Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 17:09, доклад
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей.
Целесообразно введение
в штатное расписание дошкольного
учреждения преподавателя физкультуры
(например, на хозрасчетной основе), который
помимо основных занятий будет проводить
дополнительные занятия, направленные
на физиологическую коррекцию
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
Нельзя лишать ребенка
естественной двигательной активности,
загоняя ее лишь в рамки специальных
физкультурных занятий. В режим
детского сада вводятся ежедневные занятия
физической культурой, игры и развлечения
на воздухе, проводимые с учетом экологической
обстановки региональных и климатических
условий в районе детского учреждения.
Следует обеспечить дошкольные учреждения
бассейнами, современным физкультурным
оборудованием на участке. Необходимо
также широко использовать возможности
спортивно-оздоровительных
Перестройка содержания педагогической работы с детьми
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Базис личностной культуры
— собственно человеческое начало
в человеке, средоточие общечеловеческих
ценностей (красота, добро, истина и
др.) и средств жизнедеятельности
(представления о
Становление базиса личностной
культуры означает, что ребенок приобщается
именно к общим, непреходящим человеческим
ценностям, а не к тому, что может
представляться ценным некоторому кругу
людей в некотором регионе
и в некоторые моменты времени.
Приобщается к универсальным (всеобщим)
средствам жизнедеятельности
Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей
В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир.
Эти периоды жизни
отграничены друг с от друга; каждый
предшествующий создает условия
для возникновения
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие.
К концу первого года жизни
ребенок ориентируется в
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется «социальная» улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в последующей жизни.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие.
Ребенку открывается
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).
Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и личной ценности (самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Познавательное развитие.
Мир не только устойчив в восприятии
ребенка, но и может выступать
как релятивный (все можно всем);
складывающийся в предшествующий период
развития условный план действия воплощается
в элементах образного
Волевое развитие. Ребенок
избавляется от присущей более раннему
этапу «глобальной
Эмоциональное развитие.
Эмоции ребенка все больше освобождаются
от импульсивности, сиюминутности. Начинают
закладываться чувства (ответственности,
справедливости, привязанности и
т. п.), формируется радость от инициативного
действия; получают новый толчок развития
социальные эмоции во взаимодействии
со сверстниками. Ребенок обнаруживает
способность к отождествлению себя
с другими, что порождает в
нем способность к обособлению
от других, обеспечивает развитие индивидуальности.
Возникает обобщение
К 7 годам формируются
предпосылки для успешного
Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.
Воспитание дошкольников
Если при учебно-
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Отношение к природе.
Здесь ребенок приобретает
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей — любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему.
В результате формируются начала экологического сознания.
Отношение к «рукотворному миру». Здесь формируются следующие ценности.
Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим;
перед ним приоткрывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.
Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством.
Формируются начала духовности как свойства сознания.
Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям). Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности:
у ребенка появляется социальная
ориентация на точку зрения другого
человека, на его эмоциональное состояние,
отношение к действию другого
как поступку. Формируется интерес
к событиям общественной жизни в
стране, в родном городе. Складывается
все более полное понимание коллективных
взаимоотношений между
Ценности преобразования:
ребенок стремится
Ценности переживания:
ребенок замечает, что рядом с
ним люди, такие же, как и он,
и в то же время отличные от него;
рождается чувство значимости другого;
переживания приобретают
Формируются начала нравственного сознания.
Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: открытие своего «Я»; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.