Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа
Целью проведения исследования является выявление способов влияния СМИ на сознание человека и его последствий, отразившихся на формировании общественного сознания.
В процессе выполнения работы были поставлены задачи такие как:
• рассмотрение понятия общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование;
• выявить способы манипулирования общественным сознанием;
• проанализировать формирования общественного сознания под воздействием СМИ.
Введение
Раздел №1.Социология СМИ и понятие общественное мнение.
1.1.Социология СМИ
1.2. Понятие и сущность общественного сознания
1.3. Формирование общественного сознания
1.4.Влияние средств массовой информации на свободу выбора личности
Раздел №2. Исследования в области социологии СМИ
2.1. Влияние СМИ на политические решения
2.2.Отношение школьников к СМИ.
2.3. Отношение школьников к печатным СМИ.
2.4. Телевизионные предпочтения старшеклассников.
Заключение
Литература
Министерство образования, науки, молодёжи и спорта Украины
Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина
Социологический факультет
Курсовая работа
по курсу
«Вступление в социологию и социальную работу»
на тему:
«СМИ, как фактор формирования общественного сознания»
Студентки 1-го курса
группы СЦ – 12
Стрелянной М.В.
Научный руководитель:
Кутырёва В.И.
Харьков 2012
Оглавление:
Введение
Раздел №1.Социология СМИ и понятие общественное мнение.
1.1.Социология СМИ
1.2. Понятие и сущность общественного сознания
1.3. Формирование общественного сознания
1.4.Влияние средств массовой информации на свободу выбора личности
Раздел №2. Исследования в области социологии СМИ
2.1. Влияние СМИ на политические решения
2.2.Отношение школьников к СМИ.
2.3. Отношение школьников к печатным СМИ.
2.4. Телевизионные предпочтения старшеклассников.
Заключение
Литература
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на сегодняшний день СМИ занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие человека с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Украина находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об функции средств массовой информации, выполняемой благодаря возросшей тенденции их к манипулированию общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.
Само развитие и распространение СМИ имеет двоякий смысл. С одной стороны существуют положительные аспекты, такие как практически неограниченный доступ к информационным ресурсам без учета временных и пространственных рамок, процесс глобализации. С другой – развитие СМИ как техническое, так и содержательное, привело к качественному изменению назначения средств массовой информации: к коммерциализации, изменению идеологических взглядов, служению групповым интересам, к искажению фактов и сведению личных счетов. Таким образом, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания.
Таким образом, возвращаясь
к актуальности выбранной темы, сделаем
выводы: на современном этапе развития
и функционирования СМИ существуют
различные проблемные аспекты, нуждающиеся
в более подробном
Объектом исследования, в этой курсовой работе, служит формирование общественного сознания.
Предмет исследования – особенности влияния СМИ на формирование общественного сознания.
Целью проведения исследования является выявление способов влияния СМИ на сознание человека и его последствий, отразившихся на формировании общественного сознания.
В процессе выполнения работы были поставлены задачи такие как:
1.1. Социология СМИ
В последней четверти прошедшего века многое было сказано и по поводу медиатизации — возрастания объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей; усиления роли фокусирования СМИ на явлениях и персонах, зависимость их статуса от внимания медиа.
Американский обществовед
Э. Гидденс считает,что «
Информация становится едва ли не главным ресурсом, который необходим человечеству. Потребовалось развитие основ информационной безопасности, норм защиты интеллектуальной собственности, поскольку легкость, с которой информация воспроизводится, тиражируется, распространяется, подрывает основы отношений вокруг святая святых — частной собственности.
Развитие Интернета
обострило информационные
«И социальная справедливость,
и свобода становятся все
Сами СМИ, содержание, распространяемое одним каналом информации, часто становятся объектом освещения в других. Колонка или целый раздел о телевидении и его персонах — непременная часть массовых печатных изданий, а обзор прессы — частый гость в вещательных каналах. О. Тоффлер назвал этот процесс слияния СМИ, взаимного их использования в качестве источников информации — «media-fusion». Он описал типичную картину: «Журналист берет интервью у фермера из Айовы, а его самого снимает фотограф, которого, в свою очередь, записывают на видеомагнитофон операторы телевидения, и все это становится сюжетом о средствах массовой информации в каком-либо журнале»[6] . Появление Интернета лишь усугубило «взаимоперетекание» информации, многослойность отношений в медиамире, своеобразный постмодернистский коллаж из жизни СМИ и снижение доли первичной информации из самой жизни.
Еще одно важное обстоятельство. Сначала в наиболее развитых странах, а позже и в других, множатся ряды людей и круг профессий, где повседневно приходится решать задачи по выбору каналов коммуникации для общения с контрагентами (общественностью, аудиторией, потребителями, электоратом, конкурентами, партнерами, клиентами и т.п.) — для рекламы, ПР.
Только один пример того, как важно не ошибиться с выбором коммуникативных средств. В процессе думских выборов 1996 г. КПРФ получила 22,31% голосов, а партия «Наш дом» — 9,6%. При этом время на телевизионную рекламу первой из названных партий составило всего-навсего 5 мин 49 с, а основной упор в работе с электоратом делался на сохранившуюся сеть первичных партийных организаций. Вторая партия сполна использовала лимит времени на телевизионные показы — 7 ч 21 мин, но намного уступила по итогам голосования первой. Дело, конечно, не только в выборе каналов, но и в этом тоже. [7]В ответ на исследовательскую и практическую необходимость видеть систему социальных коммуникаций в целом, во всем ее многообразии; понимать сущность, функции, многосоставность, своеобразие каждого из видов общения возникают новые науки: коммуникология (теоретическая — о месте и роли социальных коммуникаций в обществе) и коммуникативистика (прикладная — о методах и приемах коммуникативной деятельности). А к коммуникативным видам деятельности относят ПР, рекламу, маркетинг, имиджмейкерство, журналистику и не названные «другие».[8]
Социология СМИ — отрасль социологической науки и вместе с тем часть наук о журналистике. В нее входят как теоретические, так и эмпирические исследования. Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия такого функционирования. Теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований.
Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами:
■ единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений;
■ изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты;
■ учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционирования СМИ в разных странах.
Методы исследования изучаемых проблем в социологии СМИ: доступность информации и информационное неравенство; динамика, изменения в характере информационного потребления; участие аудитории в коммуникациях; роль СМИ в формировании и поддержании идентичности политической нации; формирование интересов массовой аудитории в эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность и глобализация; своеобразие СМИ в разных странах.
В социологии социальная коммуникация рассматривается как социальный процесс — «необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляются передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.».[9]Предмет данной дисциплины следует определить с учетом следующих обстоятельств:
■ социология СМИ является одной из предметных областей (отраслей) социологии;
■ вместе с тем социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;
■ социология СМИ — многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.
1.2. Понятие и сущность общественного сознания
Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением. Поэтому сознание лучше употреблять в широком смысле слова как синоним высшей формы отражения мира, свойственный человеку. Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни и формы , различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.
Формы общественного сознания:
1)Политическая - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в том числе и на экономику.
1)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.
2)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)
3)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)
4)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.
5)Наука - научные представления. [2]
К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя:
1) накопленный веками опыт
Информация о работе СМИ, как фактор формирования общественного сознания