Программа и методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Содержание

1)Введение.
2)Виды социологических исследований.
3)Методы сбора информации.
3.1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
3,2)анализ документов
3,3)наблюдения
4)Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования  ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые  исторически обусловленные формы  организации и регулирования  общественной жизни. Институты возникают  в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических  видов общественных отношений.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

- выделение определенного  круга субъектов, вступающих в  процессе деятельности в отношения,  приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или  менее формализованную) организацию;

- наличие специфических  норм и предписаний, регулирующих  поведение людей в рамках социального  института;

- наличие социально значимых  функций института, интегрирующих  его в социальную систему и  обеспечивающих его участие в  процессе интеграции последней.

Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом  они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации  социальных образований.

Социологический подход фиксирует  особое внимание на социальных функциях института и его нормативной  структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций  обеспечивается наличием в рамках социального  института целостной системы  стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют  в обществе, относятся:

- регулирование деятельности  членов общества в рамках социальных  отношений;

- создание возможностей  для удовлетворения потребностей  членов общества;

- обеспечение социальной  интеграции, устойчивости общественной  жизни;

- социализация индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор  составных элементов, выступающих  в более или менее оформленном  виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие  структурные элементы социального  института:

- цель и сферу деятельности  института;

- функции, предусмотренные  для достижения цели;

- нормативно-обусловленные  социальные роли и статусы,  представленные в структуре института;

- средства и учреждения  достижения цели и реализации  функций.

Из всех возможных критериев  классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)

На основании второго  критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в  неформальных институтах такая регламентация  социальных ролей, функций, средств  и методов деятельности и санкций  за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п.

Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует  интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных  функций, таких, например, как: 1) воспроизводство  представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов  в форме передачи им социально  значимых норм и ценностей; 3) поддержание  стабильности и морального порядка  внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального  обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и  конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными.

Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве  рода

1. Институт семьи и  брака

2. Потребности в безопасности  и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании  средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче  знаний, социализации подрастающего  поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении  духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии


 

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Институт семьи и брака  содержит институты отцовства и  материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского  дела, маркетинга и др.

Институт образования  содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Процесс образования социального  института состоит из нескольких последовательных этапов

ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

Возникновение потребности, формирование общих целей

Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

Практическое применение, принятие этих норм и правил

Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института

Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.

ДИСФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА  СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

  • сокращение числа браков
  • 40% браков распадается
  • 20% семей являются неполными (чаще без отца)
  • число умерших на 10% превышает число родившихся

Россия на 50-м месте  в мире по средней продолжительности  жизни (63 года - мужчины, 74 года - женщины)

  • высокая детская смертность (1.8% младенцев умирают)

Признаки социальных институтов

Символы - образы, представления  об институте, отражающие его специфические  черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления  социального контроля.

 

 

 

 

Признаки основных социальных институтов

 

ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать,ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и  допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты


 

Некоторые институты в  обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью  не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных  стадиях культурного развития.

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность  их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда  степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада  ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.

 

 

 

 

 

Список литературы:

   http://sociology2015.ru/; BestReferat.ru; BiblioFond.ru; ru.wikipedia.org; xserver.ru.


Информация о работе Программа и методы социологических исследований