.обстоят-в установл-х законом.

социальный страховой  риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с  наступлением которого возникает обязанность  страховщика осуществлять обеспечение  по обязательному социальному страхованию;

Суть ОСС состоит  в разложении соц.риска м\у работодателями, наемн.работниками и др.занятыми лицами, подлеж-ми ОСС и государ-м. Причем утрата заработка и др.обстоят-ва м.б. отнесены к категории соц.риска  и охвачены ОСС только в том  случае, если они вызваны социально-значимыми причинами(уважительными). Признаки: 1)обязат. И всеобщ.хар-р-Конв.МОТ о миним.нормах СО. 2) сочетание видов обязат.и добровол.страхования 3) обязательное финансовое участие застрах-х лиц и работодат-й о формировании средств за счет кот-х происходит обеспеч-е 4) многообразие видов СО в рамках соц.страхования. Для финансир-я ОСС на федеральном и локальных уровнях созданы централизованные фонды. К федеральным относят: ПФ, ФСС, ФОМС, Гос.Ф.занятости населения РФ. Они образ-ся за счет средств страх.взносов работодателей, различных групп занятого нас. и дотаций гос. 2.государственная соц.помощь. «З. о прожиточ.миниуме в РФ», «З.о гос.соц.помощи». Это комплекс  мероприятий, направл-х на предотвращение нуждаемости чел-ка. Субьектами соц.помощи признаються малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления соц.выплат или услуг- уровень индив.или среднедуш.дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного миниума семья считается малоимущей и имеет пр.на соц.помощь. Финансир-е осущ-ся за счет средств гос.и местн-х бюджетов. Величина прожит.миниума опрел-ся Правит-м РФ и орг.испол.вл. субъектов РФ ежеквартально на основании потребит.корзины(минимал.набор продуктов питания, непродоволств.товаров и услуг, необх-х для сохранения здоровья чел-ка и обеспеч-я его жизнед-ти). Основания предоставления помощи: нуждаемость чел-ка (н.инвалидность, землятресение, вооруж.конфликт) 3.СО за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов: гос.служащих, военнослуж-х, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, гос.без-ти, нал.полиции и членов их семей, а также др.категории служ-х с учетом специф.хар-ра их деят-ти. Средства на финансирование данн.лиц перечисляются в федеральные фонды соц.страхования или выделяются соотв-м министерствам из бюджет РФ.

 

10. Фин система  гос.соц.обеспечения.

Средства на выплаты труд.пенсий, соц-страх.пособий , мед.помощь концентрируются в внебюджетных фондах соц.страхования. Оказание соц.помощи, соц.обслуживания, предоставление  льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней. Внебюдж.фонды это самост.финансово-кредитные уреждения. Ден.сред-ва фондов находятся в  гос.собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субьектов РФ и АТО, изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет страх.взносов работодателей, различных групп занятого нас. и дотаций гос. Тарифы страховых взносов в фонды устанавл-ся ФЗ-ми ежегодно. ПФР производит: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на все виды пенсий и др.выплаты;организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР, межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР предназначены  для выплаты всех видов гос.пенсий, в т.ч. лицам, выезжающим за пределы  РФ на постоянное жительство и другие мероприятия, связанные с деятельностью  фонда. Государствен.фонд занятости населения РФ (ГФЗ) представляет собой сов-ть федерал.части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субьектах федерации. Средства ГФЗ направляются: на выплату пособий по безработице; компесации материал.затрат гражданам по переезду в другую местность по предложению службы занятости; на оказание материал.или иной помощи членам семьи безработного, нах-ся на его иждивении; на оплату периода времен.нетрудоспособности безработным гражданам; на возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным. Для реализации гос.политики в области обязат.мед.страхования созданы федерал-е и территор-е фонды обяз.мед.страхования (ФОМС).  Средства кот-х используются : для осуществления мероприятий по разработки целевых программ, обеспеч-я проф.подготовки кадров, проведения науч.исследований, развития материально-технич.базы учреждений здравоохранения, финансирование мед.учреждений, представл-х помощь при социально-значимых заболеваниях, оказания мед.помощи при массовых заболеваниях и др. Фонд социального страхования (ФСС) предназначен для: выплаты пособий по врем.нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий жен-м, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовремен-х пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет, пособия на санаторно-курортное лечение и некот.др.цели.

Информация о работе Право социального обеспечения