Роль семьи в становлении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Содержание

Введение. ……………………………………………………3
2. Семейные взаимоотношения. ……………………………..7
1. Типы семейных взаимоотношений. …………………7
2. Семейное воспитание в становлении самооценки. … 10
3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные. 16
4. Семейное воспитание подростков. ………………….18
5. Конфликты в семье. ………………………………..…21
3. Выводы.……………………………………………………...25
4. Литература.………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

семья и личность.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

наказывают  очень редко, система требования очень мягкая.

 

Адекватное  представление – здесь нужна  гибкая система наказания  и  похвалы.

Исключается  восхищение  и  похвала  при  нем.  Редко  дарятся  подарки   за

поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

   В семьях, где растут дети с высокой  , но не  с  завышенной  самооценкой,

внимание к  личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям  с  друзьями)

сочетаются  с  достаточной   требовательностью.   Здесь   не   прибегают   к

унизительным  наказания и охотно  хвалят,  когда  ребенок  того  заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень  низкой) пользуются  дома

большей свободой, но эта свобода, по  сути,  -  бесконтрольность,  следствие

равнодушия родителям к детям и друг к другу.

    Школьная  успеваемость является  важным  критерием  оценки  ребенка   как

личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как  к  ученику

в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка  на  первый

план выходят  те его качества, которые больше всего заботят его  родителей  –

поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще  получил  пятерку?»),

послушание («Тебя  сегодня не ругали?»)  и  т.д.  В  самосознании  маленького

школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные,  а  бытовые

моменты в его  школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам  давали

на завтрак?»), или вообще мало что волнует –  школьная жизнь  не  обсуждается

или обсуждается  формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было  сегодня

в школе?» рано  или  поздно  приведет  к  соответствующему  ответу:  «Ничего

особенного», «Все нормально».

 

          Родители задают и исходный  уровень притязаний ребенка   –  то,  на

      что он  претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким

      уровнем  притязаний, завышенной  самооценкой   и  престижной  мотивацией

      рассчитывают  только на успех. Их  представления   о  будущем  столь  же

      оптимистичны.

 

    Дети с низким  уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют  на

многое ни в будущем  ни в настоящем. Они не ставят перед  собой высоких  целей

и постоянно  сомневаются  в  своих  возможностях,  быстро  смиряются  с  тем

уровнем успеваемости, который  складывается в начале обучения.

 

          Личностной особенностью в этом  возрасте может стать  тревожность.

      Высокая   тревожность   приобретает   устойчивость   при    постоянном

      недовольстве  учебой со стороны родителей.  Допустим,  ребенок  заболел,

      отстал  от одноклассников и ему трудно включиться в  процесс  обучения.

      Если  переживаемые  им  временные   трудности   раздражают   взрослых,

      возникает  тревожность, страх сделать что-то  плохо,  неправильно.  Тот

      же результат  достигается в ситуации, когда  ребенок  учится  достаточно

      успешно,  но  родители  ожидают  большего  и  предъявляют  завышенные,

      нереальные  требования.

 

    Из-за нарастания  тревожности  и  связанной   с  ней  низкой  самооценки

снижаются учебные  достижения, закрепляется  неуспех.  Неуверенность  в  себе

приводит к  ряду других особенностей – желанию  бездумно  следовать  указаниям

взрослого, действовать  только  по  образцам  и  шаблонам,  боязни  проявить

инициативу, формальному  усвоению знаний и способов действий.

    Взрослые, недовольные падающей продуктивностью  учебной работы  ребенка,

все больше и  больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним,  что

усиливает   эмоциональный    дискомфорт.    Получается    замкнутый    круг:

неблагоприятные личностные особенности ребенка  отражаются  на  его  учебной

деятельности, низкая результативность деятельности вызывает  соответствующую

реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция  в  свою  очередь,  усиливает

сложившиеся у  ребенка  особенности.  Разорвать  этот  круг  можно,  изменив

установки и  оценки родителей. Близкие  взрослые,  концентрируя  внимание  на

малейших достижениях  ребенка. Не порицая его за отдельные  недочеты,  снижают

уровень его  тревожности и этим  способствуют  успешному  выполнению  учебных

заданий.

      Второй вариант –демонстративность  – особенность личности, связанной с

повышенной  потребностью в успехе и внимании к  себе  окружающих.  Источником

демонстративности обычно становится недостаток внимания  взрослых  к  детям,

которые чувствуют  себя в семье заброшенными,  «недолюбленными».  Но  бывает,

что ребенку  оказывается достаточное внимание, а оно его не  удовлетворяет  в

силу гипертрофированной потребности в  эмоциональных  контактах.  Завышенные

требования  к взрослым предъявляются не безнадзорными, а  наоборот,  наиболее

избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже  нарушая

правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача  взрослых

– обходиться без  нотаций и назиданий, как можно  менее  эмоционально  делать

замечания, не  обращать  внимание  на  легкие  проступки   и  наказывать  за

крупные  (скажем,  отказом  от  запланированного   похода   в   цирк).   Это

значительно труднее  для  взрослого,  чем  бережное  отношение  к  тревожному

ребенку.

Если для  ребенка с  высокой  тревожностью  основная  проблема  –  постоянное

неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка  – недостаток похвалы.

      Третий вариант – «уход от  реальности».  Наблюдается  в   тех  случаях,

когда у детей  демонстративность сочетается с  тревожностью.  Эти  дети  тоже

имеют сильную потребность во внимании к себе, но  реализовать  ее  не  могут

благодаря  своей  тревожности.   Они   мало   заметны,   опасаются   вызвать

неодобрение своим  поведением, стремятся к  выполнению  требований  взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей

пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные  контакты.  При

поощрении взрослыми  активности детей, проявлении внимания к  результатам  их

учебной деятельности и поисках путей творческой  самореализации  достигается

относительно  легкая коррекция их развития.

 

 

 

  2.3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные.

 

 

            Многие  родители  с  замиранием  сердца  ждут  так  называемого

      переходного возраста у своих  детей. У кого-то этот переход от  детства

      к взрослению проходит совершенно  незаметно,  для  кого-то  становится

      настоящей катастрофой. Еще недавно  послушный и спокойный ребенок  вдруг

      становится  «колючим»,  раздражительным,  он  то  и  дело  вступает  в

      конфликт   с   окружающими.   Это   нередко   вызывает   непродуманную

      отрицательную реакцию родителей,  учителей. Их ошибка  состоит   в  том,

      что  они  пытаются  подчинить   подростка  своей  воле,  а  это  только

      ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает

      растущего человека, делая  его   неискренним  приспособленцем   или  по-

      прежнему послушным вплоть до  полной  потери  своего  «Я».  У  девочек,

      вследствие  их  более  раннего   развития,  этот  период  часто  бывает

      сопряжен с переживаниями первой  любви. Если эта любовь не  взаимна,  и

      вдобавок отсутствует  понимание   со  стороны  родителей,  то  душевные

      травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую  судьбу

      девушки. Родители всегда должны  помнить,  что  их  девочка   –  уже  не

      ребенок, но еще и не взрослый  человек. Хотя сама 13-14-летняя  девочка,

      чувствуя,  как  быстро  увеличивается   ее   рост,   меняется   фигура,

      появляются вторичные половые признаки, уже  считает  себя  взрослой  и

      претендует  на   соответствующее   отношение,   на   независимость   и

      самостоятельность.

 

    Подростковая  самостоятельность выражается, в  основном, в  стремлении  к

эмансипации от взрослых, освобождение от  их  опеки,  контроля.  Нуждаясь  в

родителях, в  их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное  желание

быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как  сложатся  отношения

в этот трудный  для обеих сторон период, зависит, главным образом,  от  стиля

воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей  перестроиться  –

принять чувство  взрослости своего ребенка.

      После относительно спокойного  младшего школьного возраста  подростковый

кажется бурным и сложным.  Развитие  на   этом  этапе,  действительно,  идет

быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается  в плане  формирования

личности.  И,  пожалуй,   главная   особенность   подростка   –   личностная

нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют  и

борются друг с  другом,  определяя  противоречивость  характера  и  поведения

взрослеющего  ребенка.

      Основные сложности в общении,  конфликты возникают из-за  родительского

контроля  за  поведением,  учебой  подростка,  его  выбором  друзей  и т.д.

крайние, самые  неблагоприятные  для  развития  ребенка  случаи  –  жесткий,

тотальный контроль при авторитарном воспитании  и  почти  полное  отсутствие

контроля,  когда  подросток   оказывается   предоставленным   самому   себе,

безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

. Родители регулярно  указывают детям, что им делать;

. Ребенок может  высказать свое мнение, но родители  принимая решение, к  его

   голосу  не прислушиваются;

. Ребенок   может  принимать  отдельные   решения  сам,  но  должен  получить

   одобрение   родителей,  родители  и  ребенок   имеют  почти  равные  права,

   принимая  решение;

. Решение часто  принимает сам ребенок;

. Ребенок сам  решает подчиняться ему родительским  решениям или нет.

 

  2.4. Семейное воспитание подростков .

 

    Остановимся  на наиболее распространенных  стилях  семейного  воспитания,

определяющего особенности отношений подростка  с родителями и его  личностное

развитие.

    Демократичные  родители ценят в поведении  подростка и самостоятельность,

и   дисциплинированность.   Они   сами   предоставляют   ему   право    быть

самостоятельным в каких-то  областях  своей  жизни;  не  ущемляя  его  прав,

одновременно   требуют  выполнения  обязанностей.  Контроль,  основанный  на

теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком  раздражает  подростка;

он часто  прислушивается к объяснениям,  почему  не  стоит  делать  одного  и

стоит сделать  другое. Формирование взрослости при  таких отношениях  проходит

без особых переживаний  и конфликтов.

       Авторитарные   родители   требуют   от   подростка   беспрекословного

подчинения  и не считают, что должны ему объяснять  причины своих  указаний  и

запретов. Они  жестко контролируют все сферы жизни, причем могут  это  делать

и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и  их  общение

с родителями нарушается. Часть подростков идет на  конфликт,  но  чаще  дети

авторитарных  родителей  приспосабливаются  к  стилю  семейных  отношений  и

становятся  неуверенными в себе, менее самостоятельными.

      Ситуация  осложняется,  если  высокая требовательность   и   контроль

сочетаются  с эмоционально холодным, отвергающим  отношению к  ребенку.  Здесь

неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый  случай –  равнодушные  и

жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям  с  доверием,

испытывают  трудности в общении,  часто  сами  жестоки,  хотя  имеют  сильную

потребность в  любви.

      Сочетание безразличного родительского  отношения с отсутствие  контроля

– гипоопека  – тоже неблагоприятный вариант  семейных  отношений.  Подросткам

позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто  не  интересуется.

Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как  бы  они  иногда  не

бунтовали, нуждаются  в родителях как в  опоре,  они  должны  видеть  образец

взрослого,   ответственного   поведения,   на   который   можно   было    бы

ориентироваться.

      Гиперопека – излишняя забота  о ребенке, чрезмерный  контроль  за  всей

его жизнью, основанный  на  тесном  эмоциональном  контакте,  - приводит  к

пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

      Трудности возникают  и   при  высоких  ожиданиях   родителей,  оправдать

которые  ребенок  не  в  состоянии.  С  родителями,  имеющими   неадекватные

ожидания, в  подростковом возрасте  обычно  утрачивается  духовная  близость.

Подросток хочет  сам решать, что ему нужно, и  бунтует,  отвергая  чуждые  ему

требования.

                   Соотношение  чувств родителей  к ребенку и

                      особенностей контроля за его поведением

 

 

                                   Свобода

Информация о работе Роль семьи в становлении личности