Проблема достоверности при проведении анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать метод анкетного опроса, сферу его применения и выявить сложности и проблемы, возникающие при его использовании.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить опрос, как метод исследования и анкетирование как разновидность опроса.
2. Проанализировать технику проведения анкетирования.
3. Выявить проблемы достоверности при проведении анкетного опроса и сделать выводы по общей эффективности метода анкетирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Курсовая  работа посвящена теме: проблемы достоверности  при проведении анкетирования.

Актуальность работы заключается в том, что сегодня  анкетный опрос и вообще опросные методы являются ведущими методами исследования и применяются наиболее часто. Это связано, в частности,  с тем, что анкетирование не требует углубленной подготовки и наименее затратно, по сравнению с другими методами исследования. Но, следует также отметить, что этот же метод дает и значительную погрешность в результате, что делает его применение хоть и доступным, но, зачастую, мало эффективным. Поэтому вопросы достоверности при проведении анкетирования играют в данный момент ключевую роль.

Цель курсовой работы – проанализировать метод анкетного  опроса, сферу его применения и  выявить сложности и проблемы, возникающие при его использовании.

Объектом исследования является метод анкетного опроса.

Задачи исследования следующие:

1. Изучить опрос, как метод исследования и анкетирование как разновидность опроса.

2. Проанализировать технику  проведения анкетирования.

3. Выявить проблемы  достоверности при проведении  анкетного опроса и сделать  выводы по общей эффективности  метода анкетирования.

Предмет исследования – достоверность анкетирования.

Первая глава рассматривает  опрос, как метод социологического исследования, его историческую ретроспективу  и выделяет анкетирование, как вид  опроса.

Вторая глава посвящена  изучению и анализу техники проведения анкетного опроса, а именно таким этапам как разработка анкеты, проведение опроса и обработке и анализу результатов.

Третья глава непосредственно  рассматривает проблему достоверности  при проведении анкетирования. В  ней анализируются ошибки исследователи  и проблемы, влияющие на достоверность анкеты, а так же эффективность анкетирования и способы его совершенствования.

При написании данной работы были использованы работы следующих  авторов: работа Ворожцовой Л.А. «Анкетирование, как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг»1, в которой рассматриваются механизмы проведения анкетирования в образовательной сфере, но которые эффективно можно переложить на другие социальные сферы, статья Е.П.Голубкова «Исследование рынка»2. Так же работа Пола Шварца «Лицом к потребителю: проведение полевых работ»3, в которой описаны все этапы проведения анкетирования дан краткий анализ каждого из них с точки зрения использования анкетирования в сфере продавец-покупатель.

 

ГЛАВА 1 ОПРОС, КАК  МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Историография метода

В 20-е годы в США были разработаны  и быстро вошли в моду количественные стандартизированные опросы. Сфера возникновения количественных опросов изначально не имела ничего общего ни с теоретическими трудами социологии, ни с первыми эмпирическими исследованиями. Массовые опросы с момента своего возникновения имели в основном не просто прикладной, а коммерческий характер. В те же годы были предприняты первые попытки количественного изучения аудитории.

Разработка и внедрение метода массовых опросов явились крупным технологическим достижением, на основе которого в развитых странах сформировалась целая экономическая отрасль, ставшая неотъемлемым элементом современного общества. Значение и финансовая мощь этой отрасли существенно возросли с тех пор, как на основе массовых опросов стали проводиться регулярные маркетинговые исследования, ставшие мощным  источником финансирования.

Метод стандартизованных опросов стал крупной составной частью системы социологического образования и академической социологии. Результаты стандартизованных опросов естественным образом оказались массивами информации, чрезвычайно удобными для осуществления различных математических операций, в том числе и с помощью ЭВМ. Так родилась математическая социология, имевшая свои достижения, но очень сильно формализовавшая процесс социологического образования.

Технология массовых опросов и сопутствующие ей математические методы оказали огромное влияние  на социологию. Однако, возникла «...растущая неудовлетворенность исследователей поверхностью массовых опросов»4.

В 30-е годы в США  сформировалась сильная теоретическая школа, получившая название структурно-функциональной. Основными средствами эмпирической работы этой школы были: наблюдение, эксперименты, в т.ч. групповые, индивидуальные неструктурированные интервью, стандартизованные количественные опросы.

Количественные опросы нередко подвергались критике. Такая критика явно не была направлена в адрес организованных по принципу поточного производства коммерческих опросов, которые осуществлялись автономно, имели независимые источники финансирования и успешно решали ставившиеся перед ними практические задачи.

Таким образом, в 20-е годы сфера коммерческих исследований создала технологию массовых количественных опросов и распространила ее на всю социологию, и, несмотря на критику, метод количественных опросов продолжает существовать и по сей день.

1.2 Анкетирование, как вид опроса

Опрос может проводиться в форме анкетирования.

Анкетирование – разновидность  социологического опроса, где выясняются субъективные мнения людей. Письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкетирование является ведущим, универсальным методом проведения социологических и маркетинговых исследований. Анкетирование используется для сбора первичной информации и предполагает прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов. Под анкетированием социологи понимают безличную форму общения исследователей с носителями информации, при которой респонденты самостоятельно отвечают на вопросы анкеты, следуя содержащейся в ней инструкции и не вступая в непосредственный контакт с интервьюерами.

Конечной целью анкетирования  является получение данных, характеризующих генеральную совокупность. Генеральная совокупность — это все представители какой-либо группы, носители какого-либо важного признака.

Методики проведения анкетирования могут быть различны. Нерепрезентативные, или произвольные, когда опрашивают того, кто «попался под руку» интервьюеру и согласился участвовать в опросе. Эта методика дает крайне ненадежные результаты. Однако ее использование допустимо в исследованиях, носящих поисковый характер, не требующих большой точности, при проведении «пилотажа» анкеты. «Произвольность» можно компенсировать большим объемом выборки, из которой затем можно будет попробовать отобрать необходимое число «подходящих» анкет и составить уже из них репрезентативную выборку.

Личное анкетирование - при котором респондент заполняет карту опроса, пользуясь консультацией со стороны лица, проводящего опрос. Этот способ применяют в тех случаях, когда предстоит неоднократно разъяснять респонденту неясные или нечетко сформулированные вопросы анкеты. Заполнение анкет в присутствии организатора упрощает подготовку пояснительной записки, а также позволяет значительно сократить время проведения операции, исключить возможность неполного возврата анкет. Одним из минусов является то, что в условиях ограниченного времени обдумывание ответов, по-видимому, бывает не столь тщательным, как при заочном анкетировании.

При проведении телефонного опроса через компьютер из центрального офиса используется компьютеризированная анкета, предлагаемая респондентам по телефону. Компьютеризированную анкету можно заполнять, используя любые виды компьютера. Интервьюер сидит перед монитором в наушниках. Монитор заменяет, таким образом, распечатку анкеты, а наушники — телефон. По команде компьютер набирает номер респондента и соединяет. После ответа респондента интервьюер зачитывает список вопросов с монитора и вводит ответы непосредственно в компьютер.

Личные опросы в торговых центрах. «В этом случае в торговых центрах покупатели «перехватываются» при передвижении по помещению центра и приглашаются в специальные места. Затем интервьюер предлагает им ответить на вопросы анкеты аналогично тому, как это делается при опросах на дому. Преимущество опросов в торговых центрах заключается в том, что гораздо удобнее респонденту подойти к интервьюеру, чем интервьюеру идти домой к респонденту. Этот метод приобретает все большую популярность, и уже насчитывается несколько сотен постоянно действующих центров тестирования в торговых центрах США».5 Опросы в торговых центрах особенно эффективны в тех случаях, когда респонденты должны увидеть, осмотреть или попробовать товар, прежде чем предоставить какую-то осмысленную информацию.

Личный опрос с помощью компьютера. Это третий метод личного опроса, он означает, что респондент находится за компьютерным терминалом и отвечает на вопросы анкеты, отображаемые на экране монитора, с помощью клавиатуры, мыши или сенсорного экрана. Существует несколько компьютерных программ с дружественным интерфейсом, содержащих легкодоступные для понимания вопросы. Предусмотрены также опции справки и предупредительные сообщения об ошибках. Цветной интерфейс, а также увлекательность процедуры, на, ряду с другими стимулами, позволяют поддерживать интерес респондента и его готовность к сотрудничеству. Этот метод отнесен к методам личного опроса потому, что интервьюер, как правило, тоже присутствует при его проведении, выполняя роль хозяина или, при необходимости, консультанта. Тем не менее, на сегодняшний день этот метод все же не может конкурировать с традиционными методами проведения опроса с использованием отпечатанной анкеты.

Выделяют так же заочные  опросы.

Опрос по почте. При традиционном почтовом опросе анкеты рассылаются  предварительно отобранным потенциальным  респондентам. Типичный комплект для  опроса по почте включает два конверта, сопроводительное письмо, анкету и иногда вознаграждение. Респонденты заполняют и возвращают анкеты. При этом отсутствует вербальный контакт между интервьюером и респондентом.

Опросы по электронной  почте. Для проведения опроса по электронной  почте, прежде всего, составляется список адресов рассылки. Затем анкета вставляется в письмо и рассылается респондентам. Опросы по электронной почте имеют некоторые ограничения. Существующие технические возможности большинства программ электронной почты не позволяют использовать в анкетах программные средства логической проверки, отмены ввода символов, случайного подбора чисел. Эти факторы снижают качество данных, получаемых при опросе по электронной почте, и могут вызывать дополнительную коррекцию полученной информации.

Опросы в интернете. Респондентам предлагают зайти на определенный сайт и заполнить размешенную там анкету. Ответы накапливаются в интегрированной базе данных. После некоторой обработки сводятся в таблицы или используются в статистических расчетах. Все это помогает получить данные высокого качества.

Можно указать на следующие  положительные особенности способа  заочного анкетирования.

  1. Способ заочного анкетирования позволяет достичь наибольшей по сравнению с другими способами, относительной изоляции респондентов, что позволяет отвечать на вопросы не подвергаясь влиянию из вне.
  2. Способ позволяет получить наиболее продуманные ответы, так как респондент практически не ограничен во времени.

Основные недостатки способа заочного анкетирования  состоят в следующем:

  1. осуществление способа требует значительных затрат времени;
  2. имеет место неполный возврат анкет (возвращается 50-60% от разосланных или розданных анкет);
  3. в связи с неполным возвратом анкет возможен эффект селекции: на анкеты будут отвечать преимущественно респонденты, придерживающиеся определенной ориентации по проблеме анкетирования;
  4. при многократном (многотуровом) заочном анкетировании высок эффект конформизма;
  5. последним важным недостатком заочного анкетирования является невозможность своевременно уточнить постановку вопроса, непонятного респондентом.

Все указанные негативные особенности заочного анкетирования  могут привести к тому, что при  внешней убедительности методики проведенного опроса, значительном числе опрошенных, их высокой квалификации и т.д., результаты опроса окажутся грубо ошибочными.

 

ГЛАВА 2 ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНОГО  ОПРОСА

2.1 Разработка анкеты

Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Затем социолог переходит к разработке инструментария – анкеты.

В методическую часть программы  исследования включаются характеристика метода и приемов сбора первичной  информации; логическая структура применяемого методического инструментария, из которой  видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.

Информация о работе Проблема достоверности при проведении анкетирования