Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:19, курсовая работа
Цель работы: Проанализировать проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме.
Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
1 Изучить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома;
2 Рассмотреть особенности реабилитации воспитанников в детском доме;
3 Изучить программы социальной реабилитации;
4 Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Психолого-социально-педагогические особенности детей, воспитывающихся в детских домах………………………………………5
2. Социальная реабилитация.
2.1. Социальная реабилитация социальных сирот……………………12
2.2. Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков……………………………………15
2.3. Основные виды программ социальной реабилитации: направление деятельности, особенности…………………………….19
3. Социальная работа с детьми из приюта
3.1. Этапы работы……………………………………………………….24
3.2. Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми……………..29
Заключение……………………………………………………...………………..31
Список литературы и источников………………………………...…………….33
Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей. Она не зависит от возраста и положения ребенка в группе. Нет и постоянно изолированных детей. Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.
Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний.
Глава 2 Социальная реабилитация
2.1 Социальная реабилитация социальных сирот
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
По официальным данным Министерства образования в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 725,2 тысяч оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей.
Рассматривая проблемы безнадзорности и беспризорности (т.е. социального сиротства), можно выделить причины возникновения безнадзорности детей и подростков сегодня, которые условно разделяются на группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные. Вместе с тем, между причинами различных групп существует взаимосвязь. Так, причины внутреннего порядка могут являться следствием действия причин внешних, а действия внешних причин могут определяться внутренними причинами.
Среди внешних причин, обусловливающих безнадзорность подростка, можно выделить неблагоприятные условия развития и воспитания несовершеннолетнего в семье, наличие источников отрицательного влияния на него в окружающей среде, педагогически необоснованная работа с ним в школе.
Раскрывая значение семьи как одной из возможных причин безнадзорности, видно, что семья как социальный институт оказывает существенное влияние на воспитание, обеспечивает социальную функцию развития, невыполнение которой может иметь самые пагубные последствия. Семья является самым распространённым фактором подростковой безнадзорности.
Основная объективная причина возникновения и роста безнадзорности - разрушение государственной инфраструктуры общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Дополнительным фактором риска является и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами (свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций, объединяющих досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие).
Проанализировав выделенные факторы, приводящие к феномену уличных или беспризорных детей, можно распределить их в семь групп.
1 Криминальные - преступления против нравственности; принуждение детей со стороны родителей и криминальных групп к попрошайничеству; эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения; продажа алкогольных напитков несовершеннолетним; распространение порнографической продукции и т.д.
2 Семейные - нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания ребенка, а также необходимого психологического комфорта в семье.
3 Естественные, вызывающие трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей (например, подростковые возрастные кризисы и др.).
4 Детские - патологические девиации характера некоторых детей, склонность к незаконному потреблению психоактивных веществ, самовольный уход из дома или учебно-воспитательного заведения и другим формам отклоняющего поведения.
5 Подростковые - развитие асоциальных подростковых и молодежных "субкультур" и др.
6 Организационные - недостатки в работе системы образования и органов опеки, системы социального обслуживания семьи и детства, служб занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений органов профилактики правонарушений несовершеннолетних и других государственных структур.
7 Информационные - низкая эффективность безопасности многих сайтов в Интернете; отрицательные примеры для подражания детей и молодежи на всех доступных носителях средств массовой информации; низкое качество рекламы, телевизионных и радиопрограмм, перегруженных информацией, связанной с насилием, наркотиками и т.д.
Проведенный на основе междисциплинарного подхода анализ теоретического материала позволил уточнить и выделить специфику определения "социальная реабилитация". С одной стороны, "социальная реабилитация" направлена на восстановление механизмов социализации личности. Невозможно представить социализацию вне формирования коммуникативных свойств личности, адаптации к микросоциуму без сформированных умений выстраивать отношения с другими людьми. Однако эти механизмы социализации не развиты у подростков, имеющих склонность к безнадзорности и беспризорности. Поэтому процесс реабилитации предполагает совместные усилия семьи и таких специалистов, как социальные педагоги, педагоги-психологи, врачи по восстановлению физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков.
2.2 Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков
Экономический кризис в России вызвал появление большого количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации. Поведение многих родителей в настоящее время приводит к полному отказу их от родительских обязанностей воспитания, содержания и обучения собственных детей. Это, как правило, заканчивается тем, что дети не получают должной медицинской помощи, голодают, бродяжничают, не посещают школу, пополняют ряды социальных сирот, а соответственно, ряды воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Опыт работы открытого в 1995 г. в Смоленске социального приюта для детей и подростков показал, что одной из основных задач его коллектива является постоянное оказание медицинской, психологической, педагогической и правовой помощи безнадзорным и бесприютным детям, обеспечение их социальной поддержкой и содействие дальнейшему жизнеустройству.
Роль медицинской реабилитации, как показывают наши многолетние наблюдения, велика и связано это с тем, что отклонения в состоянии соматического, физического, психического, репродуктивного здоровья отмечаются практически у всех воспитанников приюта. Подобная характеристика состояния здоровья является следствием социальной запущенности детей на момент их определения в учреждение, а в дальнейшем определяется наличием имеющихся хронических заболеваний, что затрудняет у них выбор профессии.
Ежегодно через приют проходит около 200 детей. В структуре заболеваний на момент поступления регистрируются: патология центральной нервной системы (62% - 71%); патология сердечно-сосудистой системы (81%-95%); заболевания опорно-двигательного аппарата (30%-50%); аллергические болезни (21%-42%). Кроме того, до 50% детей страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 40% детей инфицированы МБТ. У 70% детей на момент поступления имеется кариозное поражение зубов. Реже встречаются заболевания эндокринной системы (13%-17%); болезни лор-органов (12%). Нарушения зрения отмечены у каждого девятого ребенка; заболевания мочевыделительной системы - у каждого восьмого, анемии - у 20% поступивших детей.
Широко распространены среди воспитанников приюта социальные болезни: - Так ЗППП встречается при поступлении у 10% детей; педикулез - в 50%; чесотка - у каждого четвертого.
Ежегодно в приют обращаются беременные девушки, как правило, в возрасте 15-16 лет, которые хотят избавиться от нежелательной беременности. Следует отметить, что в анамнезе ранние (до 10 лет) половые контакты насчитываются у 67% воспитанников, причем среди них встречаются дети, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
Родители детей из социально неблагополучных семей не используют возможность скорректировать у них имеющиеся нарушения в состоянии здоровья при рождении, обусловленные патологией беременности и родов, не выполняют профилактические и реабилитационные мероприятия. Нередко родители вообще отказываются от педиатрического наблюдения. Дети, как правило, не посещают детские дошкольные учреждения и школы, и таким образом, полностью лишены медицинской и педагогической помощи. Подобное положение дел, способствует тому, что у каждого ребенка к 4-5 годам формируется ряд хронических заболеваний, а у 6% при поступлении в приют оформляется инвалидность. Положение детей в этих семьях усугубляется тем, что они не получают элементарного внимания, санитарно - гигиенических навыков, культуры поведения и растут в неблагоприятной для развития социально-психологической обстановке. Приобретая знакомство с вредными привычками и ранними, беспорядочными половыми связями, дети подвергаются в семьях насилию и формируют криминогенную группу населения. Каждый второй подросток имел уже отношения с милицией и органами правопорядка.
Основная задача детской поликлиники по реабилитации детей и подростков из социально неблагополучных условий:
выявление семей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, и последующее взаимодействие с ответственными структурами;
выявление детей и подростков, имеющих факторы индивидуального и семейного медико-социального риска, нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи и правовой защите.
В современной ситуации, как никогда, востребована новая педагогическая концепция работы с безнадзорными детьми, содействующая развитию социальной компетенции ребенка, его социализации и самоопределения в обществе.
Одним из звеньев системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. Создающиеся повсеместно, они нуждаются в новых подходах, программах, конкретных технологиях реабилитации безнадзорных детей.
Проблему актуализирует наличие противоречий между:
потребностью ребенка расти и развиваться в собственной родительской семье и отсутствием механизма влияния на семью, не желающую создавать для этого условия;
необходимостью формирования развивающей реабилитационной среды и отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных путей реализации этого.
2.3 Основные виды программ социальной реабилитации: направление деятельности, особенности
Существует множество различных фондов, в которых реализуются программы социально реабилитации детей в условиях детского дома. Мне бы хотелось рассмотреть программы, реализуемые фондом «Содействие». Этот фонд был основан в 1991 году в Санкт-Петербурге. Основные цели и задачи этого фонда таковы:
- содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению;
- содействие в правовой защите детей сирот;
- организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России;
- организация и проведение Конкурсов направленных на развитие творческого потенциала детей сирот;
- разработка и реализация
- содействие государственным
- привлечение добровольных
- установление и развитие
Целевая группа: дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в детских домах, приютах и других социальных учреждениях, а так же в семьях своих опекунов с низким уровнем жизни.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ ФОНДА «СОДЕЙСТВИЕ»
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
Благотворительная программа "Правовая защита"
Целью программы является организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание при Фонде «Содействие» Юридического представительства.
Благотворительная программа "Поддержка"
Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот.
Благотворительная программа «Здоровье»
Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей-сирот, состоящих под опекой, пропаганду здорового образа жизни и профилактику гриппа и простудных заболеваний в осенне-зимне-весенний период.
Благотворительная программа «Солнце для всех»
Информация о работе Проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме