Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.
Задачи КР:
выявить предпосылки возникновения психологического течения в социологии
проследить развитие психологического течения
рассмотреть основные ответвления в психологизме, наиболее подробно на примере теорий Г.Тарда
сделать вывод о значимости психологического направления в развитии социологии

Содержание

Введение
Предпосылки возникновения и развитие психологического направления в социологии.
Идеи Г. Тарда. Теория подражания.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

     Не  ограничиваясь этими общими соображениями, Тард дает весьма тонкий психологический  анализ различных форм массовых коммуникаций и межличностного общения, в частности  разговора. Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения. Вместе с Георгом Зиммелем он выдвинул в центр научного исследования проблему межличностного взаимодействия И его социально-психологических  механизмов.

     Впоследствии  эти и другие идеи французского мыслителя, касающиеся средств массовой информации, получили развитие в социологических  исследованиях общественного мнения, массовых средств коммуникации, теориях "массового общества", в становлении  новой науки — социальной психологии, одним из создателей которой по праву  считают Тарда. Значение его творчества для последующего развития социологии нельзя недооценивать. Его работы сыграли  большую роль в проводившихся  в XX в. исследованиях проблем политической социологии, психологии экономической  деятельности людей, логики, моды, толпы, публики, преступности и других -социологических  и социально-психологических явлений.

     Что же касается его главного "изобретения" — теории подражания, то — парадоксально, но факт — она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на последующее  развитие социологической мысли. Более  того, ряд ее основных положений  был подвергнут критике. Так, В. Вундт  обращал внимание на туманность и  неопределенность подражания. Критиковал эту теорию и Э. Дюркгейм, утверждая, что нельзя любые повторяющиеся  действия характеризовать только с  позиций подражания, а людей рассматривать  подобно панурговым баранам. Речь шла  о некоторой вульгаризации процесса подражания, которая иногда допускалась  под влиянием этой теории Тарда. Современные  исследователи видят ее слабость в том, что она допускала лишь подражание "изнутри наружу" и  таким образом выводила акт поведения  из осознанного мотива. Но "нередко  подражание или усвоение нового образца  начинается как раз с внешних, поверхностных черт, а сознание лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму"14

     Проблематичны и многие сформулированные Тардом «законы». Тезис, что подражание идет «изнутри наружу», связан с теорией, выводящей  акт поведения из осознанного  мотива. Однако нередко подражание или усвоение нового образца начинается как раз с внешних, поверхностных  черт, а сознание лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся  экспрессивную форму. «Закон», согласно которому подражание всегда идет «сверху  вниз», хотя и подтверждается многими  фактами, тоже не универсален, ибо покоится на идее незыблемости стратификационной  системы общества: общеизвестно, что  многие инновации в сфере культуры возникали как раз среди «низов», а затем усваивались «верхами» (достаточно вспомнить христианство).

     Теория  подражания выходит за рамки интрапсихических процессов, делая предметом и  единицей социологического исследования не отдельно взятого индивида, а  процесс межличностного взаимодействия. Но это взаимодействие она понимает еще более внешним и механическим образом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В центре внимания психологической социологии стояли проблемы общественного (группового, коллективного) сознания, его природы, структуры и функций. Детально обсуждались важнейшие процессы и психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия, такие, как психическое заражение, внушение, подражание, а также социальное содержание самой человеческой личности. Отказавшись от биологического подхода учёные стремились преодолеть ещё и ограниченность эволюционизма. Важнейшим положительным результатом этого было возникновение социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Но так как она возникла на стыке социологии и психологии, то новое направление долго не могло определиться с предметом своего изучения.

     Для Тарда социальная, общественная, или  интерментальная, психология, по сути дела, синоним социологии: значимых различий между ними он не проводит. Лебон, Болдуин, Мак-Дугалл и Кули попеременно  называют свой подход то социально-психологическим, то социологическим. Даже когда внимание концентрируется на общесоциальных проблемах и отношениях, они интерпретируются как «сгустки» межличностных  отношений или как их специфические  аспекты.

     Психологическое направление было шагом вперед как  в логико-методологическом плане, связанном  с пониманием и исследованием  феномена «социальная реальность», так и в построении теоретической  концепции общественного развития. Так представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, «направленной эволюции», то есть разумного управления социальными процессами. Высшая, собственно человеческая ступень эволюции характеризовалась не действием «слепых сил природы», а проявлением идеальной цели.

       Психологическая социология привлекла  большое внимание к исследованию  таких проблем как общественное  мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.

     Однако  сведение предмета социологии только к психологическим (социально-психологическим) аспектам взаимодействия оставляет  в тени многие общественные отношения  и процессы, их структуру и динамику, институциональный срез общества. Понятно, что многие аспекты социальной действительности, происхождение тех или иных социальных общностей и их функционирование нельзя свести к отдельным актам  человеческой психики или феноменам  психологического взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический  список 

  1. Вундт В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории  социологии XIX-ХХ веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.
  2. Гиддингс Ф. Г. Основания социологии. // Тексты по истории социологии XIX-ХХ веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.
  3. Западная теоретическая социология/ под.ред. И.А. Громов - М.: Издательство «Ольга»,1996.
  4. Зборовский Г.Е.  История социологии. Изд-во: Гардарики, 2004. 
  5. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Маркет, 1995.
  6. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. М.: Издательство НОРМА, 2001. 
  7. Тард Г. Общественное мнение и толпа. Институт психологии РАН, Издательство «КСП+». 1999 г.
  8. Тард Г. Социальная логика. пер. с фр. СПб., 1996.

Информация о работе Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий