Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:38, курсовая работа
Перечень вопросов, подлежащих разработке: понятие, сущность и этапы бесед и деловых переговоров, психология ведения бесед и деловых переговоров, практические рекомендации, основные принципы и приемы, способствующих наиболее эффективному ведению бесед и деловых переговоров.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ВЕДЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ БЕСЕД И ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ 8
1.1 Понятие, цели и этапы бесед и деловых переговоров 8
1.2 Психологические требования к ведению эффективных бесед и деловых переговоров 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ БЕСЕД И ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ 26
2.1 Подготовка и проведение деловых переговоров 26
2.2 Рекомендации по ведению деловых переговоров 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
При определении состава делегации
следует учесть, кто возглавит
делегацию, и кто персонально
будет участвовать в
Первые контакты с партнером (предпереговоры)
При установлении рабочих отношений
с предполагаемым партнером можно
запросить (если необходимо) дополнительную
информации (например, техническую
документацию). Все организационные
моменты предстоящих
Предложения по повестке дня (какие
вопросы и в какой
Проведение деловых переговоров
Организационный момент начала переговоров предусматривает расположение членов делегации в помещении, где проводятся переговоры: глава делегации садится в центре, напротив него - глава партнерской делегации; справа от главы - второе лицо в делегации, слева - переводчик (при необходимости).
Во время встречи обсуждение позиций сторон ведется спокойным, доброжелательным тоном, даже в том случае, если партнер чем-либо раздражен или агрессивен. Все предложения собеседника по переговорам необходимо выслушивать до конца, спокойно и перебивая.
После того, как переговоры закончились и подписан протокол о намерениях (контракт, договор), устраивается протокольное мероприятие (например, прием)
Этапы ведения переговоров
На первом этапе уточняются интересы, позиции, цели и т.д. участников переговоров. Как бы хорошо не была проведена подготовка, всегда остается ряд невыясненных моментов. Необходимо уточнить неясные моменты в позиции партнера, выслушав его и задав ему вопросы. Не следует допускать затягивания этапа уточнения, так как слишком подробное выяснение несущественных деталей не даст возможности сосредоточиться на главном. В результате будет потерян переговорный темп, и, вполне, возможно, сорвутся переговоры.
При этом важно выяснить до конца все существенные детали, чтобы не было различного толкования договоренностей, следствием чего может стать конфликт с партнером.
На втором этапе ведется обсуждение позиций. Главное на этом этапе - аргументация предлагаемых решений, поэтому целесообразно основное внимание при аргументации уделить взаимной выгоде в случае принятия того или иного решения. (см. Приложение А)
Основной задачей третьего этапа является согласование позиций. Сначала рекомендуется согласовать общие контуры соглашения (выработать общую формулу), затем обсудить детали. Эта тактика экономит время. Однако прежде чем следовать ей, необходимо на это получить согласие партнера.
На заключительном этапе переговоров стороны приступают к редактированию текста и выработке конкретных соглашений. В итоговом документе, как правило, излагаются основные принципы подхода к решению проблем. После основного соглашения принимается ряд вспомогательных документов, в которых принятые решения конкретизируются.
Указанные этапы не всегда четко разграничены. Но в целом следует придерживаться определенной последовательности в решении задач при ведении переговоров.
Анализ переговоров
По окончании переговоров
Выполнение договоренностей
В зависимости от того, насколько точно и аккуратно вы соблюдаете договоренности, зависят не только ваши отношения с данным партнером, но и репутация в целом. В том случае, если возможен срыв выполнения договоренностей по вашей вине, заранее поставьте партнера в известность, предложив варианты компенсации (если они не оговорены в договоре).
Следует заметить, что в последние годы, как бы парадоксально это ни звучало, не было открыто ни одного нового фундаментального принципа ведения деловых бесед, хотя заметен существенный прогресс в разработке техники и тактики их ведения. Из имеющегося в этой области опыта мы выделим пять основных принципов, которые являются универсальными и могут быть применены в любой ситуации.
Первый принцип - привлечь внимание собеседника. Если вы не в состоянии сделать это, если партнер вас не слушает, зачем вам вообще что-то говорить? (Начало беседы).
Второй принцип - пробудить в вашем собеседнике заинтересованность. Когда партнер проявит желание к беседе, потому что уверен, что ваши предложения будут ему полезны, это означает, что он вас будет с удовольствием слушать (Передача информации).
Третий принцип - принцип детального обоснования. На основе вызванного интереса надо убедить партнера в том, что он поступит разумно, согласившись с вашими идеями и предложениями, так как их реализация принесет ему и его предприятию пользу (Аргументация).
Четвертый принцип - выявить интересы и устранить сомнения вашего партнера. Если партнер ведет себя осторожно и не видит возможности применения ваших идей и предложений на своем предприятии, хотя и понимает их целесообразность, вы должны выяснить и разграничить его желания (нейтрализация, опровержение замечаний).
Пятый принцип - основной - заключается в преобразовании интересов партнера в окончательное решение (Принятие решения).
Наряду с этими пятью
Таким образом, обобщив изученный
материал по подготовке и проведению
деловых переговоров, следует подчеркнуть,
что успех переговоров
Переговоры лучше всего вести по намеченному плану и начинать с наиболее важных аспектов повестки дня. Затем обсудить те проблемы, по которым нет разногласий. В ходе переговоров необходимо следить за тем, чтобы обсуждение вопросов не отклонялось от основной цели.
Во время переговоров главное внимание должно быть сосредоточено на интересах, а не на подходах, поскольку цель переговоров заключается в удовлетворении подспудных интересов участников.
Успех на переговорах достигается логикой рассуждений. Поэтому следует понять логику партнера. Необходимо найти факты, усиливающие вашу позицию. Не следует выделять факты, усиливающие позицию партнера и акцентировать внимание на расхождениях, если они не принципиальны.
Если в ходе переговоров возникло напряжение, необходимо сделать паузу, пересесть на другое место. Но при этом не следует показывать свое раздражение, повышать голос. Улыбка и доброжелательность помогают в самых сложных ситуациях. (см. Приложение Б)
Переговоры надо вести активно, убедительно, но ненавязчиво. Выражать свои мысли кратко и точно. Короткие предложения воспринимаются лучше, чем длинные, и активнее фиксируют внимание собеседника.
При выработке решения необходимо настаивать на использовании объективных критериев: общих подходов, ценностей, законов, правил, профессиональных норм, экспертных оценок, прецедентов, цен и т.п. Это позволит достигнуть оптимального варианта соглашения для обеих сторон.
После принятия решения обеими сторонами важно дать объективную оценку проделанной работе, отметить ее положительные стороны и недостатки, выяснить причины допущенных просчетов. Не менее важно принять все меры к выполнению соглашений с тем, чтобы закрепить достигнутый успех, добиться поставленных целей, сохранить деловые отношения с партнерами на будущее.
Необходимо помнить, что последствия плохо организованных переговоров - это не только материальные потери и упущенная выгода на данный момент, но и возможные убытки в долгосрочной перспективе, утрата доверия со стороны партнеров и в бизнесе.
Для успешного ведения деловых переговоров участникам можно рекомендовать соблюдать такие принципы:
Информация о работе Психологические требования к ведению эффективных бесед и деловых переговоров