Профориентология как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:38, реферат

Краткое описание

1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Вложенные файлы: 1 файл

основы профориентологии OpenDocument.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

-проблема жизненного самоопределения  школьников 
- выбранные спец-ти не пользуются спросом на рынке труда

11. Особенности профессиональной  ориентации школьников на различных  возрастных этапах.

Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп По Пряжникову

Образовательно-возрастная группы

Типичные ожидания и проблемы

Основные акценты профориентационной помощи

1

2

3

Дошкольники

Выбор кружков часто выбирают родители

Интерес к наиболее ярким профессиям которые на виду

Интерес к профессиям родителей

Стремление попробовать себя в игровой деятельности

Помощь в выборе кружков работа с родителями.

Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях и профессиях родителей но не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях

Проигрывание профессий с целью осознания их смысла и общественного значения

Учащиеся младших классов и средней школы 1-7-й классы

Интерес к модным ярким профессиям

Стремление увязать с профессиями учебные предметы

Выбор кружков, секций

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях

Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще по принципу сходства отельных элементов труда в разных профессиях

Учащиеся 8-9-х классов

Проблема куда пойти учиться

осле 9-го класса

Более конкретный интерес к профессиям

Появление интереса к профессиональным учебным заведениям

Выбор подготовительных курсов

Интерес к своей профпригодности

Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения

Помощь в самопознании но без окончательных выводов о профессиональной непригодности

Основной акцент — на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда

Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

Учащиеся 10-11-х классов

Выбор профессии

Выбор учебного заведения

Выбор подготовительных курсов

Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности

Стремление к более конкретному выбору профессии

Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения

Профинформационная помощь акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения

Проигрывание различных вариантов выбора

Выпускники школ

Конкретный окончательный выбор профессии

Стремление к философствованию как вариант ухода от решения конкретных задан

Помощь в конкретном выборе профессии

Формирование альтернативных вариантов профессионального пути

Абитуриенты

Выбор факультета, кафедры, специальности

Помощь в выборе специальности

12. Проблемы планирования и организации  профессиональной работы в школе.

1 Нет специалистов подготовленных, компетентных

2 Несистемность профессиональной  работы во многих школах профориентацией занимаются по совместительству, на полставки, таким образом, не углубленно и не системно, считая, что проведение одной банальной диагностики- достаточно

3 Несовершенство диагностик некоторые  диагностики бывает действительно Глупыми и не применимыми в наше время, а так же встречается искаженный перевод иностранных методик, что так же влияет на качество профессиональной работы в школе и считается проблемой

4 в СМИ не освещаются и  не прорабатываются в полной  мере вопросы по профессиональной работе можно встретить только пиар новых или существующих учебных заведений, с которого- не помощь в профессиональном становлении личности, а просто-напросто реклама

13. Понятие, цель, задачи, функции профессиональной  консультации.

Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитываю

также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п.

Цель консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.

Задачи:

-всестороннее изучение личности  консультируемого интересов, наклонностей, способностей, психофизиологических качеств, состояния здоровья

-сопоставление уровня практической  и психологической подготовленности  консультируемого с требованиями  профессий и совместный подбор  наиболее соответствующей

-рекомендации консультируемому  путей компенсации недостающих, профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией

-стимулирование самовоспитания  и самооценки консультируемого  путем истематического контроля  его деятельности по достижению  намеченной цели.

Таким образом, задача профконсультации заключается в выдаче рекомендации о выборе профессии на основе целенаправленного формирования устойчивых профессиональных интересов, соответствующих особенностям личности и потребностям общества, осуществляемом на основе длительного изучения консультируемого.

Функции профессиональной консультации:

-Диагностическая функция предназначена  для обследования состояния здоровья  и степени развитости у человека  психологических характеристик, которые  должны соответствовать требованиям  профессии.

-Информационная функция предназначена для информирования консультируемого о конкретных профессиях, особенностях той или иной профессии и способах реализации профессиональных планов.

-Коррекционная функция заключается  в том, что дает рекомендации  оптанту по соответствующей сфере профессиональной деятельности и конкретным профессиям в ней и корректирует профессиональные планы в случае, если профессиональные требования не соответствуют личностным качествам.

14. Принципы организации профессионального  консультирования.

По Зееру

1. Принцип активности субъекта  профессиональной деятельности. Консультируемый  должен испытывать потребность  в получении помощи и информации  от психолога-профконсультанта; он  должен самостоятельно принимать  решение о способах преодоления  проблем профессионального становления.

2. Принцип комплексного подхода  к субъекту профессионального  становления. Согласно этому принципу, должны исследоваться различные  по сложности психические свойства  и их взаимосвязи.

3. Принцип добровольности участия  в консультировании. Недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия человека.

4.Принцип индивидуального подхода. Следует подходить к каждой  личности индивидуально и в  процессе диагностики и консультирования исходить из ее интересов и склонностей.

5. Принцип персональной ответственности. В соответствии с ним психолог  несет персональную ответственность  за правильность постановки психологического  диагноза, адекватность используемых  диагностических методов и коррекционных мероприятий.

Принципы так же по Зееру, но другая интерпретация

1. Защита интересов клиента

-принцип добровольности участия  в профессиональном консультировании

-принцип обеспечения суверенных  прав личности.

-принцип конфиденциальности.

2. Обеспечение эффективности профконсультирования

-принцип психопрофилактического  проведения консультации при  взаимодействии с клиентом следует  стремиться обеспечить его эмоционально  комфортное состояние, предоставить  ему возможность внести коррективы в процедуру консультации, самостоятельно сформулировать рекомендации и наметить пути решения профконсультационной проблемы

-принцип объективности результаты  консультирования должны быть  научно обоснованными, базироваться  на глубоких психологических знаниях консультанта, компетентном использовании диагностического инструментария и психотехнологий, не зависеть от субъективного отношения к клиенту.

-принцип Не навреди!.

3. Проведение консультирования  на высоком профессиональном  уровне

-принцип профессиональной компетентности.

-принцип соблюдения культуры  достоинства клиента нужно принимать  таким, какой он есть.

15. Сущность, цели, задачи проф. отбора  и проф.подбора. Проф.пригодность. 
Существует 2 формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендациях человеку конкретной профессии в соответствии с его возможностями и способностями требованиям деятельности. 
Проф. отбор — определение соответствия кандидата и должности, выявление пригодности человека к предлагаемой работе. 
Учитываются: 
Результаты псих. Испытаний 
Результаты здоровья и показатели основных физ. Функций. 
Успешность учебной деятельности 
Уровень соц. Развития. 
При проф. Отборе главную роль играет исследования индивидуально-псих.

Качеств. 
Проф. Отбор осуществляется в профессиях, где предъявляются очень высокие психофизиологические и псих. Качества личности; при наличии конкурса, профессии, в которых дорогое обучение носит массовый характер и в сжатые сроки, тип нервной системы. 
Под проф.подбором понимают освидетельствование субъектов с целью оптимальной их расстановки по конкретным достижениям. В этом случае оценке подвергаются уже приобретенные умения и навыки. 
Проф. пригодность — уровень соответствия физических и психофизиологических особенностей человека проф. требованиям. 
Абсолютная профпригодность — природные особенности человека, которые с трудом поддаются формированию. 
Относительная — качества

поддаются формированию.

16.Направления организации профконсультационной  помощи Зеер 
1.Справочно-информационное предоставление актуальных и достоверных сведений о профессии, ОУ, о состоянии рынка труда, вакансиях. Информирование возможно через справочные пособия, стенды 
2. Организационно-управленческое координация профконсультационной работы между ОУ, службами занятости, отделами развития персоналом на предприятиях, общественными организациями 
3. Адаптационное помощь в адаптации студентов и поступивших на работу 
4. Стимулирующее помощь лицам пережившим проф.стагнацию, депрессию через формирование у клиента внутренней готовности к сознанному и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего проф.развития, повышение квалификации 
5. Коррекционное для лиц, переживших проф.становления, трудности в проф.общении, конфликты через анализ внутреннего мира, психотерапевтические технологии 
6. Реабилитационная помощь в оказание морально-эмоциональной поддержки, формирование активной позиции у лиц, частично потерявших трудоспособность, инвалидов 
7. Манипулятивное направлен на навязывание клиенту определенной проф. ориентированной услуги

17. Имидж профконсультанта: традиционно  выделяют этические принципы  профконсультирования. Основные стратегии  прф.консульторования.

Принципы проф. консультанта: 
1. Активности субъекта проф.деятельности он должен чувствовать потребность в помощи, самостоятельно принимать решения 
2. Комплексного подхода исследование различных псих.свойств и их взаимосвязи по 3 уровням: 
Личностно-мотивационный — исследование мотивом, склонностей, интересов

Уровень позновательных способностей — памяти, мышения, воображения

Уровень нейро- и психодиманических свойств — нервной системы, темперамент 
3. Добровольности участия в консультировании. 
4. Индивидуального подхода 
5. Персональной ответственности косультанта.

Этические принципы консультирования Ю.Е. Алешина:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту 
2. Ориентация на нормы и ценности клиента 
3. Запрет давать советы 
4. Анонимность 
5. Разграничение личных и профе.отношений 
Стратегии профконсультации: 
1. Профилактика проф.становления личности, когда по мере возможного возникновения упреждающие готовят оптантов, обучаемых, молодых специальстов, профессионалов к преодолению трудностей проф.самоопределения 
2. Оперативная помощь в решении проблемы.

18. Концептуальные подходы профконсультации. Характеристика активизирующей профконсультационной методики. Зеер

Информация о работе Профориентология как научная дисциплина