Природное и социальное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Человек есть существо биосоциальное. Он является частью природы и в то же время неотделим от общества. Биологическое и социальное в человеке слито воедино, что в дальнейшем формирует его, как личность. Каждый человек способен вести определенную деятельность, в ходе которой он идет к своим целям и подчиняет себе объекты и субъекты не без помощи общества.
В пример можно привести индивида, так как он обладает определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Содержание

Введение 3
1.Понятие « человек » в социологии 4
2.Социально- практический подход к возникновению человека 7
3.Соотношение природного и социального в человеке 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

социология. контрольная.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

на тему:  « Природное  и социальное в человеке »

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил студент:

                                                                            Михляева Л.Л.

                                                                            группа: 40-83     

                                                                    № зачетной книжки

       40-83-21

                                                                            Вариант № 51

                                                          Преподаватель:

                                                                            к.с.н., доцент Иванова Э.А.

                                                                           

                                       

Альметьевск – 2012г.

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3

1.Понятие « человек » в социологии                                                                   4

2.Социально- практический подход к возникновению человека                      7 

3.Соотношение природного и социального  в человеке                                    21

Заключение                                                                                                            24

Список использованной литературы                                                                   25                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

     Человек  – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

     Человек  есть существо биосоциальное.  Он является частью природы  и в то же время неотделим  от общества. Биологическое и  социальное в человеке слито  воедино, что в дальнейшем формирует  его, как личность. Каждый человек способен вести определенную деятельность, в ходе которой он идет к своим целям и подчиняет себе объекты и субъекты не без помощи общества.  
     В пример можно привести индивида, так как он обладает определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно  к конкретной ситуации. 
      В жизни человека есть множество разных путей по которым предстоит пройти. За время существования в индивиде складывается индивидуальность, а затем формируется личность при помощи общественных отношений. 
      Человек и есть общество и он его душа. В нашем мире человек делает общение, будь то разговор, жесты или же другой признак, который может указать нам, что общение присутствует с той или иной стороны. И исходя из этого вновь замыкается круг, ведь человек вновь становиться обществом, в котором присутствует каждый.

 

 

 

 

 

 

 

                       1. Понятие « человека » социологии

 

     Современный человек в сложном, противоречивом обществе

сталкивается  с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и

принятия оптимальных  решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.  Такое положение современного человека– это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

    Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых,

имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек

есть существо биологическое и подчиняется  законам природы. Как

биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к

различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо,

наделенное  психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат

биопсихологической  эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

     Социология  исходит из того, что человек  есть природное

существо, но не просто природное, а человеческое природное  существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

    Социология, стремясь объяснить человеческое  общество как

особую часть  природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает  и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются:  творчество, свобода и социальность.              Творчество – характерный признак человека. Посредством его

человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой

предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

    Свобода как существенное свойство человека неотделима от

творчества. Ибо  проявить и реализовать себя в  творчестве может лишь

свободный субъект, так же как и свобода заключается  в возможности

творчества. Свобода  состоит в выборе между двумя  несколькими возможностями.

      Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной  стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

    Социальность  является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить  и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

      Кроме перечисленных, существует  еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение

общества и  человека,  изучает  также и  возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

       С точки зрения социологии, человека можно определить как

общественное  существо, которое своим деятельным отношением к природе

реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социально – практический  подход к возникновению человека

      Его существо в том, что человек рассматривается в органической связи с обществом. Нет ни общества без человека, ни человека без общества. Общество и человек возникают рука об руку. Тот путь, который ведет к становлению общественного человека — практическая деятельность. Сторонники такого понимания возникновения человека являются последователями трудовой теории происхождения людей. Основные положения этой теории мы сейчас и рассмотрим.

Становление человека и  общества происходит не на пустом месте. Ему предшествует длительная эволюция животного мира, которая ведет к появлению предшественника и человека и современных человекообразных обезьян. Такой предшественник обладал рядом свойств, делавших его высшим представителем животного мира. К ним относится прежде всего развитый биологический организм. Предок человека обладал органами, которые он целесообразно использовал для удовлетворения своих потребностей. Передние конечности — это естественное средство достижения целей, в основе которых лежали биологические запросы. Работа передних конечностей регулировалась развитой нервной системой, которая целиком подчинена поддержанию равновесия животного с внешней средой.      Связь животного с внешним миром контролировалась головным мозгом и направлялась его потребностями. В свете своих потребностей предок человека воспринимал мир и выделял в нем те предметы, которые имели для него биологическое значение. Биологически значимое для животного служило ориентиром в его поведении. Приспособление к окружающей среде у предка человека достигло определенного совершенства, что выразилось в том, что он мог выделять и те природные явления, которые не имели для него непосредственного биологического значения, но которые сигнализировали ему о наличии пищи или угрозы. Тем самым в психике животного формировались достаточно сложные связи между биологически значимыми и сигналами о возможной опасности или добыче. Вследствие этого у животных складывается достаточно сложное поведение, подчиненное таким влечениям, как самосохранение, пищевой, половой и родительский инстинкты. В этом поведении присутствует элементарное мышление, которое еще слито с самой жизнедеятельностью животного, не переведено в знаковую систему и не осознано им.

Огромное значение для самосохранения обезьян имел стадный образ жизни. Стая требует определенного согласования в поведении ее представителей. Между обезьянами складываются сложные отношения. Эти отношения затрагивают их половую и родительскую жизнь. Средствами в этой совместной жизни выступают мимика, жесты, звуковые сигналы и т.д. Все они — выражение психического, эмоционального состояния животных. И одновременно они – сигналы для окружающих, которые приходилось учитывать стае. Команды вожака имели особое значение.

Но и жесты, и мимика, и звуковые сигналы являлись выразителями лишь биологически значимого. И поэтому они оставались слитными с организмом животного, были его индивидуальным достоянием, которое, правда, приобретало уже и значимый для стаи характер.

Как ни велик прогресс в жизнедеятельности  предка человека, между ним и человеком — громадная разница. Во-первых, человек располагает средствами труда, которые используются для достижения общественных целей. Средство подчеркивает значимость цели. Разнообразие средств в достижении цели указывает на то, что к ней возможны различные подходы и в ней содержится устойчивое идеальное содержание, которое как закон определяет способ и характер действия людей. Общественные же цели своим источником имеют общественные потребности. Их специфика в том, что они поддерживают совокупность материальных и духовных ценностей. Вследствие этого они и качественно и количественно могут меняться.

Во-вторых, практическое использование  средств для достижения цели, отбор  из совокупности имеющихся наиболее эффективного средства предполагают осознание как самой цели, так и средства, а также их соотношения. Трудовой процесс изначально включает в себя представление о той вещи, которая должна быть получена в его конце. Само же сознание представляет собой осознание социальной значимости различных вещей для удовлетворения общественных потребностей, и оно состоит в совокупности таких социальных значений, которые образуют, в сущности, внутреннюю предметность человека. Но как совершается превращение обезьяны в человека, благодаря чему бессознательное существо становится разумным?

Главную роль в этом процессе играет выработка первых орудий труда. Присоединяя  к передним конечностям естественные предметы, предок человека многократно бросал их и снова брался за них, чтобы выжить в борьбе за существование в менявшихся природных условиях. Такие естественные предметы оказывались полезными для жизнедеятельности и значимыми для удовлетворения его потребностей. Использование природных тел в конце концов завершилось как адаптацией передних конечностей к вырабатываемым орудиям труда, так и изменением самих природных тел в соответствии с возможностями рабочих органов формирующегося человека.

Информация о работе Природное и социальное в человеке