Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:25, реферат
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX в. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х гг. XX в.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
СУБЪЕКТИВИСТСКАЯ ШКОЛА……………………………………………………………………………..4
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………..9
НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ…………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
СУБЪЕКТИВИСТСКАЯ ШКОЛА……………………
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ…………………………………………………
НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX в. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х гг. XX в. социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического уровня исследований и успешная институционализация (организация преподавания и научной работы). Все три критерия постоянно стимулируют друг друга. Их конкретная история позволяет уловить национальную и региональную специфику исследовательского процесса и его место, роль в более широком мировом процессе социального познания определенной эпохи.
Оформление социологии на
русской культурной арене имело
как гносеологическое значение, связанное
с появлением новой формы мысли,
так и более широкий социальный
смысл. А именно - социология теоретически
отражала в самой различной форме
требования буржуазной модернизации существующих
порядков в России. Известно, что
одной из основных особенностей русской
общественной жизни тех лет было
сохранение в стране пережитков крепостничества.
Переплетение нового и старого придавало
особую историческую специфику и
остроту многим противоречиям страны.
«Учреждения старины», густая сеть
докапиталистических отношений
деформировали и тормозили
СУБЪЕКТИВИСТСКАЯ ШКОЛА
Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.
Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский, а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в «Исторических письмах» (1870).
Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х – начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.
По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента — личности. Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал.
Петр Лаврович Лавров (1828—1900) – философ, историк, литературный критик и известный революционный деятель. После окончания артиллерийской академии некоторое время был преподавателем в военных учебных заведениях.
Николай Константинович Михайловский (1842-1904) – выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист.
Кареев в своей статье «Памяти Михайловского, как социолога» писал: «Если бы Михайловский свел воедино свои взгляды на общество и на взаимоотношения в нем индивидуального и коллективного (группового и классового) элементов и представил свои выводы в систематическом изложении, и если бы такая его книга была переведена на один из более распространенных языков, то западная критика... признала бы нашего автора одним из самых видных социологов, а западный историк молодой науки отметил бы, что этот социолог начал самостоятельно работать в то время, когда почти еще не существовало социологической литературы».
В своей статье Кареев дальше приводит довольно убедительные доводы против упреков его в пристрастии к «социологии Михайловского» в силу своего рода национального патриотизма. Он подчеркивает: “Работа над докторской диссертацией «Основные вопросы философии истории», вышедшей в свет в 1883 г., дала мне возможность систематически перечитать и критически продумать все произведения «русской социологической школы», появившейся в свет полтора десятилетия перед этим, и в то же время систематически перечитать и критически передумать множество старых и новых иностранных книг”. Проделанная работа позволила Карееву с полным на то основанием высказать следующую мысль, что «русская социология может с известным успехом конкурировать с иностранными, и что в ней, этой русской социологии, одно из первых мест по времени и очень видных мест по значению принадлежит Михайловскому».
Основные компоненты социологической
теории Лаврова и Михайловского:
обоснование субъективного
При определении предмета
социологии и установлении ее места
в системе существующих наук они
опирались на тезис О. Конта о
необходимости создать
Он должен дополнить свой личный опыт сочувственным опытом, т.е. переживанием чужой жизни как своей, ставить себя на место другого. Как писал Михайловский: «...Мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины, когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не различится с ним, т.е. войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, переплачет его слезами». Лавров считал, что необходимо встать на место страждущих и нуждающихся, а не занимать место беспристрастного наблюдателя.
При рассмотрении предмета социологии
Михайловский акцентировал свое внимание
на исследовании процессов борьбы за
индивидуальность, понимая под этим
целостность человека в его взаимодействии
с социальными структурами. Для
Лаврова социология — это «наука
о солидарности», в данном случае
— это взаимодействие тех же самых
людей, «Социология — по его мнению
— есть наука, исследующая формы
проявления солидарности между сознательными
органическими особями». В другой
своей работе он пишет, что социология
— это наука, “изучающая и группирующая
повторяющиеся факты
При этом он считает, что: социология есть едва ли не единственная систематически вырабатывающаяся наука, в которой практические задачи не могут быть рационально отделены от теоретического их понимания.
Из позитивистского метода
вытекает известная народническая
теория факторов, суть которой состоит
в том, что история человечества
не является единым закономерным процессом,
который проходит определенные объективные
стадии и фазы в своем развитии
и подчинение какой-либо высшей цели.
История — это хаотическое
действие различных сил и факторов,
ни один из которых не может быть
назван как самый решающий и главный.
Поэтому любое историческое событие
можно интерпретировать как результат
определенной комбинации всех факторов
данной исторической эпохи. Такой подход
к истории на первое место выдвигает
не поиск закономерностей
«Лавров считал, что история человечества лишена какого-либо внутреннего смысла. Этот смысл привносится в нее человеческим сознанием извне».
Только справедливый общественный
строй может гарантировать
Лавров указывал, что общественные цели достигаются только благодаря личности. Истинная общественная теория ведет к слиянию общественных и частных интересов. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. А чтобы это произошло, в обществе должна появиться критическая мысль, которая, пройдя ряд этапов, приведет человека к пониманию того, что его интересы заключаются в солидарном (т.е. кооперированном) взаимодействии с другими людьми.
Движущая сила истории — “критически мыслящая личность”. Их немного, это элитарное меньшинство. Лавров указал, что это “цвет народа, единственные представители цивилизации”. Большинство людей, подавленных ежедневными проблемами и заботами, живут по существующим в обществе обычаям и привычкам и не способно критически осмыслить окружающую их действительность. Но благодаря их труду создаются условия для небольших групп людей, не обремененных заботой о хлебе насущном и способных выработать в себе критическое мышление. Они могут определить те нравственные ориентиры, к которым необходимо стремиться, и побуждать общество двигаться в этом направлении. А так как такую возможность меньшинство получает за счет большинства, то долг меньшинства — служить большинству, т.е. служить народу для искупления его жертв.
Историческая миссия меньшинства заключается в том, чтобы вернуть народу моральный долг, плату за прогресс, способствовать продвижению общества вперед и распространять просвещение. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, то это приведет его к застою и гибели, это же ожидает его, если то, что должно было стать достоянием цивилизации, так и осталось достоянием меньшинства.
Цивилизация, по мнению субъективных социологов, это сознательное историческое движение, которое осуществляется, прежде всего, критической мыслью. А так как мысль может реально осуществиться только благодаря действию личности, то главной силой общественного развития являются критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
При этом личность — не только главная движущая сила общества, но и своеобразное мерило общественного прогресса.
Цель прогрессивного исторического процесса — развитие человеческой индивидуальности, т.е. должен осуществиться принцип самореализации личности. Поэтому идеалом общественного развития будет являться создание таких отношений, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. А такое, по мнению субъективных социологов, возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. При этом необходимо отметить, что данная концепция социализма очень существенно отличалась от концепции социализма марксистов, и тем более того “реального социализма”, который был построен в нашей стране и в ряде социалистических стран. Михайловский считал, что социализм — это “творчество личного начала при посредстве начала общинного”.
С конца 70-х годов в социологии
Михайловского ведущее
Михайловский проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность». Под героем он понимал «...человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». В широком смысле слова это зачинатель. Это может быть человек, несущий народу высокие благо родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него «толпа», и повести за собой других.
Великие люди в отличие от «героев» — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества. Они появляются в переломные моменты истории, полностью выражая намечающиеся потребности преобразования.