Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:38, реферат
1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.
-проблема жизненного
- выбранные спец-ти не пользуются спросом на рынке труда
11. Особенности профессиональной
ориентации школьников на
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп По Пряжникову
Образовательно-возрастная группы
Типичные ожидания и проблемы
Основные акценты профориентационной помощи
1
2
3
Дошкольники
Выбор кружков часто выбирают родители
Интерес к наиболее ярким профессиям которые на виду
Интерес к профессиям родителей
Стремление попробовать себя в игровой деятельности
Помощь в выборе кружков работа с родителями.
Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях и профессиях родителей но не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях
Проигрывание профессий с целью осознания их смысла и общественного значения
Учащиеся младших классов и средней школы 1-7-й классы
Интерес к модным ярким профессиям
Стремление увязать с профессиями учебные предметы
Выбор кружков, секций
Увлекательные рассказы об интересующих профессиях
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще по принципу сходства отельных элементов труда в разных профессиях
Учащиеся 8-9-х классов
Проблема куда пойти учиться
осле 9-го класса
Более конкретный интерес к профессиям
Появление интереса к профессиональным учебным заведениям
Выбор подготовительных курсов
Интерес к своей профпригодности
Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения
Помощь в самопознании но без окончательных выводов о профессиональной непригодности
Основной акцент — на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда
Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений
Учащиеся 10-11-х классов
Выбор профессии
Выбор учебного заведения
Выбор подготовительных курсов
Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности
Стремление к более конкретному выбору профессии
Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения
Профинформационная помощь акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения
Проигрывание различных вариантов выбора
Выпускники школ
Конкретный окончательный выбор профессии
Стремление к философствованию как вариант ухода от решения конкретных задан
Помощь в конкретном выборе профессии
Формирование альтернативных вариантов профессионального пути
Абитуриенты
Выбор факультета, кафедры, специальности
Помощь в выборе специальности
12. Проблемы планирования и
1 Нет специалистов
2 Несистемность
3 Несовершенство диагностик
4 в СМИ не освещаются и
не прорабатываются в полной
мере вопросы по профессиональн
13. Понятие, цель, задачи, функции профессиональной консультации.
Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитываю
также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п.
Цель консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
Задачи:
-всестороннее изучение
-сопоставление уровня
-рекомендации
-стимулирование
Таким образом, задача профконсультации заключается в выдаче рекомендации о выборе профессии на основе целенаправленного формирования устойчивых профессиональных интересов, соответствующих особенностям личности и потребностям общества, осуществляемом на основе длительного изучения консультируемого.
Функции профессиональной консультации:
-Диагностическая функция
-Информационная функция предназначена для информирования консультируемого о конкретных профессиях, особенностях той или иной профессии и способах реализации профессиональных планов.
-Коррекционная функция
14. Принципы организации
По Зееру
1. Принцип активности субъекта
профессиональной деятельности. Консультируемый
должен испытывать потребность
в получении помощи и
2. Принцип комплексного подхода
к субъекту профессионального
становления. Согласно этому принципу,
должны исследоваться
3. Принцип добровольности
4.Принцип индивидуального
5. Принцип персональной
Принципы так же по Зееру, но другая интерпретация
1. Защита интересов клиента
-принцип добровольности
-принцип обеспечения
-принцип конфиденциальности.
2. Обеспечение эффективности
-принцип
-принцип объективности
-принцип Не навреди!.
3. Проведение консультирования на высоком профессиональном уровне
-принцип профессиональной компетентности.
-принцип соблюдения культуры
достоинства клиента нужно
15. Сущность, цели, задачи проф. отбора
и проф.подбора. Проф.пригодность.
Существует 2 формы профориентации, сущность
которых заключается в рекомендациях человеку конкретной профессии
в соответствии с его возможностями и
способностями требованиям деятельности.
Проф. отбор — определение соответствия
кандидата и должности, выявление пригодности
человека к предлагаемой работе.
Учитываются:
Результаты псих. Испытаний
Результаты здоровья и показатели основных
физ. Функций.
Успешность учебной деятельности
Уровень соц. Развития.
При проф. Отборе главную роль играет исследования
индивидуально-псих.
Качеств.
Проф. Отбор осуществляется в профессиях,
где предъявляются очень высокие психофизиологические
и псих. Качества личности; при наличии
конкурса, профессии, в которых дорогое
обучение носит массовый характер и в
сжатые сроки, тип нервной системы.
Под проф.подбором понимают освидетельствование
субъектов с целью оптимальной их расстановки
по конкретным достижениям. В этом случае
оценке подвергаются уже приобретенные
умения и навыки.
Проф. пригодность — уровень соответствия
физических и психофизиологических особенностей
человека проф. требованиям.
Абсолютная профпригодность — природные
особенности человека, которые с трудом
поддаются формированию.
Относительная — качества
поддаются формированию.
16.Направления организации
1.Справочно-информационное предоставление
актуальных и достоверных сведений о профессии,
ОУ, о состоянии рынка труда, вакансиях.
Информирование возможно через справочные
пособия, стенды
2. Организационно-управленческое координация
профконсультационной работы между ОУ,
службами занятости, отделами развития
персоналом на предприятиях, общественными
организациями
3. Адаптационное помощь в адаптации студентов
и поступивших на работу
4. Стимулирующее помощь лицам пережившим
проф.стагнацию, депрессию через формирование
у клиента внутренней готовности к сознанному
и самостоятельному построению, корректировки
и реализации перспектив своего проф.развития,
повышение квалификации
5. Коррекционное для лиц, переживших проф.становления,
трудности в проф.общении, конфликты через
анализ внутреннего мира, психотерапевтические
технологии
6. Реабилитационная помощь в оказание
морально-эмоциональной поддержки, формирование
активной позиции у лиц, частично потерявших
трудоспособность, инвалидов
7. Манипулятивное направлен на навязывание
клиенту определенной проф. ориентированной
услуги
17. Имидж профконсультанта: традиционно выделяют этические принципы профконсультирования. Основные стратегии прф.консульторования.
Принципы проф. консультанта:
1. Активности субъекта проф.деятельности
он должен чувствовать потребность в помощи,
самостоятельно принимать решения
2. Комплексного подхода исследование
различных псих.свойств и их взаимосвязи
по 3 уровням:
Личностно-мотивационный — исследование
мотивом, склонностей, интересов
Уровень позновательных способностей — памяти, мышения, воображения
Уровень нейро- и психодиманических свойств
— нервной системы, темперамент
3. Добровольности участия в консультировании.
4. Индивидуального подхода
5. Персональной ответственности косультанта.
Этические принципы консультирования Ю.Е. Алешина:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
2. Ориентация на нормы и ценности клиента
3. Запрет давать советы
4. Анонимность
5. Разграничение личных и профе.отношений
Стратегии профконсультации:
1. Профилактика проф.становления личности,
когда по мере возможного возникновения
упреждающие готовят оптантов, обучаемых,
молодых специальстов, профессионалов
к преодолению трудностей проф.самоопределения
2. Оперативная помощь в решении проблемы.
18. Концептуальные подходы