Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время, когда нестабильность в экономике и социальной сфере стала постоянным явлением, появляется все больше людей, требующих к себе особого внимания и заботы. Среди них многодетные семьи и одинокие матери, престарелые и больные люди, инвалиды войны и труда, представители незащищенных слоев населения. Особое место в этой группе занимают дети-инвалиды, число которых в России увеличивается ежегодно. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет в России 545 тысяч человек. А численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике [8].
Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность основных понятий социальной работы с детьми-инвалидами…………5
Глава 2. Особенности детей-инвалидов и их развитие в Центре детского творчества …….13
Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества
и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………
Признание права ребенка-инвалида жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества[23].
Дети - инвалиды должны получить возможность участия в общественных мероприятиях, иметь равные возможности на право и особое внимание государства на реабилитацию и получение образования, повседневную жизнь в современном обществе.
В статьях 18 и 19 Закона Российской Федерации « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представлены вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов [33]. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное (дополнительное) воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Детям-инвалидам дошкольного и школьного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры. Основная цель ранней социально-реабилитационной работы — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и творческого развития ребенка, имеющего нарушения здоровья и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей социальным и педагогическим работникам достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) педагогические коллективы, имеющих детей-инвалидов, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к педагогам как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной обстановки и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни, состояния здоровья ребенка-инвалида.
Закон декларирует гарантированность образования. Организация образовательного процесса для инвалидов в образовательных учреждениях регулируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных, региональных, муниципальных органов исполнительной власти. Однако по-прежнему актуальной остается проблема интегрированного образования. Доля инвалидов, обучающихся в обычных, неспециализированных учебных заведениях слишком мала.
Нормой жизни ребенка-инвалида до последнего времени являлась изоляция от здоровых сверстников, ограничение в общении и информации и как следствие - неуверенность в себе, страх перед миром здоровых детей и взрослых. Образовательные учреждения были, есть и остаются одними из важнейших институтов, создающих условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребенка-инвалида [19].
Особое значение в разработке перспективных форм образовательной деятельности с этой категорией детей имеет опыт учреждений дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе добровольного выбора занятий, приобщения к творчеству, искусству, культуре» [5].
Учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [6]. Именно в этих учреждениях педагогов, детей и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Анализ
современных нормативных документов и
актов позволяет представить дополнительное
образование детей, как образование призванное
выполнять государственный заказ по социализации
детей и способствовать социальной защите
личности, ее социальному формированию
и развитию в соответствии с Законом «Об
образовании» [31], а также полидисциплинарный
характер его кадрового обеспечения (психологи,
педагоги дополнительного образования,
педагоги-организаторы, социальные педагоги,
социальные работники и др.) создают дополнительные
предпосылки и уникальные возможности
для воспитания и оздоровления детей-инвалидов,
позволяют удовлетворять при определенных
условиях индивидуальные творческие интересы
и запросы ребенка-инвалида, адекватные
состоянию здоровья, восстанавливать
и расширять его социальные связи. Проблема
использования специфических возможностей
учреждений дополнительного образования
детей в данном контексте исследована
недостаточно. Именно поэтому в данной
сфере, сегодня ведется поиск путей решения
таких проблем, как: социальная защита
прав детей-инвалидов, адаптация их жизни
в обществе, помощь детям с проблемами
в развитии. Помощь семье, пережившей стресс
рождения ребенка с врожденными аномалиями,
или появления отклонений в раннем детстве,
должна быть не столько психологически
глубокой, сколько широкой по охвату проблем,
а также участников событий, в число которых
входят члены семьи и их родственники.
В такой ситуации, к которой семья, как
правило, оказывается совершенно неподготовленной,
она нуждается в помощи специалиста, который
смог бы активно войти в ее конкретную
жизненную ситуацию, смягчить воздействие
стресса, помочь мобилизовать имеющиеся
внутренние и внешние ресурсы всех членов
семьи. Таким специалистом, профессионально
подготовленным к решению такого рода
социально-психолого-
В культуре, ориентированной на индивидуальные ценности, главной целью работы с особыми детьми является раскрытии скрытого потенциала личности через разнообразие видов детского творчества, способность к художественному самовыражению, к игровому освоению мира, к творческому общению. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество – уникальность его результата [26].
Творчество детей-инвалидов может стать базой реабилитационной деятельности. Организуется опосредованное общение здоровых детей и детей-инвалидов, желательно близких по возрасту или по определенным творческим интересам. В на настоящее время в цивилизованном мире в работе с детьми-инвалидами используется метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога, при активном содействии социальных работников. В группе с помощью специальной системы психологических упражнений и игр у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы, быть счастливым. Это очень важно, поскольку в общении находят удовлетворение основные социальные потребности личности: быть любимыми, оцененными, признанными. Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный аспект связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе, о психологии.
Эмоциональный аспект касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих неуспехов и недостатков, переживания снижения своей самооценки.
Поведенческий
аспект проявляется в
Контингент
участников подобных групп
Важнейшими условиями развития креативных способностей ребенка является регулярность художественных занятий и востребованность результатов художественного творчества со стороны общества. Творчество продлевает жизнь. Люди творческих профессий, занимающиеся до конца своих дней интеллектуальным трудом, живут дольше и сохраняют живость ума и доброе здоровье до последних дней [3, с. 94-98]. Этому есть и биологическое объяснение: при творческой деятельности задействована кора больших полушарий головного мозга, т.е. она «тренируется», не «атрофируется» (подобно мышцам при физической нагрузке). Тогда как для привычной повседневной деятельности кора больших полушарий нам не нужна. Для детей-инвалидов способность мыслить креативно всегда пригодится в повседневной жизни при решении проблем. Часто основным препятствием на пути эффективного решения стоит невозможность взглянуть на вещи с другой стороны, выйти за рамки привычных представлений. Креативное мышление преодолевает эту трудность. По этому поводу Эдвард де Боно пишет: «Проблема — это всего лишь несоответствие между тем, что человек имеет, и тем, что он хочет. Проблемы бывают трех типов:
Еще один немаловажный пункт, связанный с необходимостью развития креативности, — воспитание детей-инвалидов. В детстве навыки усваиваются наиболее эффективно. Научив, ребенка творческому мышлению вы обеспечите ему дополнительное преимущество в жизни. В работе с детьми-инвалидами необходимо научить ребенка повысить степень креативности собственной жизни, более творчески подходить к решению повседневных проблем и просто получать больше удовольствия от жизни благодаря творчеству, и тогда можно считать цель работы достигнутой. Среди основных задач данной работы мы выделяем следующее:
«Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового», - пишет Н.С.Лейтес [13].
Глава 2. Особенности детей и их развития в Центре детского творчества.
Местом настоящего исследования стало муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества муниципального образования Дубенский район. В исследовании приняли участие 5 педагогов дополнительного образования, 2 специалиста административно-методического состава, 2 государственного учреждения Тульской области «Учреждения социальной защиты населения Дубенского района».
Особенность работы состоит в том, что ее основу составляет психологические, педагогические, коррекционные и социально - реабилитационные мероприятия с детьми-инвалидами. Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности своего существования. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл учебно-воспитательных мероприятий. Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил дополнительное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в дальнейшей жизни.
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. В современную педагогическую науку термин был введён в 1988 году Г.Ф. Кумариной [14, с. 138-141].
Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Все
педагоги, которым предстоит общение с
«нетипичными» детьми, проходят через
систему консультаций социальных работников,
имеющих точные сведения о заболевании
ребенка, о его материальном благополучии,
отношения к нему в семье; опытного психолога
Центра раскрывающего психофизические
особенности ребенка-инвалида в зависимости
от типа заболевания и конкретной степени
утраты здоровья. При непосредственном
участии психологической службы Центра
педагоги определяют соответствующие
формы образовательной деятельности,
в наибольшей мере адекватные возможностям
детей с теми или иными нарушениями здоровья.
Система социально-психолого-