Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время, когда нестабильность в экономике и социальной сфере стала постоянным явлением, появляется все больше людей, требующих к себе особого внимания и заботы. Среди них многодетные семьи и одинокие матери, престарелые и больные люди, инвалиды войны и труда, представители незащищенных слоев населения. Особое место в этой группе занимают дети-инвалиды, число которых в России увеличивается ежегодно. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет в России 545 тысяч человек. А численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике [8].
Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность основных понятий социальной работы с детьми-инвалидами…………5
Глава 2. Особенности детей-инвалидов и их развитие в Центре детского творчества …….13
Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества
и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………
7. Существует небольшая группа детей, с которыми работают педагоги Центра детского творчества, это ослабленные дети, требующие коррекции. Танцевально-двигательная терапия, концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает детям-инвалидам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие танцтерапии педагог помогает инвалидам развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Ритмическая деятельность и танцы - играют очень важную роль в программе для инвалидов. Особенно для детей-инвалидов, поскольку они дают возможность выразить самого себя, показать принадлежность к группе, приспособиться к окружающей среде и т.д. Также программа позволяет познать движения тела, вес и время, познать пространство, структуру тела, основные двигательные функции, протекание этих движений, узнать партнёра и группу. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка [3].
Благодаря данным занятиям происходит развитие интеллектуальных способностей ребенка, развитие движений, памяти, мышления, речи. Большое внимание уделяется развитию мелкой и крупной моторики. Интеллектуальная деятельность, в чередовании с подвижными играми, позволяет поддерживать интерес ребёнка к занятию на протяжении всего времени. Лепка, рисование кисточками и пальчиками, «математические» игры, музыкальные ритмические занятия, игры с предметами, изучение новых слов, исследование окружающего мира – всё это входит практически в каждое занятие. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности [11, с. 89-96]. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности Специфика обучения лепки, как художественной сферы детской деятельности в том, что в ее основе лежит не количественное наращивание суммы знаний, умений и навыков, а развитие способности изображать то, что для ребенка интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, другим людям, самому себе). Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая.(Приложение 4). В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
Очевидно, что работа с различными группами детей, имеющих проблемы в развитии, требует высокого профессионализма специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, социальных педагогов; наличия определенного комплекса знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью этой деятельности. Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что, с одной стороны, общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида, ограничить его социально. С другой стороны, боясь инвалидов, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. В лучшем случае они уходят в себя [17, с. 58-62].
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей таких детей, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни ребенка.
Важным условием организации образовательного процесса для детей - инвалидов, без которого невозможно его организовать, является педагог, который должен управлять сложным процессом, уметь планировать участие всех учеников в учебной деятельности. Однако в настоящее время единицы педагогов имеют подготовку по коррекционной педагогике и специальной психологии для грамотного обучения ребенка-инвалида. Возникает необходимость организованной помощи работников социальной защиты населения, непосредственно, имеющих огромный опыт работы с детьми-инвалидами и их семьями.
Право родителей, выбирать образовательное учреждение, закреплено в положениях действующего российского законодательства, начиная с Конституции Российской Федерации [10]. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем. Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалиста. Несмотря на различия в особенностях развития, дети имеют ряд общих черт, а именно:
- отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды;
- нарушение системы психической деятельности, в том числе снижение умственной работоспособности, которое проявляется в повышенной истощаемости психических процессов;
- трудности в овладении речью. Для большинства детей с нарушениями в развитии характерны также изменения в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной чувствительности к обычным раздражителям, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями и реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении или в новой обстановке и могут стать одной из причин средовой и социальной дезаптации. Кроме того в семьях, где есть дети - инвалиды, может преобладать такой вариант как воспитание в «культе болезни», эмоциональное отвержение, что в свою очередь усугубляет нарушение психического развития ребенка-инвалида. Специфические нарушения деятельности и общения у детей-инвалидов могут способствовать своеобразному формированию личностных качеств. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе и самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. С возрастом эта диссоциация увеличивается. У ребенка-инвалида легко формируются иждивенческие установки, нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности [9, с. 1-6].
Отклонения
в развитии могут компенсироваться
в условиях специально организованной
среды, где социально-психолого-
Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов.
Инвалидность - это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате врожденного порока, травмы или заболевания.
Данная социальная проблема много лет решалась однотипно и стандартно по одному, всем известному пути, - ребенок-инвалид определялся в специализированное учреждение по своему профилю инвалидности. Направление человека в специальные заведения - попытка изоляции его от родных, знакомых, полноценной жизни. Сам факт отделения детей-инвалидов от общества способствует развитию «институционного менталитета», а это в свою очередь, представляет собой новый вид инвалидности, поскольку препятствует интеграции в общество.
Эта модель решения проблемы не соответствует соблюдению основного фактора развития и реализации человеческой личности - фактора активной жизнедеятельности.
Необходимы кардинальные изменения в теоретических и практических подходах к процессу социальной реабилитации детей-инвалидов. На государственном уровне необходимо помочь детям-инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности, предоставив средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Исходя, из выше сказанного процесс реабилитации будет представлять комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социальных, социально-экономических, педагогических, бытовых и других организационных мероприятий, направленных на поддержку и улучшение здоровья, и возвращение их к активной жизни. Пространство системы социальной работы, реабилитации и социального обслуживания детей-инвалидов регулируется целым рядом нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программой "Дети-инвалиды", Государственной программой Тульской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области» [21]. Целевое назначение программ направлено на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создание системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе. [21].
Диагностика
интересов и потребностей детей и родителей
населенного пункта Дубна показала, что
сегодня существует социальный заказ
на дополнительное образование детей
- инвалидов возрастной категории от 3-х
до 14 лет и их родителей. Опыт работы
педагогического коллектива Центра детского
творчества уже был. Процесс разработки,
корректировки анализа реализации индивидуальных
и групповых занятий образовательных
программ для детей-инвалидов находится
под контролем социально-психолого-
Схема1.Оосновополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением.
Схема2. Взаимодействие в системе образования предполагает повышение профессиональной компетенции работников образовательного учреждения в учреждениях повышения квалификации; организацию дополнительного образования через взаимодействие образовательного учреждения (школы) с учреждениями дополнительного образования детей и подростков - Центре детского творчества, специализирующегося на развитии различных видах творчества и реализующего программы дополнительного образования детей различной направленности: художественно-эстетической, туристко-краеведческий, социально-педагогической, культурологической.
Схема3. Управление социальной защиты содействует организации социальной помощи
детям-инвалидам
через работу служб социальной
защиты органов местного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Опыт Центра в данном направлении показывает: творческая среда, проектируемая с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования детей, а также физического, психического и умственного развития детей-инвалидов является пространством формирования творческой активности данной категории детей - одного из важнейших интегративных качеств личности. Наличие, которого жизненно необходимо каждому современному человеку. Одной из социальных проблем детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, являются проблемы с развитием, общением и обучением. С этой проблемой ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи социального работника, в лице которого очень часто выступает специалист государственного учреждения социальной защиты населения. Основными направлениями деятельности специалиста государственного учреждения социальной защиты населения с детьми – инвалидами в учреждении образования являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, специалист учреждения выявляет детей – инвалидов, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу. Деятельность Центра детского творчества предлагает широкий диапазон дополнительных образовательных услуг. О чем свидетельствуют публикации в районной газете «Наследие» муниципального образования Дубенский район (Приложение 1, 2, 3). Мы хотим, чтобы в нашем обществе было как можно больше счастливых и успешных людей.