Предмет социологии религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Цели: выявление и закрепление теоретических знаний о социологии религии. Выявление умений самостоятельно работать с конкретными материалами и применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Предмет социологии религии………………………………………...4
Социологические теории религии……………………………………5
Функции религии……………………………………………………...8
Основные структурные элементы религии………………………….9
Типы религиозных организаций…………………………………….10
Современное социологическое изучение религии…………………11
Практическая часть…………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………...16
Библиографический список…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

sotsiologia.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..3

Предмет социологии религии………………………………………...4

Социологические теории религии……………………………………5

Функции религии……………………………………………………...8

Основные структурные  элементы религии………………………….9

Типы религиозных организаций…………………………………….10

Современное социологическое  изучение религии…………………11

Практическая часть…………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………...16

Библиографический список…………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цели: выявление и закрепление  теоретических знаний о социологии религии. Выявление умений самостоятельно работать с конкретными материалами  и применять полученные теоретические  знания в практической деятельности.

Задачи: рассмотреть социологию религии как науку, занимающуюся изучением религии как элемента социальной системы и неотъемлемой части общества. Проанализировать полученные данные и сделать на их основе самостоятельные  выводы.

Актуальность: данная тема актуальна  в наши дни, поскольку мы живем  в поликультурной, а значит, и  многоконфессиональной среде. Мы должны научиться воспринимать людей с  их взглядами на религию и контактировать с ними на высоком культурном уровне.

Объект исследования: социология религии.

Предмет исследования: религия  как элемент социальной системы.

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии  должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в  себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным  аспектам человеческого бытия, и  вместе с тем функционирует в  обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими  социальными институтами, позволяет  с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества.

В задачи социологии религии  изучение религии как социального  феномена, особенностей функционирования религии в обществе, структуры  и элементов религиозного комплекса, типологии религиозных организаций, общественных функций религии, современной  религиозной ситуации и тенденций  развития современных религий, социологических теорий религии.

Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся  в том, что при исследовании ее функций как социального института  необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся  к культурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа религии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих.

Социологи полагают, что  возникновение и существование  религии во всех без исключения обществах объясняются стремлением человечества не только найти ответы на такие фундаментальные проблемы собственного бытия как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и т.д., но и сформировать вместе с тем сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности.

 

 

Теоретическая часть

Предмет социологии религии

 

Социология религии –  это отрасль социального значения, предметом которой является религия как элемент социальной системы и один из важнейших факторов жизни общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Р.Л. Джонстоун определяет религию как систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

Таким образом, понятие священного, или сакрального, является смысловым  центром всякого исследования религии. Противоположностью сакральному выступает профанное, т.е. рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. В основе религиозности как социального феномена лежит способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сакрального и профанного и поддерживать дистанцию между ними.

Специфика социологического изучения религии заключается в  том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции  она выполняет в обществе, почему она возникает и существует, что  заставляет людей объединяться в  религиозные группы. Социологию религии  интересует, почему одни религиозные  группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом, социальные институты. Почему в кризисные моменты  жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и  возникновение многочисленных новых  религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение  к религиозным институтам и вере как таковой. Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной традицией и непосредственным религиозным опытом верующих, а также специфику представлений о сакральном в различным обществах и культурах.

Социология религии лежит  на стыке двух областей знания: она  является частью социологии и в то же время одной из религиоведческих наук. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Социология религии – одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, кросс-культурный сравнительный анализ, контент-анализ, анализ письменных источников.

 

 

Социологические теории религии

 

Религия – особая форма  осознания мира, обусловленная верой  в существование сверхъестественного  и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера – основной признак и  элемент любой религии. Религия  включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых  действий и объединение людей  в организации (религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных  текстах, по убеждению сторонников  религии либо продиктованных непосредственно  Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии  высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

В социологии религии сложились  и существуют сегодня несколько  более или менее равноценных  и взаимодополняющих друг друга  направлений. В основе каждого из них лежит то или иное общее  представление о характере социологической  реальности и исходном принципе ее объяснения. Развитие социологии религии  идет в общем русле смены парадигм в социологической мысли XIX - XX вв.

Вплоть до конца XVIII в. трудно было говорить об интегрирующей функции  религии. Европейское средневековье  и начало нового времени полны  многообразных конфликтов на религиозной  почве. Реформация привнесла в столкновения на религиозной основе такую остроту, что для достижения хотя бы относительного мира и спокойствия в обществе оказалось необходимым разграничить сферы влияния церкви и государства, изыскать средства противодействия религиозной нетерпимости и фанатизму. Социальные теоретики этого времени, такие, как Гоббс, Локк, Юм отнюдь не видели в религии такую силу, которая по самой природе своей, однозначно благотворна для общества, несет с собой умиротворение, стабильность. Напротив, Гоббс в своих трудах анализирует опасные для общества, разрушительные силы, заключенные в религии.

Идеологи поднимающегося к власти "третьего сословия" видели в конкретной религии часть феодальной системы, ее опору, препятствующую переменам, защищающую статус кво. Радикальная  критика религии этого времени  в лице французских просветителей (Гольбах, Дидро) призывали упразднить религию и поставить на ее место  разум и мораль. Более умеренное  направление Просвещения признавало социальную полезность религии, исходя из того, что никакое общество не может существовать без того, чтобы  его центральные институты признавались неприкосновенными. Проблема, однако, заключалась в том, что та конкретная конфессионально организованная религия, которая была реально представлена в событиях европейской истории  нового времени, была скорее источником споров и социальных конфликтов, нежели гарантом мира и безопасности. А  значит, нужно было найти для религии  такое место в обществе и определить условия ее деятельности, при которых  она не представляла бы угрозу социальному  порядку.

Локк видел единственную возможность совместить религию  и социальный мир в отделении  религии от государства как частного, предоставленного решению индивида дела. Государство должно охранять имущество граждан и способствовать его приумножению, а церковь –  сугубо добровольное объединение, создаваемое  теми людьми, которые хотят совместно  почитать Бога, в которого они верят.

Другой вариант решения  этой проблемы видел Руссо. Он предложил "гражданскую религию", в которой  дело идет не о религиозных догматах в собственном смысле, но о чувстве  общественности, без которого невозможно быть ни хорошим гражданином, ни верным подданным. Догматы этой гражданской  религии просты и немногочисленны, это триада деизма: существование  Бога, бессмертие и добродетель – "святость общественного договора и законов". Тот, кто не принимает  эти догматы, не верит в них, должен быть исключен из общества, но не как  безбожник, а как "человек противообщественный, неспособный искренно любить законы".

От мысли о том, что  религия поддерживает в обществе устойчивость и гармонию, одинаково  исходили как самые радикальные  критики религии (Фейербах, Маркс), так  и те социальные мыслители, которые, подобно О. Конту, а вслед за ним  и Э. Дюркгейму видели в религиозных  представлениях основу единства и тем  самым жизнеспособности общества. Только Маркс полагал, что религия является порождением "превратного мира" и защищает его, будучи сама "превратным сознанием", тем, что представляет этот "превратный мир" как божественное установление, в котором ничто  не случайно и все, в конечном счете, к благу. Религия выступает как  иллюзорное восполнение действительного  бессилия человека. Религия – порождение классового антагонизма, который она  стремится затушевать, вместо того, чтобы способствовать его революционному преодолению. Таким образом, в марксистском религиоведении в качестве главной  функции религии выделялась функция  иллюзорно-компенсаторная.

В отличие от Маркса О. Конт пришел, в конечном счете, к заключению, что общество, пришедшее на смену  феодальному в результате революционных  потрясений и наполеоновской эпохи, не сможет существовать без религии, только не католической, а новой  религии, основанной на культе человечества как единого "Великого существа".

Но наиболее показательна в этом отношении теория Э. Дюркгейма. Видя в религиозных представлениях основу единства общества, он постулировал источник религии, не зависящий от существования  или не существования Бога, а в  качестве главной функции религии  – функцию интеграции общества.

В исследованиях М. Вебера представлено другое направление социологии религии, в котором на первом плане  стоит религия в контексте  изменения и преобразования социальных систем. Долгое время в академической  социологии доминировал интеграционистский подход к религии. Однако интерес  к Веберу и его методологии  был возрожден, когда интеграционистский подход подвергся критике за односторонность  – исключительное внимание к институтам, обеспечивающим целостность и стабильность общества, и игнорирование конфликтов и дезинтегративных тенденций, связанных  с религией. В послевоенный период в социологии религии разрабатываются  оба эти направления – религия  как фактор социального изменения  и религия с точки зрения конфликтологической  теории.

Еще одно направление, оказавшееся  достаточно плодотворным, – возрождение  эволюционистского подхода к  изучению религии. Оно впитало в себя обе традиции: как идущую от Дюркгейма, так и от Вебера.

Рассматривая религию  в разных аспектах, обозначенные выше направления дают возможность достаточно полно раскрыть функции религии  на макросоциологическом уровне, т.е. имея в виду общество в целом.

 

 

Функции религии

 

Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал основной социальной функцией религии то, что  она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов. Согласно Дюркгейму, главную роль здесь играет совместное выполнение ритуалов всеми членами  сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды снова и снова переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального  и профанного.

Другой видный антрополог и социолог, Б. Малиновский, интерпретировал  магические ритуалы архаических  обществ как специфический социальный инструмент контроля над жизненно важными  обстоятельствами, которые остаются вне досягаемости обычных средств социального контроля. Исследуя жизнь архаических племен Тробрианских островов, Б. Малиновский обратил внимание на то, что магическими ритуалами сопровождались наиболее опасные и непредсказуемые в отношении исхода предприятия, в то время как более обыденные и прогнозируемые действия члены племени осуществляли, не прибегая к выполнению ритуалов. Отсюда он сделал вывод, что ритуальная практика выполняет функции психологической мобилизации членов общины и снятия тревоги и страха перед непредсказуемыми и опасными природными силами.

Информация о работе Предмет социологии религии