Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа
Целью проведения исследования является выявление способов влияния СМИ на сознание человека и его последствий, отразившихся на формировании общественного сознания.
В процессе выполнения работы были поставлены задачи такие как:
• рассмотрение понятия общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование;
• выявить способы манипулирования общественным сознанием;
• проанализировать формирования общественного сознания под воздействием СМИ.
Введение
Раздел №1.Социология СМИ и понятие общественное мнение.
1.1.Социология СМИ
1.2. Понятие и сущность общественного сознания
1.3. Формирование общественного сознания
1.4.Влияние средств массовой информации на свободу выбора личности
Раздел №2. Исследования в области социологии СМИ
2.1. Влияние СМИ на политические решения
2.2.Отношение школьников к СМИ.
2.3. Отношение школьников к печатным СМИ.
2.4. Телевизионные предпочтения старшеклассников.
Заключение
Литература
[13]
Как мы видим на мнение респондентов,
в вопросе о политике, СМИ влияет
в самой малой степени, т.е. доверие
у респондентов вызывает мнение близких
и родственников. Но все, же решающие
влияние на выбор кандидата в
большей степени оказывают
2.2.Отношение школьников к СМИ.
Информационное поле современной
молодёжи складывается не только из той
информации, которая поступает к
молодёжи из СМИ. Источником информации
молодёжи об окружающем мире может
служить также референтная
Известно,
что массовая культура во многом определяет
поведение, образ жизни, ценности, вообще
сознание людей. Обследование информационных
пристрастий молодёжи позволит определить
их установки, ценностные ориентации.
Согласно данным исследования,
72,6% старшеклассников в возрасте от 14 до
18 лет получают информацию о событиях,
происходящих в Вологодской области, стране
и мире, из средств массовой информации,
22,8% молодежи - от друзей, родственников,
знакомых.
Большинство участников исследования
(45,8%) склоняются к мнению, что средства
массовой информации - это "глаза
и уши народа", 17,5% определяют СМИ
как "четвёртую власть", 13,0% выразили
мнение, что это "страшное оружие
в руках власти", лишь 8,3% определили
СМИ как "средства для отдыха".
Сами старшеклассники
в большинстве своем признают, что влияние
со стороны СМИ действительно существует
(см Рис.1).
В молодёжной среде особо
популярны такие темы, рубрики, как
"Новости" (62,5%), "Криминальные новости"
(45,7%), передачи "О жизни известных
людей" (29,6%), научно-популярные передачи
(27,3%). Менее популярны - реалити-шоу
(26,1%), спортивные новости (23,4%), ток-шоу
(16,2%), события культуры (10,1%). Меньшая
популярность этих рубрик связана, прежде
всего, со спецификой их аудитории, так,
спортивные новости чаще предпочитают
лица мужского пола, а, например, реалити-шоу
больше интересны девушкам.
Наиболее популярные у современных старшеклассников
виды СМИ - телевидение, печатные издания,
газеты и журналы, Интернет, радио (см Рис.2).
2.3. Отношение школьников к печатным СМИ.
Анализ результатов анкетного опроса позволяет сделать вывод о низкой популярности печатных СМИ среди старшеклассников
По данным исследования, 35,2% участников опроса в среднем за год прочитывают от 2-х до 5-ти книг, 18,6% - одну, 13,7% - от 6-ти до 10-ти книг, 12,2% - более 10-ти книг. 19,9% - за последний год не прочитали не одной книги. При этом наиболее читающая часть молодёжи - это девушки.
Читать старшеклассники предпочитают больше детективы (36,8%), любовные романы (32,6%), приключенческую литературу (27,8%), фантастику (26,3%), исторические романы (21,5%). 12,8% из числа участников опроса показали, что предпочитают читать классическую литературу. 12,9% ответили, что им всё равно, что читать. Предпочтения юношей в отношении литературы несколько отличаются от предпочтений девушек. Так, мальчики больше предпочитают читать детективы (41,3%), фантастику (38,5%), приключения (28,2%), криминал (24,6%), девушки - любовные романы (51,0%), детективы (33,4%), приключения (27,5%), исторические романы (27,0%).
Гораздо востребованнее книг
оказались журналы, имеющие сомнительную
информативную ценность, - в основном
это глянцевые издания, служащие
лишь целям развлечения и
2.4. Телевизионные предпочтения старшеклассников.
Обработка анкетных данных дала следующие результаты: большинство старшеклассников смотрят телевизор от 3 до 5 часов в сутки, треть – от1 до 3 часов, а 17% - от 5 до 8 часов. Следует отметить, что время телевизионного просмотра менее 1 часа отметили лишь 1,3% учеников (см Рис.3).
Если рассматривать временные рамки относительно ТВ-просмотра, то для большинства наиболее привлекательным является время в интервале с 20.00 до 23.00 (см рис.4).
Из этого можно сделать вывод, что в жизни абсолютного большинства опрошенных школьников телевидение играет значительную роль, отнимая большую часть свободного времени (до 8 часов в сутки), которую можно было бы потратить на развивающие мероприятия (занятия в спортивных секциях, дополнительное образование, активный образ жизни). Кроме того, такое времяпрепровождение оставляет меньше времени на подготовку к занятиям, что не может не сказаться на успеваемости учеников. Во-вторых, непрерывный просмотр телевизора накладывает отпечаток и на их здоровье. Происходит ухудшение зрения, угнетение нервной системы, а снижение двигательной активности, с которым сопряжены просмотры телепередач, влечет за собой отрицательные последствия для всего организма.
Также
был проведен опрос относительно
предпочтений в выборе полнометражных
фильмов. 29,2% респондентов каждый день
смотрят кинофильмы, причём наиболее популярными
среди молодёжи являются зарубежные (30,2%)
и отечественные (21,4%) полнометражные фильмы.
Вместе с тем, девушки большее предпочтение
отдают отечественным фильмам, а юноши
- зарубежным. Ниже популярность сериалов,
при этом отечественные сериалы смотрят
12,3% молодёжи, зарубежные - 7,1%. 29,0% респондентов
ответили, что им всё равно,
что смотреть.
Наиболее популярные у школьников города
Череповца жанры кинофильмов – комедии,
ужасы, мелодрамы, исторические фильмы,
детективы, приключенческие фильмы, боевики
и триллеры (см Рис.5). Меньшей популярностью
пользуются фильмы для детей и юношества
(4,1%). Вместе с тем у юношей большей популярностью
пользуются комедии (39,2%), боевики (34,8%),
ужасы (30,0%), триллеры (27,2%), детективы (26,7%);
у девушек - комедии (63,4%), мелодрамы (42,6%),
исторические фильмы (29,8%), ужасы (26,4%), приключенческие
фильмы (24,5%).
Как показали результаты опроса, предпочтения старшеклассников относительно выбора ими телевизионных каналов разделились так: наибольшее число голосов получили такие каналы, как MTV, МузТВ, ТНТ, СТС, то есть имеющие исключительно развлекательный формат. Федеральные же каналы (1-й, Россия, НТВ) в предпочтениях опрошенных школьников занимают почти равное положение. Дело не только в том, что порядок подачи новостей по трем каналам центрального телевидения практически идентичен, но и в том, что оценка происходящих в стране и мире событий в них часто совпадает. Кроме того, многие ток-шоу и телесериалы, показываемые по центральному телевидению, очень похожи друг на друга и не предоставляют телезрителю особого простора для выбора. В пользу этого также свидетельствует тот факт, что почти никто из респондентов в качестве объекта предпочтения не указал какой-то один канал, а большинство назвало целый ряд каналов, часто включающих как федеральные, так и коммерческие.
Большинство опрашиваемых учеников сообщили, что отдают предпочтение развлекательным передачам. Просвещающие программы не пользуются успехом у старшеклассников (см Рис.6).
Таким образом, при просмотре телевизионных программ, старшеклассники обращают внимание на предоставляемые им возможности развлечения и отдыха.
Полученные данные доказывают
тот факт, что определяющую роль
в формировании информационного
пространства старшеклассников играют
средства массовой информации, выполняя
тем самым свои главные функции:
информационную, регулятивную и
культурологическую. Но можно заметить,
что школьники, в отличие от респондентов
старше 18ти, не поддаются политическому
влиянию через СМИ, т.к. для них
СМИ это возможность для
Заключение
В процессе работы над курсовой были выполнены такие задачи, как:
Я рассмотрела тему влияния СМИ на старшеклассников, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует.
На основе проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы:
В целом для российских СМИ, в особенности для радио и телевидения, становятся наиболее свойственны развлекательные тенденции, а традиционные функции СМИ - информационная и просветительская - часто отходят на второй план, а то и вовсе игнорируются. Современные российские СМИ также утрачивают воспитательные моменты, а чрезмерная привязанность школьников к телевизионным и электронным СМИ приводит к негативным последствиям психологического, нравственного и физиологического характера.
Проведенный анализ предпочтений старшеклассников относительно различных видов СМИ позволяет сделать вывод о высокой популярности у респондентов радио и телевидения и низкой - печатных СМИ, особенно газет. В целом цели обращения опрошенных школьников к СМИ связаны с развлечением, а не с информированием, о чем говорят результаты анализа предпочтений старшеклассников. Среди печатных изданий школьники выбирают лишь молодежные развлекательные журналы. Все большее распространение в молодежной среде получает такой источник информации, как Интернет. Каждый десятый опрошенный пользуется им ежедневно, в большинстве случаев старшеклассники прибегают к нему в поисках полезной информации и за развлечениями.
А вот влияние на взрослое поколение уже проходит в информационной и просветительской функции,т.к. интерес к новостям и печатным изданиям у них выше. Как таковое влияние взрослое поколение не признает, но все же одним из решающих факторов влияния на общественное мнение, как мы види миз 1го исседования, существует.
Я считаю, что социологи должны интересоваться такими проблемами как: влияние СМИ на формирование общественного мнения, способы манипуляции СМИ, информационная и просветительская функция СМИ.
Литература:
1. Волкогонов Д. А., Психологическая
война. Подрывные действия
2.Елькин Р., Общественное
сознание. Сущность. Уровни. Формы /[Электронный
ресурс]. –– Режим доступа: http://www.webstarstudio.com/
3 Гидденс Э., Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с. С.414.
4 Пьер Бурдьё. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. — М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с. С.25
5. Тоффлер Э., Метаморфозы власти/ Пер. с англ.К.Ю. Бурмистров /. — М.: "Издательство ACT", 2001. – 669с. С. 447.
6. Тоффлер Э., Метаморфозы власти/ Пер. с англ.К.Ю. Бурмистров /. — М.: ООО "Издательство ACT", 2003. - 669 С. 425.
7. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов // — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
8. Коммуникативные стратегии на пороге XXI века (Материалы международной конференции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология и политика. ,1999. №3. С. 212.
9. Осипов Г.В., Социология. Основы общей теории.// — М., 2002.
10. Мельник М., Постульга
В., ЗМІ і влада в Україні:як
подолати корупцію?/
11. Иванова Н.С. ,Влияние
средств массовой информации
на свободу выбора личности//
12.Дуцик Д., Політична журналістика//
К.; Вид.дім «Киево-Могелянська
13. Еженедельный опрос «Омнибус
ВЦИОМ», прес-выпуск №791/[Электронный ресурс]/
––Режим доступа : http://wciom.ru/index.php?id=
Информация о работе СМИ, как фактор формирования общественного сознания