Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить технологии социальной работы с детьми и подростками по профилактике употребления наркотиков. Задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты изучения проблемы наркомании среди несовершеннолетних.
2. Изучить опыт решения проблемы наркомании несовершеннолетних в современном Российском обществе.
3. Описать основные методы профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков и опробировать их на практике.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика…………………….
1.1 Основные аспекты проблемы наркомании среди несовершеннолетних………………………………………………………….. 5
5
1.2 Профилактика наркомании среди детей и подростков…….. 11
1.3 Направления социальной работы в области профилактики наркомании……………………………………………………..
21
2 Социальная работа по профилактике наркомании в условиях общеобразовательной школы……………………..
24
2.1 Диагностика наркомании среди несовершеннолетних
(на базе МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре)………...
24
2.2 Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога………………………………………..
28
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………. 37
39
Психолого - педагогические усилия могут быть направлены на:
1 Факторы социальной среды: формирование
отрицательного отношения к
За последние годы подходы к профилактике зависимостей от ПАВ у детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь от устрашения и информированию до программ, ориентирующих на осознание причин приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков.
Современные подходы к профилактике употребления наркотиков:
первый подход информационный - является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода:
1)предоставление частичной
2)Устрашающая информация, описывающая
неприглядные стороны
3)Информация о деградации
Информационные программы сейчас комбинируются с другими программами и способствует росту уровня знаний учащихся, но могут дать толчок к снижению употребления ПАВ. В эти программы не включаются задачи на реальное изменение поведения. В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Но растущая наркотизация противоречит негативной информации об употреблении ПАВ в глазах подрастающего поколения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения, как низкую. И хотя полностью отказываться от него преждевременно, данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для «целевых» групп населения, т.е. тех, на кого направлена программа профилактики.
Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.
Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений. Основное внимание в этом подходе уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этой модели стала одним из компонентов развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.
Третий подход, основанный на учете роли социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда-источник обратной связи - поощрений и наказаний.
Таким образом, решение проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение. Мы выделяем следующие направления профилактики: педагогическая, социальная, медицинская, правовая, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика. Главное средство - уважение его самостоятельности, право выбора и умение тактично руководить этими процессами. Главная цель - научить жить без наркотиков. В профилактике и лечении наркомании нет плохих или хороших лекарств, есть эффективное и неэффективное, все законные средства хороши, если они предотвращают наркоманию.
В борьбе с наркоманией нужно использовать разные средства, но главное - использование различных психотерапевтических приемов, помогающих держать ребёнку и подростку над собой контроль.
1.3 Направления социальной работы в области профилактики наркомании
Основные направления социальной работы в области профилактики наркомании: содействие в проведении широкой информационно-просветительной работы по предоставлению наркомании как болезни, имеющей физические, психологические и социальные причины, проявления и следствия.
В области лечения: установление первичного контакта с подростком и его семьей, окружением в лечебных центрах, консультационных пунктах, образовательных учреждениях, общественных и по «телефону доверия», предоставление ребенку необходимой информации о болезни, способах борьбы с ней, формирование установки на лечение; осуществление социально-психологической помощи членами семьи и близкими подростка-наркомана; участие лечебно-реабилитационных программах для наркоманов и их близких в качестве консультанта и координация помощи пациенту и его семье в решении социальной проблемы, возникшей в процессе лечения.
В области реабилитации: координация реабилитации подростка - наркомана в семье по месту учебы; проведение консультаций. Содействие восстановлению социального функционирования путем сотрудничества с существующими государственными, общественными и частными организациями.
Комплексная форма построения социальной работы в сфере подростковой наркомании позволяет определить основные функции социальных работников: ранее выявление лиц с наркотическими проблемами; работы с такими подростками, их семьями, социальным окружением; участие в специальной тренинговой работе, способствующей ранее реабилитации; восполнение ролевых функций адвоката от имени клиента. Роль специалиста по социальной работе является координирующей в решении всего комплекса проблем подростка - наркомана, требующего помощи различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, юристов и т.д.
Профилактику наркоманизации можно рассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.
На первом (конец XIX - 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.
На втором этапе (30 - 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х - 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты - психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.
Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.
Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план. Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Социальные педагоги могут и должны играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель - сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте - на уровне «хорошо - плохо», а в старшем - объяснить губительные механизмы действия наркотиков. Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива. Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.
2 Социальная работа по профилактике наркомании в условиях общеобразовательной школы
2.1 Диагностика наркомании среди несовершеннолетних
(на базе МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре)
Ситуация в целом по стране, городу Комсомольску-на-Амуре и отдельно в Ленинском районе, вынуждает педагогов школ быть очень внимательными к проблеме наркомании. По мнению психологов, профилактику употребления наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре социологические опросы и анкетирование среди учащихся было проведено силами учителей, социального педагога, психолога.
На базе школы было проведено анкетирование среди 9-11 классов. Первая диагностическая анкета состояла из 4 вопросов: вопросов о курении, наркотиках и алкоголе. Всего принимали участие 117 человек в возрасте от 14 до 17 лет.
При ответе на вопрос "Полезно ли курение для организма человека?" Из опрошенных "Да" ответили 2 человека - 1%; "Нет" - 40 человек - 99%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья.
На следующий вопрос "Куришь ли ты?" Из опрошенных "Да" ответили 6 человек – 14,6% и дали ответ "Нет" 35 учащихся – 85,4%. Это значит, что подростки осознают вред курения, но, тем не менее, они курят.
Отвечая на вопрос "Есть ли желание бросить курить?" из 6 курящих подростков ответили "Да" 4 человека – 66,6%; "Нет" - 2 человек – 33,4%.
Уверенные ответы дали учащиеся на четвёртый вопрос анкеты "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?" "Чаще" ответили 36 человек -87,8% и "Реже" всего 7 человек – 12,2%.
Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества, и сейчас не употребляют. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.
Следующий блок вопросов был о влиянии алкоголя на организм человека.
На вопрос из опрошенных "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:
А. только по праздникам - 24ч. - 96%;
Б. по выходным дням - -
В. в дни получки - -
Г. несколько раз в неделю - -
Д. почти ежедневно - -
Никогда – 1ч. – 4%
Из опрошенных попробовали алкоголь в 12-14 лет - 10 человек - 40% это произошло "с товарищами за компанию". Отвечая на вопрос об изменении самочувствии после приема алкоголя, ребята отметили, что испытывали сонливость и вялость, головную боль, тошноту.
На вопрос о необходимости чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков из опрошенных "Да" ответили 19 человек - 76%; "Нет" - 5 человек - 24%.
Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.
Учащимся 9 классов был предложен тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?" Анонимность теста дала возможность учащимся откровенно ответить на все вопросы. Подробный анализ теста позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.
При ответе на вопрос "Табак в сигаретах является наркотиком", учащиеся ответили "Верно" - 100%.
На вопрос "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе", "Верно" ответили 22 ученика - 78%, т.е. они считают, что наркоманы вредят лишь себе, не доставляя проблем окружающим.
При ответе на вопрос "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство", "Верно" ответили - 58%.
Отсюда вывод, что следует проводить чаще беседы, часы общения, валеологические десятиминутки, просматривать фильмы о вредном влиянии алкоголя на организм человека, на систему органов, особенно на ЦНС (центральную нервную систему).
95% учащихся ответили "Верно"
на вопрос "Если родители пьют,
то их дети тоже будут пить".
Подростки понимают, что молодые
люди принимают собственные
Информация о работе Профилактическая работа по употреблению наркотиков