Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:38, реферат
1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.
Психологическое сопровождение на стадии оптации
На стадии оптации важное значение приобретает профессиональное консультирование оптантов Для изучения их профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими в учебных заведениях или на предприятиях и т.д., существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д.
На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним: выявляет интересы и склонности к определенным видам деятельности, профессиям. Как правило, оптанты с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии,ориентируются на содержание труда, его процесс, результат.
Для диагностики способностей применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты.
Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется психологом-профконсультантом по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах.
При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. При групповой работе значительно большую роль играют процессы идентификации эмоционального заражения,внушения, т.е.неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинга, психологические практикумы и др.
При решении психологических проблем профконсультанту недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит индивиду, нужно также обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант берет на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое сопровождение помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.Таким образом, социально-психологическое сопровождение на стадии оптации предусматривает участие психолога-профконсультанта на этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии и профессиональной подготовки, а также коррекции выбора и реориентации. Реализация этих видов профориентации осуществляется путем применения развивающих психотехнологий: профессионального консультирования, психодиагностики, психотренингов, психолого-педагогических консилиумов. Эти технологии обращены к личностным механизмам, регулирующим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность проектировать альтернативные сценарии профессионального становления, принятие на себя ответственности за свое профессиональное будущее.
Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации
Психологическое сопровождение заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинга саморегуляции эмоциональных состояний.
Таким образом, психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.
Критериями успешного преодоления психофизиологического
адаптационного синдрома являются комфортное
эмоциональное состояние специалиста,
привыкание к рабочему ритму и режиму
труда, установление оптимальной работоспособности.
Психологическое сопровождение заключается
в том, что новому работнику помогают освоить
нормы профессионального поведения, предупредив
о возможных последствиях их нарушения.
Профессиональная адаптация — это приспособление
уже имеющегося профессионального опыта
и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места,
освоение сотрудником новых для него профессиональных
функций и обязанностей, доработка требуемых
навыков и умений, включение в профессиональное
сотрудничество и партнерство, постепенное
развитие конкурентоспособности.
Главное — освоение новой профессиональной
деятельности. Критерием успешности в
этом виде адаптации является соответствие
реальной и требуемой компетентности.
Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.
Психологическое сопровождение сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки,в отдельных случаях может быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую работу. Поддержка заключается в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых целей профессиональной жизни.
Таким образом, психологическое сопровождение
на стадии адаптации помогает успешному
продвижению специалиста в области профессии,
а также на предприятии, в учреждении, организации в направлении профессионального
самосовершенствования.
Психологическое сопровождение
на стадии профессионализации
Психологическое сопровождение на этой стадии становления заключается в оказании помощи работнику в дальнейшем профессиональном росте, повышении квалификации и развитии карьеры, в поддержке при переживании трудностей, неудовлетворенности трудом, в конфликтных ситуациях, при увольнении, а также при приеме на работу. На современных предприятиях и в организациях такое сопровождение осуществляется службами развития персонала и рассматривается как форма кадровой политики. Психологическое сопровождение позволяет управлять профессиональным ростом и карьерой работников, планировать повышение их квалификации, создавать резерв на выдвижение. Все это повышает конкурентоспособность работников на рынке труда.
Главная цель психологического сопровождения на стадии профессионализации — обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия организации в профессиональном становлении.
Планируемое психологическое сопровождение осуществляется в следующих профессионально значимых ситуациях: при приеме на работу • при проведении аттестации и кадровых перемещений• перед направлением на курсы повышения квалификации• при выдвижении в кадровый резерв.
При трудоустройстве работника на вакантное рабочее место психологическое сопровождение может выразиться в том, что психолог оценивает его профессиональный потенциал в процессе проведения собеседования, а также подготовки им резюме о себе и своих возможностях.
Психолог принимает также активное участие в определении профпригодности кандидата на вакантную должность. В первую очередь оцениваются профессионально значимые психофизиологические свойства и умения.
После оформления на работу психолог-консультант совместно с работником определяют перспективы профессионального роста и карьеры.
Обсуждается также профессиональное перемещение вертикальное, горизонтальное или центростремительное.
Психологическое сопровождение на стадии мастерства
В особом психологическом сопровождении нуждаются работники в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека. Работник стремится к профессиональной самореализации и успеху, он наиболее мобилен и профессионален, способен к вершинам достижений в выполняемой деятельности.
Центральной задачей сопровождения является развитие профессиональной компетенции
В зависимости от характера профессии содержание трех компонентов компетенции может быть различным, и для каждой профессии проектируется свой профиль профессиональной компетенции.
Таким образом, психологическое сопровождение
специалиста на стадиях профессионализации
и мастерства направлено на то, чтобы помочь
личности реализовать себя, в результате
выработки индивидуального стиля деятельности обеспечить
удовлетворенность трудом, лицам с отчетливо
выраженным профессионально-
Психологическое сопровождение
на этапе прекращения профессиональной деятельности
В 55 — 60 лет актуальным становится выход
на пенсию. Для одних людей это означает
возможность наконец-то заняться интересным
делом, другие стараются закрепиться на
работе, демонстрируя завидное здоровье,
Главное для них — остаться на работе. Третьи равнодушны к
выходу на пенсию. Они уже давно утратили
смысл своей профессиональной жизни и
выход на пенсию рассматривают как возможность
отойти от всяких обязанностей, ответственности
и работы. Люди этой группы последние 15
-20 лет находились в состоянии профессиональной
стагнации, и работа была для них обременительна.
Психологическое сопровождение каждой
группы различно. Представителям первой
группы пожилых людей нужны дополнительные
знания и умения в области их социально-профессиональных
и семейно-бытовых интересов. Психологическое
сопровождение может выражаться в том,
что за год до выхода на пенсию им предлагаются
разнообразные социально значимые виды
организации жизнедеятельности. В отделах
социальной работы с пенсионерами должны
быть социально-образовательные программы
и необходимая литература. .
Психологическое сопровождение этой группы
пожилых людей не вызывает особых трудностей.
Важно помочь им выбрать социально приемлемый
вид деятельности, объединить их по интересам,
организовать занятия и предоставить
им необходимую информацию о способах
реализации себя в разнообразных, многоплановых
видах социально важной деятельности.
Более сложным представляется психологическое
сопровождение работников, которые хотят
продолжать профессиональную деятельность.
Это, как правило, высококвалифицированные
специалисты, профессионалы, и жизнь вне
профессии кажется им катастрофой.
Психологическое сопровождение заключается в оказании помощи этим профессионально настроенным пенсионерам в перестройке, переориентации смысла предыдущей жизни, обретении новых ценностей и социальных ориентиров, нового смысла жизнедеятельности.
Третья группа потенциальных пенсионеров давно уже смирилась со своим профессиональным застоем. Они социально пассивны, равнодушны, и выход на пенсию не приносит им особых переживаний, Они продолжают свое существование, находя смысл в удовлетворении естественных потребностей, погружены в свое славное прошлое, предаваясь бесконечным стенаниям по поводу настоящей социально-экономической ситуации.
Психологическое сопровождение таких пенсионеров крайне усложнено ввиду их пассивности и лени. Нужна прежде всего помощь в обретении нового смысла жизни сквозь призму неизбежной смерти. Именно переживание возможной смерти помогает этим людям пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти новые способы осуществления себя.
5.Основные субъекты
Основные субъекты профориентации
Самоопределяющаяся личность
Семья
Психолого-педагогическая наука
Психологические центры и службы
Медицинские учреждения
Учреждения общего и профессионального
образования
Организации и предприятия
Цели профориентации:
Цели профориентации продиктованы обществом,
его задачами, потребностями.
1.Формирование личности будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и для общества применить в своей профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентно способным на рынке труда
2.Оказание помощи молодым людям в основном учащимся общеобразовательных школ и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с
учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.
3.Подготовка учащихся к обоснованному
выбору профессии, удовлетворяющему как
личные интересы, так и общественные потребности.
4.Сформировать у клиента
и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы
своего развития
6.Профессиональная
Основные виды деятельности профориентолога:
1.Осуществляет
2.Моделирует процесс выбора специальности
и квалификации с учетом возрастных особенностей
и социального опыта личности.
3. Оказывает педагогическую поддержку
молодежи и трудоспособному населению
в формировании положительной мотивации
к профессиональной деятельности.
4. Разрабатывает и проводит мероприятия,
способствующие профессиональному самоопределению
личности, формированию активной позиции
в период профессионального выбора.
5.Раскрывает содержание специальностей
и квалификаций, их социально-экономические
характеристики, физиологические и психологические
качества личности специалиста и рабочего,
необходимые для освоения и выполнения
конкретного вида деятельности.
6. Консультирует по вопросам профессионального
образования.
7.Информирует об условиях, способах, формах
освоения специальностей и присвоения
квалификаций.
8.Пропагандирует профессии и специальности,
соответствующие важнейшим направлениям
социально-экономического развития страны,
способствует формированию положительной
мотивации к овладению ими.
9.Организует и проводит профессиональные
консультации.
10.Осуществляет информационно-педагогическую
поддержку личности в поиске вариантов
ее профессионального становления и развития.
11.Содействует в выборе, коррекции, планировании
профессиональной карьеры человека.
12.Способствует реальной самооценке профессиональных
возможностей личности.
13. Производит описание профилей и направлений
образования, групп специальностей с определением
их социально-экономического значения,
перспектив развития, условий труда и
его оплаты, с учетом медицинских и других
ограничений.
14. Организует и проводит конференции,
семинары, совещания по проблемам профориентологии.