Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:19, курсовая работа
Цель работы: Проанализировать проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме.
Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
1 Изучить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома;
2 Рассмотреть особенности реабилитации воспитанников в детском доме;
3 Изучить программы социальной реабилитации;
4 Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Психолого-социально-педагогические особенности детей, воспитывающихся в детских домах………………………………………5
2. Социальная реабилитация.
2.1. Социальная реабилитация социальных сирот……………………12
2.2. Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков……………………………………15
2.3. Основные виды программ социальной реабилитации: направление деятельности, особенности…………………………….19
3. Социальная работа с детьми из приюта
3.1. Этапы работы……………………………………………………….24
3.2. Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми……………..29
Заключение……………………………………………………...………………..31
Список литературы и источников………………………………...…………….33
Цель программы организация летнего отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря.
Благотворительная программа «Завтра в школу»
Цель программы подготовка детей-сирот к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви.
Благотворительная программа «Подарим праздник детям!»
Цель программы создание атмосферы праздника у каждого ребенка в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий.
Благотворительная программа «Релаксационное дыхание»
Целью программы является выработка релаксационного дыхания у детей, которое способствует общему оздоровлению организма, повышению иммунитета, коррекции вегетативных нарушений и обеспечивает снижение общего уровня заболеваемости в 4 раза.
Благотворительный проект «Центр реабилитации беспризорных детей»
Целью проекта является создание
Центра реабилитации беспризорных детей,
основной задачей которого является обеспечение
социальной защиты, медико–психолого-
Благотворительная программа "Соучастие"
Цель программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.
КУЛЬТУРНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
Благотворительная программа "Культурная инициатива"
Цель программы: эстетическое развитее детей сирот, воспитание достойных Петербуржцев знающих и любящих свой город. Программа включает в себя организацию экскурсий по достопримечательностям Санкт-Петербурга, тематические экскурсии по дворцам и паркам Санкт-Петербурга и пригородов, походы в театры и музеи.
Благотворительная программа "Юный художник"
Цель программы: подъем духовного и культурного уровня детей-сирот на основе их непосредственного вовлечения в процесс занятий художественным творчеством. Программа предусматривает создание рисовального класса для детей-сирот, организацию экскурсий по картинным галереям Санкт-Петербурга, выявление талантливых детей и помощь им в дальнейшем получении художественного образования.
Благотворительная программа "Компьютерная грамотность"
Цель программы: обучение детей-сирот основам работы на ПК, программированию, работе в ИНТЕРНЕТ. Программа предусматривает создание компьютерного класса для бесплатного обучения детей-сирот, а также выявления способных и заинтересованных детей с целью оказания им помощи в получении компьютерной профессии.
Благотворительная программа "Познай своё Отечество"
Цель программы: приобщение детей-сирот к изучению истории Российского государства и истории вообще, развитее интеллектуального и культурного уровня детей. Программа предусматривает создание при Фонде "СОДЕЙСТВИЕ" исторического клуба, организация экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам, а также в древние города России, определение наиболее заинтересованных детей в изучении истории и оказание им помощи в дальнейшей учёбе.
Благотворительный проект «Конкурс детских рисунков»
Целью проекта является поиск и поддержка талантливых детей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, социальных приютах и находящихся на попечении в семьях своих опекунов. Эстетическое воспитание детей сирот. Вовлечение детей в занятие художественным творчеством.
Благотворительная программа "Повышение грамотности"
Цель программы: повышение уровня грамотности детей-сирот, приобщение детей к чтению классических произведений, как русских, так и зарубежных авторов. Программа предусматривает создание курсов по повышению грамотности.
Благотворительная программа «Духовное возрождение»
Цель программы: духовное воспитание детей сирот, приобщение их к истории и культуре Православия, сохранение культурно-исторического наследия
Благотворительная программа «Скажи наркотикам – нет!»
Целью программы является профилактика подростковой наркозависимости и пропаганда здорового образа жизни. Программа предусматривает организацию семинаров и конференций по проблемам наркозависимости, издание информационной литературы и организация досуга молодежи.
Благотворительный проект «Творческая мастерская «Солнечная сторона»
Целью проекта является обучение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, социальных приютах и находящихся на попечении в семьях своих опекунов камнерезному искусству, профессиональная ориентация детей, эстетическое воспитание детей, вовлечение детей в занятие художественным творчеством.
Благотворительный проект «Конкурс детского креатива»
Целями Проекта являются: содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования креативного мышления, совершенствования навыков исследовательского поведения и развития творческих способностей; выявление творческого потенциала детей, с дальнейшей поддержкой и развитием этого потенциала; освоение информационных и других технологий, используемых для решения творческих и образовательных задач; включение детей в новые формы содержательного досуга.
Глава 3 Социальная работа с детьми из приюта
3.1 Этапы работы
1 Вводный этап (от трех дней до трех месяцев).
Цель - частичное включение ребенка в социально организованную среду. К особенностям безнадзорных и беспризорных детей, осложняющим эффективное взаимодействие на этом этапе, можно отнести: трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками; отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым; негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему.
Основным субъектом деятельности является сам ребенок, взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию желания общаться. Данное положение соответствует либеральному стилю педагогического руководства, который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большая свобода, чем педагогу. Основные противоречия между педагогом и ребенком, возникающие на первом этапе, преодолеваются с помощью просьб со стороны педагога. Предъявление к ребенку жестких требований на данном этапе недопустимо.
В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения). На успешное завершение данного этапа указывают такие показатели, как добровольное согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта с педагогами.
2 Начальный этап (от месяца до года).
Цель - адаптация ребенка к условиям социально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности. К особенностям детей, влияющим на эффективность процесса взаимодействия на этом этапе, относятся: настороженность к педагогу со стороны детей, отсутствие опыта полноценного, положительного общения со взрослыми, низкий уровень социального интеллекта, затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимость соответствовать им. Взаимодействие на данном этапе должно носить поддерживающий характер, так как ребенок вновь, возможно, за много лет, оказался включенным в организованную социальную среду, что требует от него самоорганизации и самодисциплины.
Субъектом деятельности на начальном этапе в большинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства мы можем назвать либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл педагогического взаимодействия на данном этапе - в переориентировании внимания ребенка на позитивное в себе и окружающем мире.
В работе педагога на втором этапе из числа словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы - предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов ("Права и обязанности подростка", "Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере" и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.
На эффективность и успешное завершение начального этапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога.
3 Основной этап (от недели до полугода). Цель - развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить образ своей жизни.
Основная проблема ребенка, которую необходимо решить на этом этапе, - страх перед дальнейшим развитием отношений и последующими изменениями в его жизни. Ребенок боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется неуверенностью ребенка в себе, отсутствием постоянных друзей и поддержки с их стороны, несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремлённости, направленной на будущую жизнь, несформированностью жизненных планов. Взаимодействие педагога и ребенка на третьем этапе должно носить открытый характер.
Субъектами взаимодействия являются как педагог, так и ребенок. Педагог организует деятельность детей, проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительные изменения, происходящие в ребенке, но осуществление данного процесса, характер изменений и их динамику устанавливает сам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назвать демократическим: признается право за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних - непопулярность и социальная отверженность ребенка в среде сверстников. Важно попытаться включить ребенка в группу просоциальной направленности, где у него появятся новые друзья, увлечения, ценности.
Содержание деятельности на данном этапе будет включать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучение способности планировать и прогнозировать свою жизненную деятельность, развитие рефлексивных способностей), создание воспитывающих ситуаций, индивидуальное консультирование (развитие ответственности), ролевые игры, диспуты (формирование просоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д.
О переходе ребенка на следующий этап указывают такие показатели, как устойчивый интерес к социально одобряемой деятельности, эффективное и активное взаимодействие с педагогами по решению и восстановлению утраченных социальных контактов, утрата зависимости от "уличной" группы и установление новых (просоциальных) контактов.
4 Заключительный этап (от двух недель до месяца).
Цель - восстановление социальных контактов ребенка.
Согласие ребенка изменить свой образ жизни знаменует начало четвертого этапа работы. Главное препятствие в осуществлении деятельности по ресоциализации дезадаптированного ребенка - его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержка со стороны педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение педагога, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектом взаимодействия выступает педагог. Он направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.
Информация о работе Проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме