Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время, когда нестабильность в экономике и социальной сфере стала постоянным явлением, появляется все больше людей, требующих к себе особого внимания и заботы. Среди них многодетные семьи и одинокие матери, престарелые и больные люди, инвалиды войны и труда, представители незащищенных слоев населения. Особое место в этой группе занимают дети-инвалиды, число которых в России увеличивается ежегодно. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет в России 545 тысяч человек. А численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике [8].

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность основных понятий социальной работы с детьми-инвалидами…………5

Глава 2. Особенности детей-инвалидов и их развитие в Центре детского творчества …….13

Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества
и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов……………………………..24

Заключение ………………………………………………………………………………………28

Список литературы ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Вера.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

7. Существует небольшая группа  детей, с которыми работают педагоги Центра детского творчества, это ослабленные дети, требующие коррекции. Танцевально-двигательная терапия, концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает детям-инвалидам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие танцтерапии педагог помогает инвалидам развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Ритмическая деятельность и танцы - играют очень важную роль в программе для инвалидов. Особенно для детей-инвалидов, поскольку они дают возможность выразить самого себя, показать принадлежность к группе, приспособиться к окружающей среде и т.д. Также программа позволяет познать движения тела, вес и время, познать пространство, структуру тела, основные двигательные функции, протекание этих движений, узнать партнёра и группу. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка [3].

Благодаря данным занятиям происходит развитие интеллектуальных способностей ребенка, развитие движений, памяти, мышления, речи. Большое внимание уделяется развитию мелкой и крупной моторики. Интеллектуальная деятельность, в чередовании с подвижными играми, позволяет поддерживать интерес ребёнка к занятию на протяжении всего времени. Лепка, рисование кисточками и пальчиками, «математические» игры, музыкальные ритмические занятия, игры с предметами, изучение новых слов, исследование окружающего мира – всё это входит практически в каждое занятие.  Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности [11, с. 89-96]. Значение  лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности Специфика обучения лепки, как художественной сферы детской деятельности в том, что в ее основе лежит не количественное наращивание суммы знаний, умений и навыков, а развитие способности изображать то, что для ребенка интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, другим людям, самому себе). Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая.(Приложение 4). В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

      • координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
      • разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
      • возможность создания объемных поделок;
      • умение планировать работу и доводить ее до конца;
      • богатое воображение.

Очевидно, что работа с различными группами детей, имеющих проблемы в развитии, требует высокого профессионализма специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, социальных педагогов; наличия определенного комплекса знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью этой деятельности. Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что, с одной стороны, общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида, ограничить его социально. С другой стороны, боясь инвалидов, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. В лучшем случае они уходят в себя [17, с. 58-62].

Таким образом, очевидно, что в силу особенностей таких детей, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни ребенка.

Важным условием организации образовательного процесса для детей - инвалидов, без которого невозможно его организовать, является педагог, который должен управлять сложным процессом, уметь планировать участие всех учеников в учебной деятельности. Однако в настоящее время единицы педагогов имеют подготовку по коррекционной педагогике и специальной психологии для грамотного обучения ребенка-инвалида. Возникает необходимость организованной помощи работников социальной защиты населения, непосредственно, имеющих огромный опыт работы с детьми-инвалидами и их семьями. 

Право родителей, выбирать образовательное учреждение, закреплено в положениях действующего российского законодательства, начиная с Конституции Российской Федерации [10]. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем. Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалиста. Несмотря на различия в особенностях развития, дети имеют ряд общих черт, а именно:

- отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды;

- нарушение системы психической деятельности, в том числе снижение умственной работоспособности, которое проявляется в повышенной истощаемости психических процессов;

- трудности в овладении речью. Для большинства детей с нарушениями в развитии характерны также изменения в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной чувствительности к обычным раздражителям, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями и реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении или в новой обстановке и могут стать одной из причин средовой и социальной дезаптации. Кроме того в семьях, где есть дети - инвалиды, может преобладать такой вариант   как воспитание в «культе болезни», эмоциональное отвержение, что в свою очередь усугубляет нарушение психического развития ребенка-инвалида. Специфические нарушения деятельности и общения у детей-инвалидов  могут способствовать своеобразному формированию личностных качеств. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие  сочетается  с отсутствием уверенности в себе и самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. С возрастом эта диссоциация увеличивается. У ребенка-инвалида легко формируются иждивенческие установки, нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности [9, с. 1-6].

Отклонения в развитии могут компенсироваться  в условиях специально организованной среды, где социально-психолого-педагогическое воздействие будет производиться с учетом индивидуальных медицинских показателей, психологических особенностей ребенка-инвалида в зависимости от его актуальных образовательных и воспитательных потребностей и возможностей.

 

Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра  детского творчества и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов.

Инвалидность - это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате врожденного порока, травмы или заболевания.

Данная социальная проблема много лет решалась однотипно и стандартно по одному, всем известному пути, - ребенок-инвалид определялся в специализированное учреждение по своему профилю инвалидности. Направление человека в специальные заведения - попытка изоляции  его от родных, знакомых, полноценной жизни. Сам факт отделения детей-инвалидов от общества способствует развитию «институционного менталитета», а это в свою очередь, представляет собой новый вид инвалидности, поскольку препятствует интеграции в общество.

Эта модель решения проблемы не соответствует соблюдению основного фактора развития и реализации человеческой личности - фактора активной жизнедеятельности.

Необходимы кардинальные изменения в теоретических и практических подходах к процессу социальной реабилитации детей-инвалидов. На государственном уровне необходимо помочь детям-инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности, предоставив средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Исходя, из выше сказанного процесс реабилитации будет представлять комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социальных, социально-экономических, педагогических, бытовых и других организационных мероприятий, направленных на поддержку и улучшение здоровья, и возвращение их к активной жизни. Пространство системы социальной работы, реабилитации и социального обслуживания детей-инвалидов регулируется целым рядом нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программой "Дети-инвалиды", Государственной программой Тульской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области» [21]. Целевое назначение программ  направлено на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создание системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе. [21].

Диагностика интересов и потребностей детей и родителей населенного пункта Дубна показала, что сегодня существует социальный заказ на дополнительное образование детей - инвалидов возрастной категории от 3-х до 14  лет и их родителей. Опыт работы педагогического коллектива Центра детского творчества уже был.  Процесс разработки, корректировки анализа реализации индивидуальных и групповых занятий образовательных программ  для детей-инвалидов находится под контролем   социально-психолого-педагогического совета, с участием социального работника, введенного в состав совета, осуществляющего координацию деятельности специалистов службы сопровождения, формирующего командный, междисциплинарный подход к решению проблем ребёнка-инвалида. Социальный работник является связующим звеном между  ребенком-инвалидом и субъектами, осуществляющими реабилитацию ребенка-инвалида: органами государственного управления образования, социальной защиты населения, учреждениями культуры, медицины, общественными организациями и объединениями. В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи ребенка-инвалида по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики. Образование проводит обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимается устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения. Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому и содействие обучению ребенка-инвалида на дому; центра профориентации (профориентация ребенка-инвалида). Нельзя изучать детей-инвалидов в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи "ребёнок – мать – семья" (мать – отец, мать – ребёнок – инвалид, мать – здоровый ребёнок, отец – ребёнок-инвалид, отец – здоровый ребёнок, ребёнок – инвалид – здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (медработники, соседи и друзья, воспитатели, педагоги и др.). Микросистема функционирует в контексте экосистемы – это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с клиентом, специальные реабилитационные или образовательные программы. Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана  детям-инвалидам группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, права ребенка-инвалида, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры. Объединения родителей детей с ограниченными возможностями не только имеют большое значение в поддержке семьи — они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям. В экосистему входят те институты, в которые ребенок-инвалид и его семья не может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на проблемы: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система образования. Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой окружающие смотрят на инвалидность ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов. Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию  ребенка-инвалида, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы окружающего социума (в частности образовательного учреждения) в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в обществе сверстников формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). Государственная функция по социальной работе с детьми – инвалидами исполняется специалистами учреждений социальной защиты самостоятельно или во взаимодействии с органами образования, учреждениями образования. Создание системы взаимодействия Центра детского творчества с социальными партнерами других ведомств  обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и духовных сил, нивелирование негативных последствий влияния часто, враждебной социальной среды. Словом, проблем предостаточно, и над их разрешением нужно активно работать, используя открывающиеся возможности межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, различных общественных организаций. В рамках организации межведомственного взаимодействия  Центра следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Наиболее актуальные варианты развития социальных контактов представлены в нижеследующей схеме, где в подтексте представлены некоторые варианты задач, решаемых при взаимодействии тех или иных структур и ведомств.

Схема1.Оосновополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением.

Схема2. Взаимодействие в системе образования предполагает повышение профессиональной компетенции работников образовательного учреждения в учреждениях повышения  квалификации; организацию  дополнительного образования через взаимодействие образовательного учреждения (школы) с учреждениями дополнительного образования детей и подростков - Центре детского творчества, специализирующегося на развитии различных видах творчества и реализующего программы дополнительного образования детей различной направленности: художественно-эстетической, туристко-краеведческий, социально-педагогической, культурологической.

Схема3. Управление социальной защиты содействует организации социальной помощи

 детям-инвалидам  через работу служб социальной  защиты органов местного самоуправления, через организацию социальной помощи детям-инвалидам, организацию социальной работы с семьями детей-инвалидов. Связь образовательного учреждения с органами социальной защиты осуществляют социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, психологи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи  с  миром,  в   ограничении   мобильности,   бедности   контактов   со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию.   Эта проблема  является  не  только субъективным  фактором, каковым   является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом  социальной политики  и  сложившегося  общественного  сознания,  которое   санкционируют существование недоступной для инвалида  архитектурной  среды,  общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Опыт Центра в данном направлении показывает: творческая среда, проектируемая с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования детей, а также физического, психического и умственного развития детей-инвалидов является пространством формирования творческой активности данной  категории детей - одного из важнейших  интегративных качеств личности. Наличие, которого жизненно необходимо каждому современному человеку. Одной из социальных проблем детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, являются проблемы с развитием, общением и обучением. С  этой проблемой  ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи  социального работника, в лице которого очень часто выступает специалист государственного учреждения социальной защиты населения. Основными направлениями деятельности специалиста государственного учреждения социальной защиты населения с детьми – инвалидами в учреждении образования являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, специалист учреждения выявляет детей – инвалидов, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу. Деятельность Центра детского творчества предлагает широкий диапазон дополнительных образовательных услуг. О чем свидетельствуют публикации в районной газете «Наследие» муниципального образования Дубенский район (Приложение 1, 2, 3). Мы хотим, чтобы в нашем обществе было как можно больше счастливых и успешных людей.

Информация о работе Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб