Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:00, реферат
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Введение. ……………………………………………………3
2. Семейные взаимоотношения. ……………………………..7
1. Типы семейных взаимоотношений. …………………7
2. Семейное воспитание в становлении самооценки. … 10
3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные. 16
4. Семейное воспитание подростков. ………………….18
5. Конфликты в семье. ………………………………..…21
3. Выводы.……………………………………………………...25
4. Литература.………………………………………………….26
наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.
Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за
поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой,
внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями)
сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к
унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома
большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие
равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как
личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику
в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый
план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –
поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»),
послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького
школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые
моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали
на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается
или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня
в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего
особенного», «Все нормально».
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на
что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким
уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией
рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же
оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей
и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем
уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в
Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном
недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел,
отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.
Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых,
возникает
тревожность, страх сделать
же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно
успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные,
нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки
снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе
приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям
взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить
инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые,
недовольные падающей
все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что
усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг:
неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной
деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую
реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает
сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив
установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на
малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают
уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных
заданий.
Второй вариант –
повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником
демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям,
которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает,
что ребенку
оказывается достаточное
силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные
требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее
избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая
правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых
– обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать
замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за
крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это
значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному
ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное
неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях,
когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже
имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут
благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать
неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей
пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При
поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
2.3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные.
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого
переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства
к взрослению проходит
настоящей катастрофой. Еще
становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в
конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную
отрицательную реакцию
что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только
ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает
растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-
прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек,
вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает
сопряжен с переживаниями
вдобавок отсутствует
травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу
девушки. Родители всегда
ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка,
чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура,
появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и
претендует на соответствующее отношение, на независимость и
самостоятельность.
Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к
эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в
родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание
быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения
в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля
воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться –
принять чувство взрослости своего ребенка.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый
кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет
быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования
личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная
нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и
борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения
взрослеющего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского
контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий,
тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие
контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе,
безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
. Родители регулярно
указывают детям, что им
. Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его
голосу не прислушиваются;
. Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить
одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права,
принимая решение;
. Решение часто принимает сам ребенок;
. Ребенок сам
решает подчиняться ему
2.4. Семейное воспитание подростков .
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания,
определяющего
особенности отношений
развитие.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,
и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть
самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,
одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на
теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка;
он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и
стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит
без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного
подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и
запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать
и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение
с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети
авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и
становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь
неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и
жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием,
испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную
потребность в любви.
Сочетание безразличного
– гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам
позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.
Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не
бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец
взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы
ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей
его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к
пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать
которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные
ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость.
Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему
требования.
Соотношение чувств родителей к ребенку и
особенностей контроля за его поведением