Роль образования в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Цель работы - проанализировать роль юридического и экономического образования в современном обществе.
Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи:
рассмотрим теоретические аспекты юридического и экономического образования;
изучим роль образования в современном обществе.
Объект работы – юридическое и экономическое образование.
Предмет работы - роль юридического и экономического образования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты юридического и экономического образования 5
1.1. Понятие юридического образования 5
1.2. Особенности экономического образования 8
2. Роль образования в современном обществе 12
2.1. Человеческий потенциал современного общества 12
2.2. Юридическое и экономическое образование в обществе 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

роль юридического(экономического) образования.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Как показывает исследование рынка  труда, большинство претендентов на должность экономиста – молодые  женщины, имеющие высшее образование, их порядка 77% от общего числа соискателей. Молодые специалисты в возрасте до 30 лет занимают 72%. 91% экономистов имеют высшее образование, 17% свободно владеют английским языком. Исследование проводилось в июле 2011 года, в городах: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск, Самара, Уфа, Челябинск.

В январе 2011 года журнал Forbes опубликовал  список десяти лучших профессий 2010 года. В данном исследовании использовались данные крупного американского рекрутингового сайта Career Cast. При составлении списка учитывались следующие факторы: годовой доход, условия работы, востребованность профессии работодателями, уровень стрессов. Первое место в списке занимает актуарий, специалист, занимающийся оценкой рисков, расчётом вероятности проблем и поиском их наилучших решений. Деятельность этого специалиста связана со страховым и финансовым менеджментом. Годовой доход актуария составляет до 85 тыс. долларов. Также, в данный список вошли профессии бухгалтера и статистика. Из этого следует, что по мнению авторитетного журнала Forbes, экономическое образование остаётся одним из самых востребованных и престижных.

 

 

 

2. Роль образования в  современном обществе

2.1. Человеческий потенциал современного общества

 

Под термином «человеческий потенциал» понимаются качества людей, принципиально  влияющие на результаты активности, в  которую они вовлечены. В формировании интеллектуального потенциала общества одним из ключевых моментов является наука. Но будет правильнее подчеркнуть, что ключевым моментом в развитии интеллектуального потенциала общества является развитие науки и образования. Наполеон говорил: «Гибель армии - это беда, гибель императора - это двойная беда, а гибель интеллекта нации - это катастрофа». Человеческий потенциал оценивается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Критериями оценки человеческого потенциала являются количество высших учебных заведений, количество ученых (например, можно отметить, что в Париже с 1841 по 1850, и в Большом Нью-Йорке c 1901 по 1941 была высокая частота рождения Нобелевских лауреатов), участие школьников и студентов в олимпиадах по разным предметам6.

Именно знания и образование  в решающей степени определяют сегодня  экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Получаемые знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни  в социуме, так как миропонимание, мировоззрение, определение места  и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное  развитие индивида делают человека частью общества. Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности. Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение. Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы - важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов.

Анализируя динамику статистических данных, характеризующих  занятость и безработицу, следует  отметить, что уровень экономической  активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Среди трудоустроенных — все больше лиц, имеющих высшее образование, в то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием: 47,5% в первом полугодии 2012 г. по сравнению с 22,8% в 2007 г.

Профессиональная подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей7.

Высшее учебное заведение  можно представить как своего рода предприятие, а образовательный  процесс - как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции - специалистов для разных сфер общественной жизни. Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень существования. С известной долей условности можно сказать, что рассуждая об экономике образования и образовании как экономической субстанции, о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике - как о конечном продукте. Ценность (полезность, необходимость) образования как блага признавалась вначале церковью, а потом и государством, которые даровали это благо избранным, оплачивая их обучение и воспитание ради достижения своих далеко не бескорыстных целей. Профессиональное образование в России ввел Петр I, сознававший его важность для развития страны. Именно при нем образование стало оплачиваться государством, то есть стало, по нынешним понятиям, «общественным благом». Однако поначалу общество не видело в нем смысла, выгоды, оно не имело ценности. Потом, когда образование стало одним из основных условий получения должностей на государственной службе, пришло и понимание важности образования, оно стало восприниматься именно как благо. Но, как известно, это благо распространялось на малую часть общества, в основном на богатых и знатных8.

 

2.2. Юридическое и экономическое образование в обществе

 

Проблема качества юридического образования в современный период становится все более актуальной в силу следующих причин9:

  • крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени;
  • беспрецедентное увеличение количества юридических вузов и факультетов в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов;
  • наблюдающееся из года в год снижение общекультурного уровня абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования;
  • дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при количественной избыточности традиционно обученных специалистов, поточно подготовленных по старым «образовательным лекалам»;
  • диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения соответствующего качества на каждом из этих уровней;
  • недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов;
  • неустойчивый спрос на юристов со стороны государственного и негосударственного секторов экономики и усиление конкуренции  на рынке труда выпускников юридических вузов, количество которых не восполняет дефицит качества;
  • ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания в сложившейся ситуации чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Качество юридического образования относится к категориям социального качества и понимается нами как адекватность (соответствие) системы юридического образования актуальным нуждам социума и потребностям личности, получающей данное образование. Результирующее качество в интегральной форме отражается в определенном уровне профессиональной компетентности юриста, т.е. профессиональных знаний, умений и навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают  выпускники вузов в соответствии с образовательными целями. Качество обучения оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания юридического образования. Показателями высокого качества юридического образования являются профессиональное критическое мышление, способность и готовность выпускников вуза самостоятельно формулировать и решать профессионально значимые задачи, быть конкурентоспособным на внутреннем и международном рынках труда.

Конкурентоспособность юриста определяется как уровень  общей культуры личности, охватывающей мышление, эмоционально-волевые проявления, способы профессиональной деятельности и поведения, ценности и ценностные ориентации, знания, опыт, традиции, нормы и профессионально-личностные свойства. Если понятие качества юридического образования трактовать как степень удовлетворения содержанием и результатами образовательной деятельности нужд социума и потребностей личности, то управление качеством образования можно определить как вид управленческой деятельности по достижению и поддержанию оптимальных показателей качества функционирования отдельных элементов и всей системы юридического образования в целом.

В процессе модернизации юридического образования с целью  улучшения его качества необходимо решать множество труднейших вопросов: что должно составлять содержание юридического образования? Как преподавать учебный материал и как он должен усваиваться студентами? Как управлять качеством образования и осуществлять оценку его эффективности? Кто должен иметь доступ к высшему юридическому образованию и как осуществлять отбор в юридические вузы? Каким образом финансировать юридические вузы?  В поисках ответов на эти вопросы следует всегда помнить о традиционной духовной и культурологической миссии вузов, заключающейся в их функционировании в качестве научных и интеллектуальных центров развития любого общества, где происходит становление демократической профессионально и социально зрелой личности юриста, призванной искоренять правовой нигилизм в обществе через утверждение и распространение правовой культуры.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий  организм, который обеспечивает жизнедеятельность  каждого человека и общества в  целом. Мы принимаем ежедневное участие  в экономической деятельности, живем  в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.).

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о  достоинствах и недостатках экономических  систем и вариантов общественного  выбора, о трудном выборе между  равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее10.

Очевидно, что экономически безграмотный человек в изначально обречен на более сложный жизненный  путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут  оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных  условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности.

Для этого человек  должен обладать особым развитым экономическим  мышлением, именно потому, что формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики.

Экономическое мышление – это система устойчивых представлений  и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере, а также связей, в которые они интегрируются в повседневном мире. Экономическое мышление является ответом на феномены и закономерности экономической жизни и умением эффективно реагировать на эти явления. Это понимание того, как в наши дни «работают» деньги, как функционирует бизнес и осознание ценностей, на котором основывается современное капиталистическое и демократическое общество11.

Исходя из определения, экономики не только как науки о производстве благ, но и о ведении домашнего хозяйства, понятным становится то, что экономическое мышление напрямую влияет на умения распоряжаться своими деньгами, совершать нужные покупки и экономически планировать свою жизнь. Что является важнейшим и основополагающим фактором в жизни любого человека, казалось бы, даже не имеющего никакого отношения к экономике, как таковой.

Безусловно, экономическое  мышление, как любой навык или  умение должно формироваться в юном возрасте, чтобы молодые люди смогли правильно выбрать профессию, сферу своих интересов, получить нужные нам знания и в целом заложить прочный фундамент для будущей жизни.

 

 

 

 

Заключение

 

Бесспорным и громаднейшим достижением социализма было то, что  он превратил образование в общественное благо для всех. Государство с первых лет советской власти расходовало на нужды образования огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и т. п. Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом. Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений.

На фоне серьезного прогресса в человеческом развитии во многих странах ситуация в России выглядит неблагополучной. В развитых странах две трети национального богатства создается за счет интеллектуального труда. В мире идет борьба за обладание интеллектуальными ресурсами. Уровень квалификации населения России выше Японского в 1,5 раза, но ВВП России меньше ВВП Японии в 3,9 раза (на 2012 г.), что говорит о плохом использовании интеллектуального потенциала России. Причинами этого является сырьевая ориентация экономики, юридические ограничения труда ученых и преподавателей, снижение престижа интеллектуальной деятельности. Решение проблем человеческого развития в стране зависит от решения задач - предотвращение дальнейшей деградации научной и социальной инфраструктуры, переориентация бюджетной политики на социально-гуманитарные цели и нужды науки, действительно приоритетное финансирование науки, образования. Человек должен стать главным приоритетом развития страны и главным фактором этого развития.

Информация о работе Роль образования в современном обществе