СМИ, как фактор формирования общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью проведения исследования является выявление способов влияния СМИ на сознание человека и его последствий, отразившихся на формировании общественного сознания.
В процессе выполнения работы были поставлены задачи такие как:
• рассмотрение понятия общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование;
• выявить способы манипулирования общественным сознанием;
• проанализировать формирования общественного сознания под воздействием СМИ.

Содержание

Введение
Раздел №1.Социология СМИ и понятие общественное мнение.
1.1.Социология СМИ
1.2. Понятие и сущность общественного сознания
1.3. Формирование общественного сознания
1.4.Влияние средств массовой информации на свободу выбора личности
Раздел №2. Исследования в области социологии СМИ
2.1. Влияние СМИ на политические решения
2.2.Отношение школьников к СМИ.
2.3. Отношение школьников к печатным СМИ.
2.4. Телевизионные предпочтения старшеклассников.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования, науки, молодёжи и спорта Украины

Харьковский национальный университет  имени В. Н. Каразина

Социологический факультет

 

 

 

Курсовая работа

по курсу

«Вступление в социологию и социальную работу»

на тему:

«СМИ, как фактор формирования общественного сознания»

 

 

 

Студентки 1-го курса

группы СЦ – 12

Стрелянной М.В.

 

Научный руководитель:

Кутырёва В.И.

 

 

 

Харьков 2012

Оглавление:

Введение

Раздел №1.Социология СМИ  и понятие общественное мнение.

1.1.Социология СМИ

1.2. Понятие и сущность общественного сознания

1.3.  Формирование  общественного сознания

1.4.Влияние средств массовой  информации на свободу выбора  личности

Раздел №2. Исследования в области социологии СМИ

2.1. Влияние СМИ на политические решения

2.2.Отношение школьников  к СМИ.

2.3. Отношение школьников  к печатным СМИ.

2.4. Телевизионные предпочтения  старшеклассников.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что на сегодняшний  день СМИ занимают ведущее место  в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие человека с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Украина находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об функции средств  массовой информации, выполняемой благодаря  возросшей тенденции их к манипулированию  общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.

Само развитие и распространение  СМИ имеет двоякий смысл. С  одной стороны существуют положительные  аспекты, такие как практически  неограниченный доступ к информационным ресурсам без учета временных  и пространственных рамок, процесс  глобализации. С другой – развитие СМИ как техническое, так и  содержательное, привело к качественному  изменению назначения средств массовой информации: к коммерциализации, изменению  идеологических взглядов, служению групповым  интересам, к искажению фактов и  сведению личных счетов. Таким образом, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания.

Таким образом, возвращаясь  к актуальности выбранной темы, сделаем  выводы: на современном этапе развития и функционирования СМИ существуют различные проблемные аспекты, нуждающиеся  в более подробном рассмотрении, одним из которых является воздействие  на формирование общественного сознания при помощи манипуляции последним.

Объектом исследования, в этой курсовой работе, служит формирование общественного сознания.

Предмет исследования – особенности  влияния СМИ на формирование общественного сознания.

Целью проведения исследования является выявление способов влияния  СМИ на сознание человека и его  последствий, отразившихся на формировании общественного сознания.

             В процессе выполнения работы  были поставлены задачи такие  как:

  • рассмотрение понятия общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование;
  • выявить способы манипулирования общественным сознанием;
  • проанализировать формирования общественного сознания под воздействием СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Социология СМИ

В последней четверти прошедшего века многое было сказано и по поводу медиатизации — возрастания объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей; усиления роли фокусирования СМИ на явлениях и персонах, зависимость их статуса от внимания медиа.

Американский обществовед  Э. Гидденс считает,что «современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия между людьми, пространственно отдаленными друг от друга», поэтому если в традиционной культуре главное — локальные  знания, то сегодня в мире, становящемся единым, более всего важны средства коммуникации, способные дать более  широкие по масштабу сведения[3]. На протяжении XX в. множество западных ученых отмечали возрастающее значение СМИ, и особенно телевидения, во всех сферах жизни общества. В своих критических эссе и лекциях французский обществовед П. Бурдье показал, что дело дошло даже до медиатизации науки, которая долго была отдельным элитарным «полем» [4].

Информация становится едва ли не главным ресурсом, который  необходим человечеству. Потребовалось  развитие основ информационной безопасности, норм защиты интеллектуальной собственности, поскольку легкость, с которой  информация воспроизводится, тиражируется, распространяется, подрывает основы отношений вокруг святая святых —  частной собственности.

    Развитие Интернета  обострило информационные отношения.  Нигде так не легко выдавать  чужое за свое, использовать третичный,  пятиричный и далее текст, «сливать  компромат». Вместе с тем появилось  и множество сомнений в том,  как квалифицировать здесь информационные  ресурсы. По мнению американского  исследователя Д. Мэррила, «Компьютерные  сети и общение людей через  Интернет не являются журналистикой  и имеют отношение к СМИ  не больше, чем человек, который  общался со своим соседом через  забор на заднем дворе». Однако многие утверждают обратное: все, что есть в Интернете, — СМИ. Так, в случае с публикацией информации, не соответствующей действительности, Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ пришлось применять ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», квалифицируя интернет-ресурсы как «иную форму периодического распространения массовой информации». Но характеристика периодичности не определена для Сети и вряд ли применима ко всем сайтам. Получается: «назвался сайтом — полезай в СМИ». Как бы то ни было — в жизнь людей вошло нечто, заставляющее их в массовом порядке изменять модели повседневного поведения, способы связи в трудовой деятельности, устройство быта и т.п. А это всего-навсего нечто эфемерное — информация!

 «И социальная справедливость, и свобода становятся все более  зависимыми от того, как каждое  общество решает три основные  проблемы: образования, информационной  технологии (в том числе и технологии  СМИ) и свободы высказываний» [5].

Сами СМИ, содержание, распространяемое одним каналом информации, часто  становятся объектом освещения в  других. Колонка или целый раздел о телевидении и его персонах — непременная часть массовых печатных изданий, а обзор прессы — частый гость в вещательных  каналах. О. Тоффлер назвал этот процесс  слияния СМИ, взаимного их использования  в качестве источников информации —  «media-fusion». Он описал типичную картину: «Журналист берет интервью у фермера из Айовы, а его самого снимает фотограф, которого, в свою очередь, записывают на видеомагнитофон операторы телевидения, и все это становится сюжетом о средствах массовой информации в каком-либо журнале»[6] . Появление Интернета лишь усугубило «взаимоперетекание» информации, многослойность отношений в медиамире, своеобразный постмодернистский коллаж из жизни СМИ и снижение доли первичной информации из самой жизни.

Еще одно важное обстоятельство. Сначала в наиболее развитых странах, а позже и в других, множатся ряды людей и круг профессий, где  повседневно приходится решать задачи по выбору каналов коммуникации для  общения с контрагентами (общественностью, аудиторией, потребителями, электоратом, конкурентами, партнерами, клиентами  и т.п.) — для рекламы, ПР.

Только один пример того, как важно не ошибиться с выбором  коммуникативных средств. В процессе думских выборов 1996 г. КПРФ получила 22,31% голосов, а партия «Наш дом» — 9,6%. При этом время на телевизионную рекламу первой из названных партий составило всего-навсего 5 мин 49 с, а основной упор в работе с электоратом делался на сохранившуюся сеть первичных партийных организаций. Вторая партия сполна использовала лимит времени на телевизионные показы — 7 ч 21 мин, но намного уступила по итогам голосования первой. Дело, конечно, не только в выборе каналов, но и в этом тоже. [7]В ответ на исследовательскую и практическую необходимость видеть систему социальных коммуникаций в целом, во всем ее многообразии; понимать сущность, функции, многосоставность, своеобразие каждого из видов общения возникают новые науки: коммуникология (теоретическая — о месте и роли социальных коммуникаций в обществе) и коммуникативистика (прикладная — о методах и приемах коммуникативной деятельности). А к коммуникативным видам деятельности относят ПР, рекламу, маркетинг, имиджмейкерство, журналистику и не названные «другие».[8]

Социология СМИ — отрасль  социологической науки и вместе с тем часть наук о журналистике. В нее входят как теоретические, так и эмпирические исследования. Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия  такого функционирования. Теоретические  исследования дают основания для  оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований.

Социологический подход к  СМИ характеризуется такими чертами:

■        единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений;

■        изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты;

■        учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционирования СМИ в разных странах.

Методы исследования изучаемых  проблем в социологии СМИ: доступность  информации и информационное неравенство; динамика, изменения в характере  информационного потребления; участие  аудитории в коммуникациях; роль СМИ в формировании и поддержании  идентичности политической нации; формирование интересов массовой аудитории в  эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность и глобализация; своеобразие  СМИ в разных странах.

В социологии социальная коммуникация рассматривается как социальный процесс — «необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляются передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.».[9]Предмет данной дисциплины следует определить с учетом следующих обстоятельств:

■       социология СМИ является одной из предметных областей (отраслей) социологии;

■       вместе с тем социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;

■       социология СМИ — многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.

            1.2. Понятие и сущность общественного сознания

Категория сознания употребляется  в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением. Поэтому сознание лучше употреблять в широком смысле слова как синоним высшей формы отражения мира, свойственный человеку. Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни и формы , различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Формы общественного сознания:

1)Политическая - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в том числе и на экономику.

1)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.  

2)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)

3)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

4)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.

5)Наука - научные представления. [2]

 

К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя:

1) накопленный веками опыт трудовой  деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем  мире, стихийное мировоззрение, сложившееся  из фактов;

Информация о работе СМИ, как фактор формирования общественного сознания