Профилактическая работа по употреблению наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить технологии социальной работы с детьми и подростками по профилактике употребления наркотиков. Задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты изучения проблемы наркомании среди несовершеннолетних.
2. Изучить опыт решения проблемы наркомании несовершеннолетних в современном Российском обществе.
3. Описать основные методы профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков и опробировать их на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика…………………….
1.1 Основные аспекты проблемы наркомании среди несовершеннолетних………………………………………………………….. 5
5
1.2 Профилактика наркомании среди детей и подростков…….. 11
1.3 Направления социальной работы в области профилактики наркомании……………………………………………………..
21
2 Социальная работа по профилактике наркомании в условиях общеобразовательной школы……………………..
24
2.1 Диагностика наркомании среди несовершеннолетних
(на базе МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре)………...
24
2.2 Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога………………………………………..
28
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………. 37
39

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Профилактика наркотиков Таня социалка.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" вызвал у ребят затруднение, "Верно" ответили  - 73% учащихся.

На вопрос «Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости» учащиеся ответили "Да" 24 человека – 80%, "Нет" 6 человек – 20%.

На вопрос "С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков" учащиеся дали следующие ответы:

-разработка и демонстрация наглядных материалов – 7 учащихся – 23,3%

-организация психологической само- и взаимопомощи – 9 учащихся – 30%

-уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе – 12 учащихся – 40%

-никак – 1 учащийся – 6,7%.

По результатам анкетирования мы видим, что учащимся необходима профилактическая работа в школе. Подросткам следует объяснить, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика.

Как бы не сложились результаты опросов, каждый подросток должен осознать, что употребление любых наркотических веществ – болезнь сознания и без личного участия в решении этой проблемы, она просто неразрешима. Для этого подростку необходимы, широкие знания о механизме воздействия наркотических веществ и страшных последствиях их употребления. Известно, что только информированный человек – независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, напрямую заинтересованные в решении этой проблемы, службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога

 

Исходя из проведённых опросов, социальный педагог МОУ СОШ N 4 г.Комсомольска-на-Амуре наметил план на 2011-2012 учебный год, где  придал большое значение профилактике употребления наркотиков. Трудность состояла в том, что быстро и радикально провести работу по профилактике употребления наркотиков невозможно. Необходима была планомерная и целенаправленная педагогическая деятельность в этом направлении, поиск реальных и эффективных способов антинаркотической пропаганды среди учащихся.

Образовательные программы по борьбе с наркотиками начали создаваться в 60-е годы. По оценке специалистов, они были неэффективны потому, что в них описывались только негативные стороны употребления наркотиков и наркоманы характеризовались как «конченые люди». Эта информация входила в противоречие с той, которую подросток получал от сверстника или от своих друзей об их опыте употребления наркотиков. Подростки  доверяют сверстникам больше чем педагогам, врачам или родителям. Необходим был совершенно новый подход к этой проблеме. Для профилактики наркомании важно уметь заглянуть во внутренний мир подростков, научиться анализировать их душевное состояние, характер их информированности о наркогенных веществах, помочь им развить способность думать самостоятельно, противостоять давлению общества и сверстников.

Исходя из этого, социальным педагогом была выставлена цель: создать в школьной среде условия, препятствующие распространению наркотиков, воспитать отрицательное отношение к наркотикам. Для ее достижения необходима, во-первых, общая профилактическая работа с учащимися, направленная на формирование негативного отношения к возможности употребления наркотиков и стремления к самосовершенствованию и самореализации, во-вторых, целевая работа с «группой риска» и, в-третьих, работа с родителями. Был составлен план работы по предупреждению употребления наркотиков школьниками. Согласно этому плану в школе проводились различные мероприятия. Это классные часы, темы которых самые разнообразные, их определяют сами учащиеся, классные руководители или социальный педагог. Широко использовались беседы с практической направленностью (примеры, советы, ситуации из жизни и т.д.). К каждой беседе подбирался  несложный тест, например, «У края пропасти». Ребята очень любят такие тесты. Результаты они подсчитывают сами. Прослушав интерпретацию, каждый учащийся делает для себя вывод. В конце урока ребятам было предложено упражнение-тренинг для работы над собой.

Очень нравятся подросткам ролевые игры и уроки-практикумы, тренинги личностного роста, игровые профилактические тренинги. На этих уроках они отрабатывают умения правильного поведения в экстремальной обстановке, например: как отказаться, если предложат наркотики. Именно практические занятия формируют осознанное отношение к проблеме наркотиков, вырабатывают устойчивую модель поведения в ситуации риска. В процессе работы дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и сами их решают.

Ниже приведены темы и краткое описание классных часов для учащихся 10-11 классов.

Упражнения профилактического тренинга 
1."ЧУВСТВА"

Цель: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека. 
Вспомните ситуацию и чувства, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Разбейтесь по парам и расскажите друг другу об этих чувствах. В кругу опишите чувства, которые испытали, когда вспоминали, рассказывали и слушали. 
2."МАРИОНЕТКА"

Цель: ассоциации отношений "наркотик - наркоман", в семье или в компании сверстников. Возможность испытать состояние, когда сам зависишь или зависят от тебя. 
Разбейтесь на тройки: "марионетка" и 2 "кукловода". Разыграйте маленькую сценку, в которой "кукловоды" управляют движениями "марионетки". Поочереди подгруппы показывают свои сценки. Анализ чувств. 
3. "ЗАЧЕМ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ НАРКОТИКИ "

Цель: осознание причин проблемы зависимостей. 
Мозговой штурм по поводу причин, побуждающих человека употреблять наркотики. Один фиксирует их на ватмане. Обобщение и анализ того, как можно по-другому удовлетворить свои потребности. 
4. "ПОРТРЕТ НАРКОМАНА"

Цель: переживание и прочувствование ситуации зависимого. 
Нарисуйте портрет наркомана (не обязательно изображение человека). Выставка и обсуждение рисунков. 
5."ЗАВИСИМОСТЬ"

Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам. 
Предложите свой вариант предложения, начало которого: 
- когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков... 
- в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает... 
- свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через... 
- когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю... 
- ситуация, в которой я мог бы стать зависимым... 
- когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я... 
- быть независимым для меня означает... 
- я понимаю, что зависимость - это... 
6. "ШАХМАТЫ"

Цель: формирование осознанного отношения к наркотикам и навыки аргументированной защиты своей позиции. 
В кругу по 5 - 7 человек рассчитаться на 1, 2. Первый говорит: "Да, употребление наркотиков допустимо...", Второй перефразирует: "Как я понял, ты имеешь в виду случай, когда..., но я думаю, что употребление наркотиков недопустимо, потому что..." Во втором кругу роли меняются. 
7. "СЛЕПОЙ - ПОВОДЫРЬ"

Цель: ассоциации отношений "наркотик - наркоман", в семье или в компании сверстников. Возможность испытать состояние, когда сам зависишь или зависят от тебя

Разбейтесь по парам: "поводырь" знакомит своего партнера, находящегося с 
закрытыми глазами, с окружающим миром (в комнате). 
8. «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Цель: почувствовать достоинства и недостатки 2 позиций: «ответственность за других» и «ответственное отношение к другим» Как незаконченные предложения:: 
- быть ответственным для меня означает... 
- некоторые люди более ответственны, чем другие, это люди, которые... 
- безответственные люди - это... 
- свою ответственность к другим я проявляю через... 
- самый трудный для меня вид ответственности - это... 
- ответственного человека я узнаю по... 
- чем сильнее моя ответственность, тем больше я... 
- я побоялся бы нести ответственность за... быть ответственным по отношению к себе - это... 
- я несу ответственность за... 
9. «МИФЫ»

Цель: уточнение информации по проблеме, формирование собственной позиции по вопросам. Зачитывается высказывание: 
- достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом... 
- наркомания - не болезнь, а преступление... 
- все наркоманы - преступники... 
- наркотики помогают снять напряжение... 
- марихуана - безопасна. 
Группа делится на 3:»да», «нет», «может быть». Дискуссия. Информация специалистов. 
10. «ОБСУЖДЕНИЕ ИСТОРИИ»

Цель: ключевые понятия: ответственность и дискриминация. «Володя и Катя дружат больше года. Катя стала замечать в последнее время изменения в Володе, вскоре он признался, что балуется «ханкой», но не является наркоманом и предложил ей попробовать. Она попросила помощи у одноклассницы, брат которой умер от наркотиков. По инициативе этой подруги состоялся педагогический совет, были поставлены в известность классный руководитель и родители, узнал весь класс. От Володи почти все отвернулись, Володя наркотиков больше не употребляет, но отношения с Катей испортились...» Дискуссия. 
11. "ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РОЛИК"

Цель: утверждение в своей позиции и осознание средств воздействия на молодежь и их эффективность. 
Разбейтесь по 4 - 6 человек, представьте, что работаете на телевидении, составьте ролик о вреде наркотиков. Обсудите, какой более удачный, почему. 
12. "ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ"

Цель: формирование навыка аргументированного отстаивания своей позиции на оказание помощи сверстнику. 
Разделитесь на 2 подгруппы: каждая - редакция молодежной газеты, вы разбираете письма и пишите ответ: 1) Уважаемая редакция. Я была в компании и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я думаю, вдруг я уже наркоманка? 
2) Мой парень съездил на дачу и познакомился с парнями, теперь они часто собираются, курят травку. Мне он очень нравится и я хочу ему помочь, но не знаю как.

Оцените по критериям (от 1 до 10 баллов) ответ другой подгруппы: доступна ли форма ответа на письмо, понятен ли смысл ответа, не вызывает ли ответ чувства неприязни, достаточно ли он информативен.

Помимо классных часов, с детьми и подростками в школе проводятся общешкольные мероприятия. Самый лучший эффект оказывает прием, когда перед учащимися выступает не педагог, а сверстник: во-первых, учащиеся при подготовке лучше усваивают материал, чем при восприятии готовых сведений; во-вторых, подростки с бoльшим доверием относятся к информации, поступающей от сверстников.

Ребята сами помогали проводить и Недели профилактики употребления наркотиков. Родители и учащиеся на плакатах написали пословицы и поговорки, высказывания известных людей; плакаты были развешаны на стенах школы. Для расширения кругозора учащихся была организована выставка художественной и публицистической литературы, кодексов РФ. Было написано положение и программа проведения Недели профилактики употребления наркотиков. В программу вошли конкурсы рисунков, плакатов и сочинений. В сочинениях ребята высказали личное отношение к наркомании, из чего видно, что эта проблема волнует учащихся. Ребята при подготовке лучше усваивают материал, да еще имеют возможность высказать свое мнение. Учителя из сочинений могут понять, насколько учащиеся проинформированы о наркотиках и как они к ним относятся.

В 1-3-х классах была прочитана сказка о «Нар Котиках». Для 5-8-х классов силами учащихся 6-11-х классов был инсценирован «Суд над наркоманией». Для 9-11-х классов совместно с учителем биологии провели литературную композицию «Наркомания - знак беды».

В работе над сценарием «Суд над наркоманией» использовалась схема «Обвинитель-судья-защитник-свидетель». Написав сценарий, социальный педагог пригласила ребят прослушать текст и поучаствовать в инсценировке «Суда...». Читала она в «мертвой» тишине. Дети одобрили. С первой репетиции использовали все реквизиты и атрибуты судебного процесса. Дети сразу включились в важность того, что они делают. Нужно было, чтобы дети поверили в то, что говорят, а главное, чтобы поверили слушатели. Поэтому на репетициях особое внимание обращалось на интонацию голоса.

После спектакля социальный педагог собрала участников, чтобы проанализировать проделанную работу. Было очень важно, что чувствовали «артисты», довольны своей работой или нет. После показа спектакля у всех осталось чувство удовлетворенности от проделанной работы.

Анализу проведенных мероприятий придаётся большое значение. Именно анализ работы дает возможность понять, что получается, а что нет. Разработанный классный час, бывает, хорошо идет в одном классе и совсем не идет в другом. После каждого большого мероприятия («круглые столы», сценарии, беседы по параллелям) проводится анкетирование или опрос учащихся для того, чтобы выяснить отношение учащихся к обсуждаемым проблемам. Это важно в планировании дальнейшей работы. Опрос учащихся показывает, что проводимые мероприятия полезны и интересны, они всегда готовы сами откликнуться и активно включиться в работу.

Помимо общепрофилактической работы по предупреждению употребления наркотических веществ, много времени уделяется работе с детьми «группы риска». В нее входят ребята, которые, во-первых, курят и были замечены в употреблении алкоголя (одно наркогенное вещество открывает дорогу другому), во-вторых, учащиеся из неблагополучных семей, в-третьих, учащиеся, перенесшие в детстве родовую травму или имеющие отклонения.

В работе с «группой риска» используются те же методы и формы, но только уже в малых группах. Ребята более активны, не стесняются «входить» в роль, занимаются с удовольствием. Замечено, что когда идёт работа со всем классом, ребята из «группы риска» гордятся, что они уже знают больше одноклассников.

Немаловажное значение в индивидуальной работе имеют дневники наблюдения. Они необходимы для всестороннего изучения личности ученика. Поговорив или поработав с учащимся, социальный педагог должен не просто записать протокол беседы, а дать оценку совершенного поступка, проанализировать поведение, не боясь положительных прогнозов, которые часто не оправдываются. Запись учителя в дневнике накладывает личное обязательство на ученика. Он знает, что педагог записывает в дневник и плохое, и хорошее. Очень эффективно вместе с учеником пролистать дневник и проанализировать поступки.

Информация о работе Профилактическая работа по употреблению наркотиков