Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:12, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – этические принципы и стандарты поведения социальных работников во взаимоотношениях с детьми группы риска.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
проанализировать социально-психологические особенности детей группы риска
рассмотреть основные проблемы детей группы риска и особенности взаимоотношений при решении их проблем
проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальной работе
выявить этические принципы и стандарты социальной работы с детьми группы риска.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2стр.
Глава I Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска………………………………………………………………..….5стр.
Социально-психологические особенности детей группы …………….5стр.
Особенности проблем детей группы риска и специфика взаимоотношений при решении общих проблем……………………….12стр.
Глава II Этические основы социальной работы с детьми группы риска…...17стр.
2.1. Основные документы, регламентирующие деятельность социального работника………………………………………………………………..……..17стр.
2.2. Принципы и стандарты поведения социального работника в отношениях с детьми группы риска………………………………………………………....22стр.
Заключение…………………………………………………………….………29стр.
Список литературы…………………………………………………………..31стр.

Вложенные файлы: 1 файл

этические основы.docx

— 51.88 Кб (Скачать файл)

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла  Конвенцию о правах ребенка, к которой присоединилась Российская Федерация в 1990 г. Конвенция явилась продолжением общей гуманистической линии, проводимой международным сообществом в защиту прав и свобод человека.

В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 г. в рамках Лиги Наций, Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г.) Конвенция по новому ставит вопрос о правах ребенка.

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государством задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитание его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Одно из основных требований Конвенции в адрес государства, ратифицировавших Конвенцию, – приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.

Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но специально выделяет из них депривированные группы: сирот, инвалидов, беженцев, правонарушителей.

Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей – принята 30 сентября 1990 г. В ней регламентирована одна из главных задач правительств  всех стран мира – обеспечить возможности всем детям определить себя как личность, реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие.

Основополагающим документом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она провозглашает равные права и возможности всех детей, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, форм воспитания. Защита прав детства признается главной заботой государства. Кроме того Конституцией РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Важным документом, который необходимо знать каждому специалисту по социальной работе, работающему с детьми является Семейный Кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995 г., который провозглашает права семьи, ее членов, родственные отношения, нормы опеки, попечительства, имущественные и алиментные отношения и другие. В Кодексе определена государственно-правовая защита семьи, в т.ч. приоритет семейного воспитания детей, обеспечение прежде всего защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также в разделе 4 фиксируются права несовершеннолетних детей, в первую очередь право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту. Кроме того, эта глава фиксирует содержание родительских прав, а также возможности постоянного или временного лишения родительских прав лиц, не исполняющих должным образом свои обязанности. В разделе 6 содержатся нормы по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако все вышеперечисленные документы не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса, представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача – служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

Анализ основных законодательных и нормативно-правовых актов в данном параграфе позволяет сделать вывод, что социальный работник, в силу специфики своей профессии, выступает важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом на различных уровнях, а также с законодательством.

Таким образом, можно заключить, что социальная работа с такой категорией как дети группы риска и подростки, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, определяющимися как спецификой данной категории, так и  ценностно-нормативной основой этики социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Принципы и стандарты поведения  социального работника в отношении детей группы риска

 

Рассмотрев проблемы детей группы риска и проанализировав основные документы, регламентирующие деятельность социального работника при решении этих проблем, выделим принципы и стандарты поведения специалиста в отношении с детьми группы риска. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах исследователей современности (Медведева Г.П., Коныгина М.Н., Ширгалин Б.Ш.).

Для изучения особенностей профессиональной этики социального работника необходимо выяснить, что включает в себя понятие «профессиональной этики» вообще.

Профессиональная этика – одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос – долг, должное, надлежащее, и логос – наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Рассмотрим этические принципы социальной работы с детьми группы риска

1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска. Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентам готовности социального работника к профессиональной деятельности.

2. Принцип  уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой  соблюдение прав ребенка. Все  права подробно прописаны во  «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о  правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьми группы риска, ведь взаимное уважение – это залог успеха разрешения проблем.

3. Принцип  добровольности. Насильно вернуть  ребенка в нормальную, здоровую  жизнь невозможно. Для этого нужно  его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.

4. Принцип  конфиденциальности – это один  из ведущих принципов в социальной  работе, который определяет следующие  нормы и стандарты поведения  в деятельности специалиста.

Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией. Социальный работник обязан не разглашать эту информацию.

Сведения о клиенте специалист может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблемы клиента.

При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.

В случае получения от клиента информации, связанной с нарушением закона,  социальный работник обязан передать ее соответствующим органам, при этом обязательно известить клиента о разглашении информации.

При работе с детьми группы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

5.Принцип доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности. Этот принцип подразумевает под собой не совсем формальные отношения между специалистом социальной работы и клиентом. Откровенность, честность, открытость, доброжелательность – это те качества, которые должны быть в наличии у социального работника, незаменимые при работе с клиентами всех категорий, в частности с детьми группы риска. Доброжелательность и открытость со стороны специалиста способствует быстрому и эффективному разрешению проблем ребенка.

6. Принцип  безоценочности. Этот принцип состоит  в том, что специалист, оценивая  действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это  способствует большему доверию  со стороны клиента к социальному  работнику. Естественно этот принцип  не заменим в роботе с детьми  группы риска, так как все мы  знаем, какая реакция у детей  на оценки их поведения со  стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого  результата, специалист социальной  работы должен придерживаться  этого принципа.

7.Принцип социальной справедливости. Этот принцип предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важным при работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.

Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми группы риска. Определили основополагающий принцип  - принцип толерантности.

Рассмотрим стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам, в частности к детям группы риска.

1. Признавать  и уважать индивидуальные цели, ответственность и различие клиентов.

Профессиональная служба должна помогать всем клиентам в равной мере, принимая на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы об этом, чтобы иметь свободу действий.

Мы рассматриваем один из самых важных стандартов поведения социального работника при работе с детьми группы риска. Неирархизированность клиентов, по моему мнению, это наиболее важное в работе с детьми группы риска.

2. Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информации относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника, касающихся его.

Доверие клиента к специалисту социальной службы – это самое важное в профессиональной деятельности социального работника. Сохранение и неразглашение информации, касающейся клиента,  помогает добиться успеха в работе, тем более, если речь идет о детях группы риска.

3. Помогать  клиенту, индивиду, группе, общине в  самореализации и максимальном  использовании своего потенциала  при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказывать  клиенту помощь в понимании  и пользовании профессиональными  услугами для удовлетворения  их законных требований и развития  их интересов.

Для детей группы риска наиболее важной является помощь в самореализации и саморазвитии, поэтому социальный работник должен делать все возможное для реализации этих качеств у ребенка.

4. Нести  основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

Деятельность социального работника подразумевает под собой ответственность за клиента. Когда речь идет о детях, на плечи социального работника ложится двойная ответственность, и при этом профессионал не должен отступать от этических требований к личности социального работника.

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска