Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:22, реферат
Просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма, здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления.
Введение 3
1. Номиналистический психологизм Г. Тарда 6
2. Социологическая (социально-психологическая) теория Г.Лейба 11
3. Психоаналитическая теория З.Фрейда 20
Впоследствии эти и
другие идеи французского мыслителя, касающиеся
средств массовой информации, получили
развитие в социологических исследованиях
общественного мнения, массовых средств
коммуникации, теориях "
Что же касается его главного
"изобретения" - теории подражания,
то - парадоксально, но факт - она не оказала
сколько-нибудь заметного воздействия
на последующее развитиесоциологической мысли. Более того, ряд ее основных
положений был подвергнут критике. Так,
В. Вундт обращал внимание на туманность
и неопределенность подражания. Критиковал
эту теорию и Э. Дюркгейм, утверждая, что
нельзя любые повторяющиеся действия
характеризовать только с позиций подражания,
а людей рассматривать подобно панурговым
баранам. Речь шла о некоторой вульгаризации процесса подража
Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) родился 7 мая 1841 г. в Ножан- ле-Ротру, в провинции Эвр- и- Луара во Франции. На родине он получил классическое образование в лицее города Тур, однако хорошей успеваемостью юный Г. Лебон похвастаться не мог.
В юности Г.Лебон не отличался пристрастием к социологии и психологии. В 1960 г. он поступает в Парижский университет на факультет медицины, который оканчивает через шесть лет после успешно пройденной практики в одном из парижских госпиталей. Первой научной работой Г. Лебона стала статья, посвященная хроническим заболеваниям людей, проживающих в болотистых местностях.
Удивительно, как Г. Лебону удавалось облекать в ясно выраженную и обобщенную форму идеи, которые витали в воздухе, и которые другие либо попросту не замечали, либо высказывали туманно. Таким образом, в результате участия Г. Лебона во франко- прусской войне 1870- 1871 гг. появляется его новый труд о поведении человека в экстремальных условиях тотального поражения и роли военного руководства.
Период жизни Г. Лебона с 1871 по 1914 гг. можно охарактеризовать уже как социально-психологический. Многочисленные поездки по Европе, Северной Африке и Азии (во время этих путешествий было написано более половины его работ по археологии и антропологии) помогли Г. Лебону первым выдвинуть идею о том, что психология- это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов. Среди основных работ автора можно отметить: «Психологические законы эволюции народов» (1894), «Психология народов» (1894), «Психология толп» (1895), «Психология социализма» (1898), «Психология народов и масс» (1895), «Психология революций» (1812), «Взгляды и верования» (1911), «Эволюция современного мира» (1927) и др.
Серж Московичи отмечает, что жизнь Г. Лебона замечательна во многих отношениях: «Его рождение случайно совпало с моментом, когда появились первые ростки прогресса. Зрелые годы проходили во времена второй империи, период промышленной революции, военного поражения и гражданской войны»1.
А ведь именно теория поведения толпы Г. Лебона была выдвинута французским социальным мыслителем примерно в начале XX века, когда в Европе проходили глубокие перемены: разрушались «старые порядки» во всех сферах жизни общества. Г. Лебон оказался среди тех, кто «ощущал опасность этих перемен и угрозу эры массовых беспорядков. В жизни обладая ярко выраженным пристрастием к аристократии, Г. Лебон полагал, что народное правительство означает власть толпы, народные массы полностью лишены разума, а элита олицетворяет самые великие достижения человечества»2. Он с ужасом воспринял Французскую революцию, которая была для него апогеем иррациональности. Таким образом, теории Г. Лебона отражают консервативные взгляды того времени.
Несмотря на то, что Г. Лебон получил профессию врача и в течение первой половины своей жизни занимался археологией и антропологией, именно социальная психология в дальнейшем сделала его знаменитым. Г. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противостояния масс и элит.
Он был одним из первых, кто попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он считал, что большими массами людей вследствие их волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. В этом случае происходит снижение уровня интеллекта, падение ответственности, самостоятельности, критичности, в результате чего исчезает личность как таковая3. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции мнений и верований толпы.
Однако, прежде чем перейти непосредственно к описанию концепции мнений и верований, кажется уместным рассказать о ключевых положения концепции «души толпы» и о вкладе Г. Лебона в теорию общественного мнения.
Автор рассматривает массу как топу
(однородную или разнородную). Любая реакция массового
сознания, сознания толпы, а,
Как отмечает Д.П. Гавра, работы Г. Лебона внесли существенный вклад в начинавшую складываться теорию общественного мнения. «В них содержаться важные и не утратившие свою актуальность соображения о психологическом наполнении изучаемого явления, возможных социально-психологических механизмах его продуцирования»4. Кроме того работы автора оказали несомненное влияние на становление американской социологии и социальной психологии (Д. Болдуин, Ч. Эллвуд, Ч. Кули).
Согласно Г. Лебону все факторы можно разделить на две составляющие (как говорит сам Г. Лебон, два «рода факторов»): факторы непосредственные и факторы отдаленные. В данной главе подробно остановимся на отдаленных факторах мнений и верований толпы.
Отдаленные факторы – это «те, которые делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнуться некоторыми другими взглядами»5. По мысли Г. Лебона это наиболее фундаментальные факторы, которые подготавливают почву для новых идей и прочих влияний.
К отдаленным факторам Г. Лебон относит такие общие факторы, которые встречаются в глубине всех верований и мнений толпы. В их числе автор выделяет расу, традиции, время, учреждения и воспитание. Вслед за Г. Лебоном проследим роль всех этих разнообразных факторов.
Раса.
Г. Лебон ставит фактор расы в первых рядах, так как своим значением он превосходит все другие факторы. Это как бы «субстанция общества». Автор пишет, что все элементы цивилизации есть выражение души расы. Г. Лебон доказал, что элементы, из которых образуется цивилизация (искусство, учреждения и верования) составляют непосредственно продукты «расовой души». При этом, как отмечает Г. Лебон, влияние расы таково, что ни один из этих элементов не может перейти от одного народа к другому, не подвергнувшись самым глубоким изменениям. Этим, как пишет автор, объясняется, к примеру, тот факт, что «толпа разных стран имеет большие различия в своих верованиях и поступках и что на нее нельзя влиять одинаковым образом»6.
Традиции.
Раса по Г. Лебону воплощает идеи, потребности и чувства в традициях. При анализе исторического процесса, который был проделан Г. Лебоном в рамках предшествующего труда «Психология народов», возникает слабость предположить, что традиции одной расы переходят к другой, например вследствие завоеваний. Однако Г. Лебон предостерегает, что «ни один из элементов цивилизации не переходит в неприкосновенном виде от одного народа к другому»7. Этот переход подразумевает радикальные изменения. Как пишет автор «общество не может порвать со своим прошлым и не может быть переделано во всех направлениях»8, как бы не хотелось этого политикам в угоду рациональным представлениям о должном.
Как отмечает Г. Лебон, люди в особенности тогда руководствуются традициями, когда они находятся в толпе. Именно толпа по Г. Лебону является «самой стойкой хранительницей традиционных идей и всего упорнее противится их изменениям». В особенности это касается каст. Также, Г. Лебон выводит взаимосвязь традиции и прогресса. Как пишет автор: «без традиций не может быть цивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса»9. Трудность заключается в том, чтобы найти баланс между традициями и новациями.
«Народ- это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений»10. В этом плане над расой всегда будет стоять следующий фактор, время.
Время.
Время по мысли Г. Лебона является единственным «истинным творцом» и единственным «великим разрушителем». Именно время способствует возникновению, развитию и уничтожению верований. Время же дает им силу и могущество; и именно это время лишает их и того, и другого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, как минимум, почву, на которой они могут развиваться. Именно поэтому, отмечает Г. Лебон, некоторые идеи могут быть осуществимы только в определенные эпохи, так как корни каждой из них можно найти в отдаленном прошлом.
Прежде чем перейти к описанию следующего фактора, автор приводит цитату Лавосса, раскрывающую взаимосвязь времени и политических и социальных учреждений. «Никакой режим не возник в один день. Политические и социальные организации создаются веками»11.
Политические и социальные учреждения.
Утверждение, что социальные и политические учреждения могут исправить недостатки общества и что прогресс народов является следствием усовершенствования учреждений и правительств, не истинно, как заявляет Г. Лебон, поскольку именно эта идея была предпосылкой преобразований Французской революции. Не так легко «переделать идеи, чувства, нравы посредствам одного только изменения кодексов»12. Учреждения и правительства – это продукт расы и эпохи. Даже в одной стране учреждения, пригодные в одно время, могут оказаться бесполезными и вредными в другое. Как замечает Г. Лебон, во власти народа лишь изменение названия учреждений (посредствам насильственных революций). При этом сущность их не изменяется. В пример автор приводит Англию (Великобританию),- страну с монархическим режимом правления, при этом являющуюся одной из самых демократичных стран, в отличие от многих других республик. Кроме того, Г. Лебон делает заключение, что нельзя действовать на душу толпы посредствам учреждений.
Образование и воспитание.
Как пишет Г. Лебон, роль образования, которое дается молодому поколению в какой-нибудь стране, сводится к предвидению участи, которая ожидает эту страну. Воспитание и образование до некоторой степени могут улучшить или испортить душу толпы. При этом, как отмечает автор, образование непременно должно улучшить людей и даже создать между ними равенство.
Итак в данной главе, следуя логике автора, были рассмотрены отдаленные (подготовительные) факторы, развивающие в душе толпы особенную восприимчивость (одно из специфических свойств толпы наряду с импульсивностью, изменчивостью, раздражительностью; преувеличением и односторонностью чувств; нетерпимостью, авторитетностью, консерватизмом и, наконец, нравственностью толпы). Прежде чем сделать должные выводы рассмотрим факторы, действующие на толпу непосредственным образом.
Непосредственные факторы являются вторым родом факторов, оказывающих влияние на характер мнений и верований толпы. Среди этого рода факторов Г. Лебон выделяет образы, слова и формулы; иллюзии; опыт и, наконец, рассудок. Прежде чем обратиться к каждому из этих факторов в отдельности, сформулируем четкое отличие непосредственных факторов от факторов отдаленных, о которых шла речь в первой главе.
Непосредственные факторы
в отличие от факторов отдаленных
оформляют уже сложившееся
Образы, слова и формулы.
Одним из самых важных непосредственных факторов Г. Лебон называет использование определенных слов и формул. Вследствие таких свойств толпы, как податливость внушению и легковерие, в особенности образам, слова и формулы действуют на толпу магически. Искусно обработанные формулы «могут возбудить в душе толпы самые грозные бури, но умеют также и успокаивать их»15. Притом Г. Лебон отмечает, что зачастую слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. В пример автор приводит такие слова, как демократия, социализм, равенство или свобода, точный смысл которых неразъяснен даже в толстых томах и которые воспринимаются толпой так, как будто они в состоянии разрешить все проблемы.
Информация о работе Психологическое направление в социологической теории