Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа
Цель КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.
Задачи КР:
выявить предпосылки возникновения психологического течения в социологии
проследить развитие психологического течения
рассмотреть основные ответвления в психологизме, наиболее подробно на примере теорий Г.Тарда
сделать вывод о значимости психологического направления в развитии социологии
Введение
Предпосылки возникновения и развитие психологического направления в социологии.
Идеи Г. Тарда. Теория подражания.
Заключение.
Библиографический список.
Не
ограничиваясь этими общими соображениями,
Тард дает весьма тонкий психологический
анализ различных форм массовых коммуникаций
и межличностного общения, в частности
разговора. Наблюдения Тарда во многом
предвосхитили дальнейшее развитие
теории массовых коммуникаций и психологии
общения. Вместе с Георгом Зиммелем
он выдвинул в центр научного исследования
проблему межличностного взаимодействия
И его социально-
Впоследствии
эти и другие идеи французского мыслителя,
касающиеся средств массовой информации,
получили развитие в социологических
исследованиях общественного
Что
же касается его главного "изобретения"
— теории подражания, то — парадоксально,
но факт — она не оказала сколько-нибудь
заметного воздействия на последующее
развитие социологической мысли. Более
того, ряд ее основных положений
был подвергнут критике. Так, В. Вундт
обращал внимание на туманность и
неопределенность подражания. Критиковал
эту теорию и Э. Дюркгейм, утверждая,
что нельзя любые повторяющиеся
действия характеризовать только с
позиций подражания, а людей рассматривать
подобно панурговым баранам. Речь шла
о некоторой вульгаризации
Проблематичны
и многие сформулированные Тардом «законы».
Тезис, что подражание идет «изнутри
наружу», связан с теорией, выводящей
акт поведения из осознанного
мотива. Однако нередко подражание
или усвоение нового образца начинается
как раз с внешних, поверхностных
черт, а сознание лишь впоследствии
подстраивается под уже сложившуюся
экспрессивную форму. «Закон», согласно
которому подражание всегда идет «сверху
вниз», хотя и подтверждается многими
фактами, тоже не универсален, ибо покоится
на идее незыблемости стратификационной
системы общества: общеизвестно, что
многие инновации в сфере культуры
возникали как раз среди «
Теория
подражания выходит за рамки интрапсихических
процессов, делая предметом и
единицей социологического исследования
не отдельно взятого индивида, а
процесс межличностного взаимодействия.
Но это взаимодействие она понимает
еще более внешним и
Заключение
В центре внимания психологической социологии стояли проблемы общественного (группового, коллективного) сознания, его природы, структуры и функций. Детально обсуждались важнейшие процессы и психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия, такие, как психическое заражение, внушение, подражание, а также социальное содержание самой человеческой личности. Отказавшись от биологического подхода учёные стремились преодолеть ещё и ограниченность эволюционизма. Важнейшим положительным результатом этого было возникновение социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Но так как она возникла на стыке социологии и психологии, то новое направление долго не могло определиться с предметом своего изучения.
Для Тарда социальная, общественная, или интерментальная, психология, по сути дела, синоним социологии: значимых различий между ними он не проводит. Лебон, Болдуин, Мак-Дугалл и Кули попеременно называют свой подход то социально-психологическим, то социологическим. Даже когда внимание концентрируется на общесоциальных проблемах и отношениях, они интерпретируются как «сгустки» межличностных отношений или как их специфические аспекты.
Психологическое
направление было шагом вперед как
в логико-методологическом плане, связанном
с пониманием и исследованием
феномена «социальная реальность»,
так и в построении теоретической
концепции общественного
Психологическая социология
Однако
сведение предмета социологии только
к психологическим (социально-психологическим)
аспектам взаимодействия оставляет
в тени многие общественные отношения
и процессы, их структуру и динамику,
институциональный срез общества. Понятно,
что многие аспекты социальной действительности,
происхождение тех или иных социальных
общностей и их функционирование
нельзя свести к отдельным актам
человеческой психики или феноменам
психологического взаимодействия.
Библиографический
список
Информация о работе Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий